Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является раскрытие закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.
Задачами работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.

Содержание работы

Введение
1.Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
2. Сущность, виды и функции налогов
3. Особенности финансовой политики в РФ
Практикум
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)



Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3 1.Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура…4

2. Сущность, виды и функции налогов……………………………………...11

3. Особенности финансовой политики в РФ………………………………..19

Практикум ……………………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….27Список использованной литературы………………………………………..…28 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение  экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от централизованно  планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

Иначе говоря, актуальность данной работы заключается в том, что финансовая политика государства  является в нынешних условиях главным  фактором выхода из кризиса, организации  экономического развития, именно она  совершенствует рыночные отношения и обеспечивает решение социальных вопросов.

Целью данной курсовой является раскрытие закономерности развития финансовых отношений в  финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.

Задачами работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.

 

 

 

1.Финансовые отношения  и финансовая система: сущность  и структура

Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.

В финансах различают  три составные части:

  1. Финансы населения
  2. Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т.е. децентрализованные финансы
  3. Общегосударственные, т.е. централизованные финансы

Финансы населения  состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

Децентрализованные  финансы (финансы хозяйственных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

Централизованные (государственные) финансы — это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, государственный бюджет.

Совокупность  денежных отношений, возникающих в  связи с движением денежных средств, образуют финансовые отношения. Финансовые отношения - это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.

Социально-экономическая  сущность финансовых отношений заключается  в исследовании – за счет каких  источников государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах  их использует.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам:

  1. Между государством и предприятиями. Охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.
  2. Между фирмами. Строятся на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.
  3. Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.
  4. Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.
  5. Между государством и общественными организациями.
  6. Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т.д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т.п.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур, и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.

Финансовая  система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.

Чем развитее рыночные отношения, чем сложнее и разнообразнее  экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система  и тем больше ее финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую маневренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

 


 







 


 




 

 

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих предприятий. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели. Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ.      

 Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Ведущим звеном финансов государства выступает государственный бюджет - годовой финансовый план расходов государств и источников их покрытия. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.

Расходная часть государственного бюджета предполагает обеспечение затрат государства на социальные нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономикеосновные поступления в госбюджет — это подоходный налог с населения (до 80 %).

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты  социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов.  Местные бюджеты - бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает  значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%. Местные финансы охватывают широкую группу местных налогов, местных субсидий, специальных фондов.     

 Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных, налогов. Кроме них собираются иные налоги, административные сборы и местные налоговые лицензии. Междугосударственным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Необходимо, чтобы границы налогообложения были законодательно подтверждены, с тем, чтобы местные власти не злоупотребляли правом вводить дополнительные налоги.

Бюджет центрального правительства  и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию. Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов Федерации, земель и т.д.).

К бюджету относятся также  различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры. Крупнейшими являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.

В любом государственном  образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.

Расходная часть бюджета, характеризует направление и  цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства