Фискальная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… ……….3
Глава I. Сущность фискальной политики
1.1 Цели и задачи фискальной политики…………………………………….....4
1.2 Инструменты фискальной политики………………………………… ..…...6
1.3 Виды фискальной политики…………………….…………………………..10
1.3.1. Дискреционная ………………………………………………………..11
1.3.2. Недискреционная ……………………………………………………..13
Глава II. Бюджетная политика РФ на современном этапе
2.1 Бюджетная политика РФ на 2008-2010…...……………..............................16
2.2 Расходные обязательства РФ..........................................................................19
2.3 Основные направления бюджетной политики в период кризиса………...22
Заключение………………………………………………………… …………...28
Список используемой литературы…………………………… ………

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИ4.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

Тема: «Фискальная  политика РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2009

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………… ……….3

Глава I. Сущность фискальной политики

1.1 Цели и задачи фискальной политики…………………………………….....4

1.2 Инструменты фискальной политики………………………………… ..…...6

1.3 Виды фискальной политики…………………….…………………………..10

      1.3.1. Дискреционная  ………………………………………………………..11

      1.3.2. Недискреционная  ……………………………………………………..13

Глава II. Бюджетная политика РФ на современном этапе

2.1 Бюджетная политика РФ на 2008-2010…...……………..............................16

2.2 Расходные обязательства РФ..........................................................................19

2.3 Основные направления бюджетной политики в период кризиса………...22

Заключение…………………………………………………………  …………...28

Список используемой литературы……………………………    ……………...30


Введение

 

Фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

В прошлом, в течение  длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство  через фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Каждое правительство  всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

В данной работе раскрывается роль фискальной политики в государственной экономике, и рассматривается ее цели и структура. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять фискальную политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране, и судьба всей страны в целом.

 

Глава I. Сущность фискальной политики

 

1.1 Цели и задачи фискальной политики

 

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

Ныне экономисты самых  различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает  сильнейшее воздействие на любую  экономическую систему.

Фискальная политика – это политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать  безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.

Стимулирующая фискальная политика включает:

1) увеличение государственных  расходов, или 

2) снижение налогов,  или 

3) сочетание первого  и второго. 

Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

Сдерживающая фискальная политика включает:

1) уменьшение правительственных  расходов, или 

2) увеличение налогов,  или 

3) сочетание первого  и второго. 

Фискальная политика должна ориентироваться на положительное  сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Чтобы выяснить, правильна  ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение  совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета  полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.

Фискальная функция  проявляется в обеспечении государства  финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.

Через фискальную функцию  государство обеспечивает:

- достижение баланса  между доходами и расходами  бюджетов;

- равномерное распределение  налоговых поступлений по звеньям  бюджетной системы;

- повышение уровня  социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;

- выполнение функций  и задач государства;

- сохранение социальной  стабильности.

 

1.2 Инструменты фискальной политики

 

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и  частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики, поэтому далее  мы рассмотрим подробнее.

Доходные и расходные  статьи бюджета располагаются в  соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства.

Бюджетные доходы

Доходы государственного бюджета образуются в основном из собираемых налогов. В налоговых  доходах консолидированного бюджета России, в отличие от развитых стран, лидирует не прямой налог на доходы физических лиц (из-за невысоких доходов основной массы населения и ухода от налогов богатой части населения), а косвенные налоги на физических лиц – на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, которые лишь опосредованно уплачиваются конечными покупателями, т.е. преимущественно физическими лицами.

I Налоговые доходы:

  1. Прямые налоги на прибыль (доходы) предприятий и организаций по ставкам, установленным законодательством РФ, на прирост капитала.
  2. Налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда, в том числе подоходный налог с физических лиц.
  3. Налог на добавленную стоимость.
  4. Акцизы.
  5. Лицензионные и регистрационные сборы.
  6. Налоги на товары и услуги.
  7. Налоги на имущество.
  8. Платежи за пользование природными ресурсами.
  9. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, в том числе ввозные таможенные пошлины.
  10. Специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей экономики.
  11. Прочие налоги, сборы и пошлины.

II Неналоговые доходы:

  1. Доходы от государственной собственности или от деятельности субъектов государственного управления.
  2. Доходы от продажи государственного имущества, в том числе от приватизации.
  3. Доходы от реализации государственных запасов.
  4. Доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов.
  5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.
  6. Административные платежи.
  7. Штрафные санкции.
  8. Сборы на специальные услуги.
  9. Доходы от внешнеэкономической деятельности
  10. Поступления на счета налоговых органов.
  11. Прочие неналоговые доходы
  12. Безвозмездные перечисления от:
    • нерезидентов;
    • других уровней власти;
    • государственных внебюджетных фондов;
    • государственных предприятий и учреждений;
    • целевых бюджетных фондов.

Бюджетные расходы

В современном бюджете I место занимают социальные расходы (в России их часто называют расходами на социальные структурные мероприятия) – на образование, культуру, искусство и кинематографию, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику.

Расходы:

  1. Государственное управление, местное управление.
  2. Судебная власть.
  3. Международная деятельность.
  4. Национальная оборона.
  5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.
  6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
  7. Промышленность, энергетика и строительство.
  8. Сельское хозяйство и рыболовство.
  9. Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия.
  10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.
  11. Развитие рыночной инфраструктуры.
  12. Жилищно-коммунальное хозяйство.
  13. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
  14. Образование.
  15. Культура, искусство и кинематография.
  16. Средства массовой информации.
  17. Здравоохранение и физическая культура.
  18. Социальная политика.
  19. Обслуживание государственного долга.
  20. Пополнение государственных запасов и резервов.
  21. Финансовая помощь бюджетам других уровней.
  22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров.
  23. Мобилизационная подготовка экономики.
  24. Прочие расходы.
  25. Целевые бюджетные фонды

 

1.3 Виды фискальной  политики 

 

Фискальная политика как способ финансового регулирования  экономики осуществляется с помощью  мощных рычагов - налогообложения и  государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

Информация о работе Фискальная политика РФ