Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:30, курсовая работа
Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование.
Введение
1. Понятие бюджетного планирования, его принципы и функции
2. Виды бюджетов и подходы к их составлению
3. Мастер-бюджет организации
4. Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии
Заключение
Список литературы
- Бюджеты с временным периодом
Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период.
Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая “накопительские” тенденции.
К недостаткам такого
метода следует отнести
- Гибкие и статичные бюджеты
В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.
Хорошим примером
гибкого бюджета может
Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.
- Переходящие бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем
Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, “с нуля”. В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.
Одним из способов,
с помощью которых можно
При постановке системы бюджетирования на предприятии целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
1) какой отдел
будет заниматься
2) каким из методов
будет осуществляться
3) как будет производиться
контроль за исполнением
4) какими методами
и способами будет
По опыту зарубежных компаний бюджетированием, как правило, занимаются специальные отделы, иногда называемые бюджетной бухгалтерией, и работники этих отделов, именуемые контроллерами.
Бюджетная бухгалтерия
призвана представлять фактические
и нормативные бюджетные
Контроллеры должны
рассчитать ожидаемый результат
деятельности по видам бизнеса и
оценить реальность его достижения.
Кроме того, они обязаны предвидеть
экономическую ситуацию организации
по истечении определенного
Современная бюджетная бухгалтерия развивается по двум направлениям:
- в виде интегрированного
учета исполнения бюджета в
составе финансовой или
- как самостоятельная
бюджетная бухгалтерия,
Исходя из этого, возможны три варианта связи финансовой, управленческой и бюджетной бухгалтерий:
- при первом
варианте организуется
- при втором
варианте существует
- третий вариант
предполагает интегрированную
Бюджетирование осуществляется с помощью финансовых инструментов, называемых бюджетами.
Бюджет - это количественный план доходов и расходов в денежном выражении на определенный период времени. Он необходим для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.
Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур.
В подготовке бюджетов и бюджетной отчетности участвуют разные подразделения организации.
Все бюджеты составляются на основе прогноза объема продаж. При составлении основных бюджетов могут использоваться два подхода (рис. 1):
- прямой - на основе
операционных бюджетов, определения
дебиторской и кредиторской
- косвенный (более упрощенный) - на основе сбалансирования доходов и текущих расходов, первоначальных стартовых затрат и внешнего финансирования.
------------------------------
¦ Общий бюджет ¦
L------------------------T----
-----------------+------------
¦/ ¦/
----------+--------¬ ---------
¦Генеральный бюджет¦ ¦Бюджет по отдельным¦
L-(мастер – бюджет)- ¦ программам ¦
-------------+----------¬ L--------------------
¦/ ¦/
----------+-------¬ ---------+
¦ Операционные ¦ -+ Финансовые ¦
-+ бюджеты ¦ ¦¦ бюджеты ¦
¦L------------------ ¦L-----------------
--- ¦------------------¬ ¦-----------------¬
¦ ++ Бюджет продаж ¦ ++ Бюджет доходов ¦
¦ ¦L------------------ ¦¦ и расходов ¦
¦ ¦------------------¬ ¦L-------
¦ ++ Бюджет ¦ ¦-----------------¬
¦ ¦¦ производства ¦ ++ Бюджет движения¦
¦ ¦LT----------------- ¦¦денежных средств¦
Ч ¦ ¦ ¦----------------¬ ¦L-----------------
а ¦ ¦ ¦¦ Бюджет прямых ¦ ¦-----------------¬
с ¦ ¦ ++ материальных ¦ ¦¦ Бюджет ¦
т ¦ ¦ ¦¦ затрат ¦ ¦¦ прогнозного ¦
н ¦ ¦ ¦L---------------- L+ баланса ¦
ы ¦ ¦ ¦----------------¬ L-----------------
е ¦ ¦ ¦¦ Бюджет прямых ¦
< ¦ L+трудовых затрат¦
б ¦ ¦ L----------------
ю ¦ ¦------------------¬
д ¦ ¦¦ Бюджет ¦
ж ¦ ¦¦ себестоимости ¦
е ¦ ++ произведенной ¦
т ¦ ¦¦ продукции ¦
ы ¦ ¦L------------------
¦ ¦------------------¬
¦ ¦¦ Бюджет ¦
¦ L+ административных¦
¦ ¦ расходов ¦
¦ L------------------
L--
Рис. 1 Схема общего бюджета производственной организации
Косвенный метод составления бюджета. При данном методе составляется ожидаемый бюджет, как правило, на месяц с учетом доходов и расходов организации
Наряду с бюджетами на предстоящий период в процессе бюджетирования составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекший период
Отчеты по бюджетам сводят воедино информацию по планированию, учету, контролю и анализу деятельности организации. Менеджеры должны отслеживать выполнение бюджетов и выявлять так называемые узкие места в деятельности организации.
Отчеты по бюджетам могут готовиться ежемесячно (наиболее частый случай), ежеквартально, по полугодиям и ежегодно. По некоторым данным отчитываются ежедневно (например, по отгрузке), по другим - еженедельно (например, по производству и продажам). Определяется периодичность отчетов путем проведения анализа "затраты/выгоды".
Для того чтобы был результат функционирования бюджетной системы, необходима привязка частных бюджетов к центрам финансовой ответственности. Если такого не происходит, то ситуация оценивается на уровне организации. При этом неэффективность работы организации не дает понять, чем это вызвано. То есть доходы и расходы должны балансироваться по центрам ответственности.
Несомненно, подходы
к формированию центров ответственности
должны быть различными. Центры ответственности
следует определять в зависимости
от характера и содержания функций,
выполняемых соответствующими службами
и подразделениями, ответственными
за использование в производстве
соответствующих видов
Однако кроме
производственных центров ответственности
следует разработать систему
центров, ответственных за контроль
текущих расходов и достижение бюджетных
результатов, поскольку процесс
управления организацией не заканчивается
выходом продукции и
В связи с этим выделяют следующие типы центров ответственности:
- центры доходов,
включающие управление
- центры расходов,
включающие управление
- профит-центры, включающие
управление финансами и
- центры инвестиций,
включающие управление
В данном случае при
формировании центров ответственности
следует учитывать ряд
1) в каждом центре
ответственности должны быть
показатель для измерения
2) в каждом центре
ответственности должен быть
ответственный руководитель, который
не только контролирует, но и
имеет возможность
3) степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было слишком трудоемким;
4) на центр ответственности
целесообразно относить только
прямые расходы,
5) поскольку деление
организации на центры
Кроме бюджетов структурных подразделений разрабатываются бюджеты для отдельных видов деятельности, например бюджет социального развития, бюджет научно-исследовательских работ и др.
Бюджет, скоординированный по всем программам, структурным подразделениям и представляющий план работы организации в целом, называют общим бюджетом (рис. 1) [6].
3. Мастер-бюджет организации
Мастер-бюджет или генеральный бюджет – это система взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический) показывает прогнозируемые объемы продаж и производства. Он сводится к прогнозированию прибылей и убытков каждого подразделения.
В общем виде операционный бюджет выглядит следующим образом:
Бюджет продаж
Опера- План производства
цион- План прямых материальных затрат
ный План прямых трудовых затрат
бюд- План потребности в производственных мощностях
жет Бюджет общепроизводственных расходов
Бюджет цеховой себестоимости
Бюджет общехозяйственных расходов
Бюджет коммерческих расходов (расходы на продажу)
Бюджет прочих доходов и расходов
Бюджет инвестиций
Рис 2. Схема операционного бюджета
Финансовый бюджет
прогнозирует денежные потоки организации.
Обычно он оформляется в виде прогноза
движения денежных средств на планируемый
период времени. Финансовый бюджет составляется
на основании операционного
К финансовым бюджетам относятся бюджет движения денежных средств, бюджетный отчет о прибылях и убытках и бюджетный баланс [8].
В каждой конкретной
организации необязательно
Бюджет продаж.
Цель данного бюджета - рассчитать объем
продаж в целом и по всем видам
продукции. Исходя из стратегии развития
компании, ее производственных мощностей
и, главное, прогнозов в отношении
емкости рынка сбыта
Бюджет производства.
Цель данного бюджета - рассчитать объемы
производства различных видов продукции
исходя из плановых объемов продаж
(результатов расчета
Бюджеты расхода и закупок прямых материалов. На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья па единицу производимой продукции, целевые запасы сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, а исходя из него - объемы закупок и общая величина расходов на их приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении по каждой статье материалов.
Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета - рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчетов бюджетных объемов производства и норм оплаты труда. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции
Информация о работе Формирование и учет затрат на производство продукции птицеводства