Финансы и Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Прошлые годы показали всю сложность развития экономических событий и хода бюджетного процесса в России. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, а также под влиянием отдельных комитетов, Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя финансовую политику, Министерство финансов ,а так же финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств. Несмотря на приложенные усилия, получая бюджетные средства, во многом приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Содержание работы

Введение
Глава1. Возникновение финансов .
А)Предпосылки возникновения финансов
Глава2.Функции, признаки и особенности финансов
А) Функции финансов
Б) Признаки финансов
В) Особенности финансов
Глава 3 Финансовая система Российской Федерации
А) Структура финансовой системы
Б) Общегосударственные фонды и финансы Хозяйствующих субъектов
Глава 4. Современная финансовая система Российской Федерации.
1) Государственная финансовая политика
А) Бюджетная политика
Б) Налоговая политика
В) Таможенная политика
Г) Финансовая политика предприятий
2) Общие понятия управления финансами
А) Объект и субъект управления
Б) Методы управления
В) Цели управления
3) Финансовый контроль
А) Инициативный контроль
Б) Предварительный контроль
В) Текущий контроль
Г) Последующий контроль
Д) Государственный контроль
Е) Внутриведомственный контроль
Ж) Внутрихозяйственный контроль
З) Муниципальный контроль
И) Общественный контроль
К) Независимый (аудиторский) контроль
Л) Ревизия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 180.24 Кб (Скачать файл)

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

- зачисление доходов на единый  счет федерального бюджета; 
- распределение федеральных регулирующих налогов; 
- возврат излишне уплаченных сумм доходов; 
- учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:

- разрешение на осуществление  платежа; 
- осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают  экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

1)  предоплату счетов; 
2)  взаимозачетные операции; 
3)  товарообменные (бартерные) операции; 
4)  замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; 
5)  задаток; 
6)  банковскую гарантию или поручительство; 
7)  залог; 
8)  цессию, т. е. уступку прав требования; 
9)  факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию; 
10)  учет векселей и др.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового  контроля являются предварительный, текущий  и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.

Б) Общегосударственные фонды и  финансы Хозяйствующих субъектов 

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

 

Общегосударственным финансам принадлежит  ведущая роль:

1) в обеспечении определенных  темпов развития всех отраслей  народного хозяйства;

2) перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

Общегосударственные финансы органически  связаны с финансами предприятий.

 С одной стороны главным  источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

С другой - процесс расширенного воспроизводства  осуществляется не только за счет собственных  средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. С помощью него происходит перераспределение национального дохода, что позволяет маневрировать денежными средствами и влиять на темпы развития общественного производства.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.

Финансы предприятий различных  форм собственности, являясь основой  единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятия зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участи в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики предприятия  осуществляют свою деятельность на началах  коммерческого расчета, целью которого является получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации, формируют и используют фонды различного назначения, изыскивают необходимые им средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

В России финансовая политика является прерогативой федеральных  органов управления.

 Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

 

К федеральным  органам исполнительной власти, определяющим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

• Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

 

• Министерство финансов РФ, одной из основных задач которого является разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ. В составе Министерства финансов есть специальные департаменты бюджетной политики и налоговой политики;

 

• Министерство экономического развития и торговли РФ принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики РФ;

 

• Министерство РФ по налогам и сборам вырабатывает и осуществляет налоговую политику с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;

 

• Государственный таможенный комитет РФ участвует в разработке таможенной политики РФ и реализации этой политики.

 

Следует отметить, что государственную тайну  составляют сведения о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей  по внешней задолженности), а также  о финансовой или денежно-кредитной  деятельности, преждевременное распространение  которых может нанести ущерб  безопасности государства

 

 

  1. Государственная финансовая политика

 

Государственная финансовая политика включает: бюджетную  политику; налоговую политику; ценовую  политику; таможенную политику.

 

А) Бюджетная политика

 

   Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент  РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее  марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном  послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная  политика РФ на очередной финансовый год.

Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

 

Задачами бюджетной политики на очередной финансовый год могут быть:

 

• инвентаризация и оценка эффективности  всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые  программы;

 

• четкое разграничение расходных  и налоговых полномочий между  бюджетами всех уровней, формирование новой системы финансовой поддержки  регионов;

 

• урегулирование кредиторской задолженности  федерального бюджета;

 

• проведение реструктуризации государственного долга и введение единой системы  управления государственным долгом;

 

• совершенствование казначейских технологий и управления государственными финансами  и др.

 

Б) Налоговая политика

 

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т.е. базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики.

Впервые основные положения в области  налогообложения были сформулированы Адамом Смитом (главный его труд – книга «О богатстве народов», 1776). По его мнению, существуют три  источника богатства: земля –  труд – капитал. Отсюда и разные формы налогообложения. Можно рассматривать  налоги на отдельные источники дохода; налоги на всю совокупность доходов. Адам Смит установил знаменитые правила (принципы) налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно  определить заранее; налог необходимо взимать в удобное для плательщика  время; взимание налогов должно быть дешевым.

В дальнейшем финансовая наука обосновала много  весьма полезных выводов для налоговой  политики. Например, превалирование косвенной  системы налогообложения, наиболее удобной для формирования доходов  бюджета, приводит к дальнейшему  обнищанию основной массы населения  страны, поскольку бремя налогов  падает на конечного потребителя  товаров и услуг, т.е. на большинство  населения, имеющее доходы на уровне прожиточного минимума. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях  дохода.

Однако  не все принципы и выводы науки  находят свое применение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в целом и на налоговую политику в частности оказывают сильное  влияние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.

Современная налоговая политика в России связана  с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между  стимулирующей и фискальной ролью  налогов.

Информация о работе Финансы и Финансовая система Российской Федерации