Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ формирования и распределения прибыли торговой организации. В ходе реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
экономическая сущность прибыли, показатели использования прибыли и механизм ее распределения;
проведение анализа эффективности использования прибыли и пути ее увеличения;
направления увеличения прибыли;
Введение………………………………………………………….……………3
Сущность и функции прибыли……………………..…………………….5
Виды прибыли. Факторы, оказывающие влияние на изменение прибыли……………………………………………………………………10
Распределение прибыли торговой организации………………….…….22
Заключение…………………………………….……………………………..39
Список использованной литературы……………………………….……….41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………….……………
Список использованной литературы……………………………….……….41
Введение
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Прибыль в торговле – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.
Прибыль — многозначная экономическая категория. От рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования торгового предприятия, возможности которого во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. В современных условиях проблема повышения прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия, осуществляющего деятельность в сфере торговли. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению предлагаемой на рынок продукции, расширению ассортимента.
Изучением проблем формирования прибыли, поиск путей ее увеличения занимаются как отечественные, так и зарубежные практики и теоретики. В процессе написания курсовой работы были использованы учебники таких авторов, как Бланк А.И., Савицкая Г.В., Ковалева В.В., Брагина Л.А., Соломатина А.Н., материалы периодической литературы, электронные источники, в которых рассмотрены теоретические и методические вопросы анализа финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции; вопросы управления формированием и распределением прибыли предприятия,
Целью настоящей работы является анализ формирования и распределения прибыли торговой организации. В ходе реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении рассматриваются актуальность темы, цели и задачи работы.
В первой главе изложены сущность и функции прибыли на предприятиях торговли.
Во второй главе дана характеристика основным видам прибыли, изучены факторы, оказывающие влияние на изменение величины прибыли на предприятиях.
В третьей главе проведен анализ распределения прибыли торгового предприятия.
В заключении подведены итоги курсовой работы.
Курсовая работа содержит 43 страницы машинописного текста, 5 рисунков. Список использованной литературы включает 23 источника.
1. Сущность и функции прибыли
В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово - хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.
Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения. Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Таким образом,
прибыль как экономическая
Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:
- характеризует
финансовый результат
- является основой
экономического развития
Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции (рис. 1). Она выступает как:
- один из источников финансирования расширенного воспроизводства (воспроизводственная функция);
- показатель, наиболее полно отражающий эффективность и оценивающий эффективность торгово-хозяйственной деятельности предприятия (оценочная функция);
- источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов (фискальная функция);
- показатель, оказывающий стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива (стимулирующая функция).
Рисунок 1 - Функции прибыли
Оценочная функция прибыли связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество торгово-хозяйственной деятельности предприятия посредством соотношения конечных результатов работы с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его совокупные затраты обеспечивают большую прибыль или если данная сумма прибыли получена с минимальными затратами.
Прибыли принадлежит главенствующая роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов торгового предприятия. Чем больше прибыли остается в распоряжении предприятия, тем меньше его потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень его самофинансирования и финансовой устойчивости.
В настоящее время значение данной функции возрастает, поскольку предприятие самостоятельно определяет направления использования прибыли (отчисления в фонд накопления, резервный фонд, фонд потребления и т.д.). Капитализация части получаемой предприятием прибыли способствует увеличению капитала, вложенного в него. Чем больше получаемая предприятием масса прибыли, чем большая ее часть направляется на его производственное развитие, тем больше стоимость активов предприятия, сформированных за счет собственных средств, тем выше в целом рыночная стоимость предприятия, определяемая при его продаже.
Прибыль является
одним из источников формирования бюджетов
разных уровней, внебюджетных фондов.
Она поступает в бюджеты в
виде налогов и наряду с другими
доходными поступлениями
Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материальное поощрение работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
2. Виды прибыли. Факторы, оказывающие влияние на изменение прибыли
Как финансовый результат деятельности предприятия, прибыль характеризуется многоаспектной ролью и многообразием форм, в которой она выступает. Виды прибыли могут быть систематизированы по определенным признакам.
Изначально
различают бухгалтерскую и
Таким образом,
бухгалтерская прибыль
По источникам формирования выделяют прибыль от продажи продукции, работ, услуг и прибыль от прочей реализации. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг является основным видом прибыли на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности предприятия. Прибыль от прочей реализации представляет доход от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п.
По видам
деятельности выделяют прибыль от операционной,
инвестиционной и финансовой деятельности.
Операционная прибыль является результатом
производственно–сбытовой или основной
для данного предприятия