Формирование экономики власти (1928 – 1940 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является рассмотреть пути развития экономики власти страны в период первых пятилеток, проанализировать ход действий и результаты.
Развитие экономики власти начало появляться в очень трудных и тяжелых условиях. В стране царили голод и разруха.

Ни одна страна в истории настоящего времени не подвергалась такому насилию. В стране почти не оставалось регионов , где не проходила бы фронтальная. Враги, отступая, намеренно уничтожали заводы и фабрики, рушили мосты, крали скот, вывозили продукты и сырье. На многих предприятиях жизнь замерла. Шахты залило водой, станки испорчены.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Глава 1. Процесс свертывания НЭПа и формирование командно-административной системы…………. ……………………………...…. 4
2. Глава 2. Первые пятилетние планы и ход их выполнения….……….… 8
2.1 Первый пятилетний план……………………………………………. 8
2.2 Второй пятилетний план……………………………………………. 9
2.3 Третий пятилетний план…………………………………………….. 11
3. Глава 3. Коллективизация сельского хозяйства……………….….…… 13
Заключение…………………………………………..…………………… 16
Список использованной литературы…………………………………… 17

Файлы: 1 файл

Формирование экономики власти.docx

— 46.89 Кб (Скачать файл)

 

Формирование  экономики власти (1928 – 1940 гг.)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Глава 1. Процесс свертывания НЭПа  и формирование командно-административной  системы…………. ……………………………...…. 4

2. Глава 2. Первые пятилетние планы и ход их выполнения….……….… 8

2.1 Первый пятилетний план……………………………………………. 8

2.2 Второй пятилетний план……………………………………………. 9

2.3 Третий пятилетний план…………………………………………….. 11

3. Глава 3. Коллективизация сельского хозяйства……………….….…… 13

Заключение…………………………………………..…………………… 16

Список использованной  литературы…………………………………… 17

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс переосмысления нашей истории, а именно всего того, что в ней происходило хорошего или плохого, победы или поражения, только начался. Поэтому хотелось бы остановиться лишь на вопросах формирования экономики власти в период проведения первых пятилеток.

Хочу отметить, что в современном обществе до настоящего времени существует мнение о том, что война была выиграна 191-1945 гг. только благодаря Сталину, за то, что он вовремя провел индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства.

Целью моего реферата является  рассмотреть пути  развития экономики власти  страны в период первых пятилеток, проанализировать ход действий и результаты.  
Развитие экономики власти начало появляться в очень трудных и тяжелых условиях. В стране царили голод и разруха. 
 
Ни одна страна в истории настоящего времени не подвергалась такому насилию. В стране почти не оставалось регионов , где не проходила бы фронтальная. Враги, отступая, намеренно уничтожали заводы и фабрики, рушили мосты, крали скот, вывозили продукты и сырье. На многих предприятиях жизнь замерла. Шахты залило водой, станки испорчены.

 
В 1920г. крупная промышленность в  семь раз сократила выпуск товаров. По производству металла страна была отброшена на уровень петровских времен, по добыче угля и нефти – за грань ХХ века. 
 
Транспорт находился в ужасном состоянии. Основная часть вагонов и паровозов вышла из строя. Железная дорога требовала ремонта, сотни верст рельсов была необходима замена.

 
Люди голодали. Многочисленные очереди целыми сутками стояли у продовольственных лавок. Выдача хлеба была по ограниченной норме. Сахар был величайшим лакомством. Пустели промышленные центры. Тысячи семей стали покидать свои деревни, в поисках лучших условий жизни и хорошей работы.

 
Зимой люди, жившие в городе, страдали от холода. Дома не отапливались, из-за этого в домах лопались трубы, канализация не работала, электрические лампочки тухли. Не лучше было и в деревне. Посевные площади резко сократились, урожайность полей снизилась, животноводство терпело потери. В 1920г. валовая продукция сельского хозяйства составляла 57%   довоенной.

 
Истощение и недоедание влекли за собой тяжкие болезни.

Глава 1.  Процесс  свертывания НЭПа  и формирование командно-административной  системы.

1 октября 1928 г. начался первый  год первой советской пятилетки.  Структура экономики представляла  собой переплетение элементов  НЭПа и административно-командной  системы, порожденной военным  коммунизмом.

Высокие темпы роста в промышленности, увеличение посевных площадей и количества произведенной продукции в сельском хозяйстве позволили к середине 20-х гг. в основном восстановить довоенный  уровень производства. В 1913 г. Россия была страной со средним уровнем  экономического развития. По производству продукции важнейших отраслей промышленности она занимала 5-е место в мире. Однако после первой мировой войны  страны Запада не стояли на месте, и  к 1926 г. уровень производства советской  промышленности в расчете на душу населения был в 5—10 раз меньше, чем в индустриально развитых странах.1

Причины низкой эффективности советской  экономики в конце 20-х гг. достаточно очевидны. Прежде всего, предприятия  не могли самостоятельно решать самые  простые вопросы. Среди членов правлений  промышленных трестов велика была и  доля рабочих, основная часть которых (94,8 %) имела лишь начальное образование.

Новая экономическая политика не представляла собой периода гармоничного и  бескризисного развития. НЭП не мог  реализовать свои потенциальные  возможности. Противоречивость и непоследовательность проводившихся мер дезорганизовали  экономику. Главной причиной сложностей НЭПа стала глубокая противоположность  между относительно свободной экономикой и жестко централизованной политической системой.

В определенном толковании новая экономическая  политика — прообраз управления экономикой демократического типа, но только прообраз, поскольку механизм товарно-денежных отношений и рынка в нем  изначально был разбалансирован  отношениями неэквивалентного обмена между городом и деревней. Оставшаяся за годы империалистической и гражданской  войн без своего основного и оборотного капитала государственная промышленность испытывала трудности в накоплении материально-финансовых ресурсов.

Пытаясь одно время (1922—1923 гг.) добыть их за счет высоких отпускных цен, государственная промышленность натолкнулась на низкую платежную способность  населения и в дальнейшем (1924—1927 гг.) стремилась добиться того же результата за счет кредитной эмиссии и административного  назначения низких оптово-розничных  цен. Это значит, что от открытой инфляции, сопровождающейся ростом цен, гос промышленность перешла к  скрытой, выражающейся в росте эмиссионного налога, большая часть которого падала на крестьянские хозяйства, которые  взамен своей продукции получали необеспеченную товарами денежную массу. Инфляция же побуждала крестьянство в большей мере ценить не деньги, а натуральные запасы продуктов, выдерживающих длительное хранение как резерв на случай неурожая.

Перед руководством страны стоял вопрос о выборе направления дальнейшего  развития. Индустриальный рост был  необходим, но достигнуть его можно  было разными путями. Первый — с  помощью метода новой экономической  политики, второй — через возвращение  к методам «военного коммунизма», основанным на принуждении.

Право на выбор вариантов индустриализации имела только коммунистическая партия, обладавшая политической властью и  контролем над ключевыми финансово-экономическими механизмами.

Первоначально в развернутом виде была выдвинута и обоснована стратегия, рассчитанная на использование методов  нэпа. Согласно директивам состоявшегося  в 1927 г. XV съезда партии Госплан СССР разработал первый пятилетний план. В  основу была положена идея сочетания  в ходе социалистической индустриализации нескольких важнейших взаимосвязанных  целей. Во-первых, индустриальной реконструкции  экономики; во-вторых, увеличения удельного  веса социалистического сектора  экономики; в-третьих, повышения жизненного уровня и культуры народа. Подчеркивалась необходимость одновременного движения к этим целям, их сбалансированность. Учитывая, что некоторые экономические  параметры не поддавались точному  прогнозу, было подготовлено два варианта плана — отправной (минимальный) и оптимальный (максимальный), показатели которого были больше почти на 20 %.

Госплан подготовил к XVI партконференции, проходившей в апреле 1929 г., оба  варианта. Но ЦК ВКП (б) к этому времени  уже решил принимать во внимание только максимальный, который и был  утвержден V Всесоюзным съездом Советов  в мае 1929 г. Первая пятилетка охватывала период с октября 1928 г. по сентябрь 1933 г., т. е. в момент утверждения план уже действовал.

Однако уже во второй половине 1929 г. план был полностью изменен. Последовал ряд постановлений ЦК ВКП (б), СНК  и ЦИК СССР, требующих повышения  показателей по производству многих видов продукции. План с этого  момента перестал быть тем, чем он был в замыслах НЭПовских лет, т. е. инструментом сознательного управления экономикой, сохраняющей собственные  законы и механизмы функционирования. Он становился выражением убеждения  в допустимости ломки экономических  законов. Отныне экономике страны надлежало  идти «большевистскими темпами», цели должны были быть достигнуты во что  бы то ни стало.

За первый год пятилетки промышленное производство выросло почти на 20%, т. е. хотя и несколько менее предусмотренного планом (21,4%), но весьма значительно. На XVI съезде ВКП (б) в июне—июле 1930 г. Сталин потребовал выполнения плана по целому ряду отраслей промышленности «в три  и даже в два с половиной  года». Но уже во второй половине 1930 г. можно было видеть, что темпы  роста не увеличивались.

Координация между отраслями народного  хозяйства, согласованность целей  пятилетки при таком методе проведения индустриализация соблюдаться не могла. Для сверхбыстрых «большевистских» темпов не хватало средств. Финансовые источники, предусмотренные первым пятилетним планом, понадобилось дополнять  новыми. Проблема накопления стала  не предметом теоретических споров или политических столкновений, а  практической потребностью. За исключением  нескольких краткосрочных займов существенной помощи из-за границы не поступило. Рассчитывать можно было только на внутренние резервы.

Главным источником пополнения ресурсов были прямые и косвенные налоги. В 1930 г., когда этих поступлений стало  не хватать, первостепенное значение приобретает  налог с оборота, начисляемый  на цену всех товаров в розничной  торговле. Начиная с 1931 г. был взят курс на значительное повышение цен  на все потребительские нормы. Важным источником были займы, размещаемые  среди населения. Их выпуск начался  в 1926 г. По мере того, как потребности  накопления становились все настоятельнее, займы сделались практически  обязательными. Строго выдерживалась  линия на «замораживание» заработной платы при увеличении норм выработки.

Политическое руководство страны в своей экономической стратегии  исходило из убеждения, что равномерное  движение по всем главным целям пятилетки  практически нереально. Все внимание сосредотачивалось на развитии промышленности. Сталинская стратегия строилась  на убеждении, что преодоления экономической  отсталости следует добиваться ценой  любых социально-экономических, политических, нравственных издержек. Ради поддержания  высоких темпов индустриализации предлагалось сокращение фонда потребления и  жесточайшая экономия средств, определяющих жизненный уровень народных масс.

С этой же целью считалось необходимым  и возможным допустить «товарный  голод» (т. е. недостаток потребительских  товаров), не вполне сбалансированный бюджет, инфляционный рост цен. Стратегия  ускоренного индустриального развития открыто требовала от советских  людей серьезных жертв и призывала  трудящихся сознательно идти на них. Карточная система нормированного снабжения хлебом, введенная в  конце 1928 г., была распространена на все  города без исключения и дополнена  карточками на основные продовольственные  и промышленные товары. Только в 1935 г. карточки были отменены при одновременном  резком повышении государственных  розничных цен.2

Мерами внутренней экономики можно  было увеличить приток в казну  рублей, переставших быть конвертируемыми. Но государству нужна была валюта для закупки за границей современного оборудования, произвести которое на отсталых машиностроительных заводах  внутри страны было невозможно. Товарами, которыми СССР оплачивал свой импорт, были главным образом хлеб, лес, нефть, меха. Если исключить последние, речь шла о товарах, в которых страна сама испытывала острую нужду (в особенности  это относилось к хлебу). За границу  вывозились не излишки, а тот хлеб, который был нужен населению  страны.

Закономерным продолжением курса  на максимальные темпы промышленного  развития стало преобразование методов  управления экономикой.

До конца 20-х гг. управление экономикой строилось не по отраслевому, а по территориально-производственному  принципу. Вся территория СССР была разделена на 16 экономических районов, промышленностью в каждом из них  управлял Совет народного хозяйства. Кроме того, существовала целая система  трестов и синдикатов, организовывавших сбыт продукции и снабжение сырьем.

В начале 30-х гг. тресты фактически прекратили существование, а синдикаты, преобразованные в главки, взяли  на себя функции жесткого регулирования  деятельности предприятий. Совнархозы были упразднены, вводилась отраслевая структура. ВСНХ, объединявший все отрасли  промышленности, с 1932 г. начал дробиться  на все возрастающее число наркоматов. Из различных форм кооперации осталась только потребительская, работавшая строго по плану. Из всех отраслей был вытеснен частник, аннулировались концессии, ликвидировался валютный рынок, началась бесконтрольная эмиссия денег. За четыре года, с 1 января 1929 г. по 1 января 1933 г., находящаяся в  обращении денежная масса увеличилась  в четыре раза.

В конце 1932 г. пятилетка была объявлена  завершенной.

Оценка подлинных результатов, достигнутых к концу 1932 г., позволяет  сделать вывод о том, что на самом деле пятилетка не была выполнена  по большинству позиций.

Конечно, несмотря на все трудности  и проблемы, экономика СССР в годы первой пятилетки развивалась. Темпы  роста были ниже предусмотренных, но все-таки очень высоки. Было построено  или реконструировано 1,5 тыс. крупных  предприятий. Станочный парк в промышленности обновился более чем наполовину. Магнитогорск, Кузнецк, Днепрогэс —  все это было в годы пятилетки. Однако цена индустриального рывка  оказалась крайне высокой, потребовалось  не только перенапряжение сил, но и  жертвы со стороны всего населения  страны.

 

 

 

 

 

Глава 2. Первые пятилетние планы и ход их выполнения3

2.1 Первый пятилетний  план

Выполнение задач первого  пятилетнего плана сопровождалось значительными трудностями –  план промышленности в 1929 г. не был выполнен, строительство многочисленных объектов затягивалось, вкладываемые в них средства не давали отдачи, так как масштаб инвестиций не соответствовал ни возможностям строительных организаций, ни состоянию транспорта и энергетики. В этих условиях, чтобы решить проблему накоплений, власть была вынуждена широко использовать даже те меры, которые ранее категорически отвергались, – прежде всего обратиться к помощи денежного станка.

Информация о работе Формирование экономики власти (1928 – 1940 гг.)