Финансы и Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Прошлые годы показали всю сложность развития экономических событий и хода бюджетного процесса в России. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, а также под влиянием отдельных комитетов, Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя финансовую политику, Министерство финансов ,а так же финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств. Несмотря на приложенные усилия, получая бюджетные средства, во многом приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Содержание работы

Введение
Глава1. Возникновение финансов .
А)Предпосылки возникновения финансов
Глава2.Функции, признаки и особенности финансов
А) Функции финансов
Б) Признаки финансов
В) Особенности финансов
Глава 3 Финансовая система Российской Федерации
А) Структура финансовой системы
Б) Общегосударственные фонды и финансы Хозяйствующих субъектов
Глава 4. Современная финансовая система Российской Федерации.
1) Государственная финансовая политика
А) Бюджетная политика
Б) Налоговая политика
В) Таможенная политика
Г) Финансовая политика предприятий
2) Общие понятия управления финансами
А) Объект и субъект управления
Б) Методы управления
В) Цели управления
3) Финансовый контроль
А) Инициативный контроль
Б) Предварительный контроль
В) Текущий контроль
Г) Последующий контроль
Д) Государственный контроль
Е) Внутриведомственный контроль
Ж) Внутрихозяйственный контроль
З) Муниципальный контроль
И) Общественный контроль
К) Независимый (аудиторский) контроль
Л) Ревизия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 180.24 Кб (Скачать файл)

Во-первых  важно знать взаимосвязь финансов с экономическими категориями как цена, заработная плата, кредит. А также, в какой последовательности эти категории вступают в распределительный процесс.

 

  1. Цена.

 Она первой вступает в  распределительный процесс и  определяет первичные пропорции  в нем. Колебания цены вокруг  стоимости создают поле деятельности  для финансов

В цене заключены  все структурные части стоимости, которые в следующем  распределяются и получают экономические формы  в виде финансовых ресурсов и фондов. В условиях жесткой централизации  доля заработной платы меньше; доля же доплат к заработной плате - больше.

В условиях демократии: заработная плата - основная, а дополнительные выплаты значительно  меньше. Цена подготавливает условия  для функционирования финансов. Либо средства накапливаются у предприятия, но тогда увеличиваются суммы  налогов, либо общественный продукт  разрастается, это приводит к высвобождению  ресурсов, которые перемещаются в  отрасли с наиболее высокой нормой прибыли.

Финансы конкретизируют те пропорции, которые  заложены ценой.  Финансовое распределение  отличается от ценового тем, что объектом ценового распределения выступает  только часть стоимости валового общественного продукта (та, где  цена отклоняется от стоимости). Финансы  распределяют всю стоимость валового общественного продукта. По отношению  к ценовому распределению, финансовое распределение является вторичным. Ценовое распределение на поверхности  незаметно, оно скрыто в общей  массе выручки. Финансовое распределение  четко просматривается. Ценовое  распределение занимается только распределением, а финансовое - распределением и  перераспределением.

 

2) Зарплата.

Следом  за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия  для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда. Эти категории создают предпосылки  для воспроизводства рабочей  силы; во взаимодействии стимулируют  воспроизводственный процесс.

С помощью  финансов формируется множество  фондов, а с помощью заработной платы - фонд заработной платы и премиальный  фонд. Они составляют фонд оплаты труда. Заработная плата - основа для уплаты налогов. Источником заработной платы  являются финансовые ресурсы, а фонд заработной платы при его экономии сам становится источником финансовых ресурсов.

3) Кредит.

 Фонды  банков формируются на стадии  перераспределения, т.е. кредит  завершает распределительный процесс.  Кредитные ресурсы формируются  в результате того, что появляется  несоответствие в наличии собственных  средств и их потребностью. Кредит  дополняет финансовые ресурсы  и позволяет происходить процессу  расширенного воспроизводства.

В) Особенности финансов.

- средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;

- средства  при финансировании выдаются  на определенные цели; бесплатно  безвозвратно.

С помощью  кредита происходит перераспределение  финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Постоянно происходит переливание кредитных  ресурсов в финансовые ресурсы и  наоборот. Все фонды предприятия  концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных  фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много  общих черт, но основной является широкое  использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Использование финансов в условиях рынка.

Объективные предпосылки и возможности использования  финансов

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства  и процесс в целом. Объективные  предпосылки влияния связаны  с двумя обстоятельствами:

- финансы  функционируют во всех сферах  общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

- финансы  обладают потенциальным свойством  быть катализатором  процессов  экономики, что вытекает из  распределительной функции.  Распределение  начинается в сфере материального  производства. Эта сфера включает 4 стадии, где определяющей является  стадия производства.

а) сфера  материального производства, таким  образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера  обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его  стоимость. Товар продается,  предприятие  получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды  возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли  продажи.

в) сфера  потребления, где выделяют:

- коммерческие  организации;

- бюджетные  организации

В настоящее  время можно встретить организации  смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных  организаций.

Наряду  с предпосылками существуют возможности  использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная  категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование  финансов в интересах общества и  отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической  категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - это экономическая категория воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

- количественно  (характеризуется пропорциями распределительного  процесса);

- качественно  (характеризуется воздействием финансов  на материальные интересы субъектов  хозяйствования).

   Количественная сторона влияния  характеризуется пропорциями в  распределительном процессе. Качественное  влияние характеризует воздействие  финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов  хозяйствования. Сознательное использование  финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых  проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов  достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

- с позиции  обеспечения потребностей расширенного  воспроизводства необходимыми финансовыми  источниками;

- с точки  зрения использования финансов  для регулирования стоимостной  структуры;

- с позиции  использования финансов, как экономического  стимула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Финансовая система Российской Федерации

А) Структура финансовой системы

Б) Общегосударственные фонды и финансы Хозяйствующих субъектов

Государство как центральный  институт по управлению обществом состоит  из политической, экономической, социальной, религиозной и других структур. Основу экономической структуры составляют отношения, возникающие в государстве. В них участвуют четыре субъекта: 
 
- государственные органы власти; 
 
- региональные органы власти; 
 
- хозяйствующие субъекты; 
 
- население. 
 
У каждого из этих субъектов свои права и обязанности. С целью реализации этих прав они вступают в определенные отношения, в т.ч. и товарно-денежные, что приводит к возникновению финансовой системы. 
 
Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во- первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей. 
 
Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей. 
 
Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.

А) Структура финансовой системы

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

 

 

 

Финансовая система РФ состоит  из трех крупных блоков:

- государственные финансы; 
- местные финансы; 
- финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет  следующие функции:

- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны); 
- регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики); 
- стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств); 
- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный  бюджет подразделяется на федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

Особое место среди этих органов  занимает Министерство финансов РФ, основными  задачами которого являются:

- совершенствование бюджетной  системы РФ и развитие бюджетного  федерализма; 
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ; 
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; 
- разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; 
- разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ; 
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ; 
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; 
- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; 
- осуществление государственного финансового контроля; 
- методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию  управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами  является составление финансовых планов, основной формой которых выступает  бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

Информация о работе Финансы и Финансовая система Российской Федерации