Формирование рынка ценных бумаг в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать рынок ценных бумаг, а также выявить проблемы и перспективы дальнейшего развития рынка ценных бумаг в России.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- обозначить место рынка ценных бумаг, его значение;
- ознакомиться с основными видами ценных бумаг и дать их краткую характеристику;
- детально рассмотреть функции рынка ценных бумаг;
- определить участников данного рынка;
- изучить перспективы развития рынка ценных бумаг в России;
- проанализировать возможные пути выхода из нынешнего кризиса рынка ценных бумаг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…... 3
Глава.1. Капитал в форме ценных бумаг.
1.1. Понятие и сущность ценных бумаг…………………………………….. 6
1.2. Виды ценных бумаг……………………………………………………... 10
Глава.2. Понятие и структура РЦБ.
2.1. Место РЦБ в системе рынков ………………………………………… 15
2.2. Структура, организация и функции РЦБ …………………………….. 24
Глава. 3. Государственного регулирования РЦБ и перспективы развития российского РЦБ.
3.1. Основные проблемы российского рынка госудаственных ценных бумаг (ГЦБ)…………………………………………………………….. 27
3.2. Перспективы развития РЦБ. Регулирование РЦБ в России……… 32
3.3. Возможные пути выхода из кризиса рынка ценных бумаг РФ……………………………………………………………………….. 39
Заключение………………………………………………………………….... 46
Список литературы…………………………………………………………. 48
Приложение

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЦБ.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  статистику: индекс РТС в России снизился примерно на 72-75%, в то время  как аналогичные индексы в  США – только на 35%, в Китае  снизились на 49%, в Индии – на 40%, Бразилии на 50%. Таким образом, «импортные» причины падения капитализации можно оценить примерно в 35%, но остальные 37-40% – это российские причины.

В России доминируют внутренние факторы:

  • «перегрев экономики деньгами», когда нефтедоллары и кредиты по низким ставкам убеждали предпринимателей и государство, что такое положение продлится еще довольно долго, и в этой ситуации возможно финансирование высокорисковых инфраструктурных проектов, приобретение активов под залог этих же активов и так далее.
  • высокая корпоративная задолженность. Более половины долгов – долги корпораций и финансовых организаций с государственным участием. При этом валютные резервы ЦБ росли ежегодно примерно в тех же величинах, что и корпоративная задолженность.
  • снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из России. На российском фондовом рынке средства нерезидентов составляли до 70% от всех оборачиваемых средств. Поэтому именно с российского рынка деньги иностранными инвесторами выводились в первую очередь. Сыграли свою роль конфликты вокруг Евросети, Метчела и Южно-Осетинский конфликт.

 

3.2 Перспективы  развития РЦБ. Регулирование РЦБ.

 

Основными перспективами  развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются: концентрация и централизация капиталов; интернационализация и глобализация рынка; повышения уровня организованности и усиление государственного контроля; компьютеризация рынка ценных бумаг; нововведения на рынке; секьюритизация; взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность  рынка ценных бумаг и степень  доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг: новые инструменты данного рынка; новые системы торговли ценными бумагами; новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами  рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных  ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы  торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка - это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка  ценных бумаг вовсе не ведет к  исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

 Регулирование РЦБ.

         Для того, чтобы рынок ценных бумаг мог эффективно выполнять свои функции, государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается путем: а) установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ; б) регистрации выпуска ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссий; в) лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ; г) создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

     Ведущую  роль в области государственного  регулирования РЦБ в России  занимает Федеральная комиссия  по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). На нее возложен контроль за деятельностью профессиональных участников РЦБ и определением стандартов эмиссий и негосударственных ценных бумаг. Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений осуществляет Центральный Банк РФ.

    Определенное  место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулирующиеся организации профессиональных участников РЦБ (СОПУ), которые могут образовываться с одобрения ФКЦБ. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СОПУ устанавливают правило деятельности на РЦБ и осуществляют контроль за их соблюдением. Цель их создания – в обеспечении условий деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, защите интересов инвесторов.

    РЦБ  будет эффективно выполнять свои  функции, если он защищен от  возможности осуществления на  нем финансовых махинаций и  недобросовестной конкуренции. В  связи с этим отечественное  законодательство устанавливает  ряд требований к осуществлению  деятельности на РЦБ.

    Во  первых, существует определенная  процедура выпуска ценных бумаг.  Бумаги могут размещаться среди  ограниченного или неограниченного  круга лиц. Если по условиям  выпуска ценные бумаги планируются  размещать среди неограниченного  круга лиц, то такая комиссия называется открытой (публичной) подпиской, или открытым (публичным) размещениям. Если ценные бумаги размещаются среди заранее установленного числа лиц, то эмиссию называют закрытой (частной) подпиской, или закрытым (частым) размещением. При открытой подписке или закрытой подписке, когда число заранее известного круга владельцев превышает 500, а также, когда общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ (или уполномоченном им органе) проспекта эмиссий и ценных бумаг. Ценные бумаги могут реализовываться инвестором только после государственной регистрации проспекта эмиссии. Цель данного документа – познакомить потенциальных вкладчиков с существующим финансовым состоянием эмитента и характеристикой выпуска ценных бумаг. На этой основе им предполагается принять решение о покупке бумаг. Особенность проспекта заключается в том, что регистрирующий его орган не отвечает за инвестиционную надежность предлагаемых бумаг. Эту оценку вкладчики должны сделать сами на основе информации, включенных в документ. Регистрирующий орган отвечает за то, чтобы в проспекте была указана вся информация, требуемая законодательством.

      При открытой подписке эмитент  обязан обеспечить доступ к  информации, содержащейся в проспекте и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом издании с тиражом не менее 50 тыс. экземпляров. Ежеквартально эмитент должен представлять отчет по ценным бумагам в РЦБ или уполномоченные ею гос. орган, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию.

       Во вторых, в определенных случаях  участники РЦБ должны раскрывать  информацию о своих операциях  с ценными бумагами. Так, инвестор  обязан уведомить РКЦБ о своем  владении эмиссионными ценными  бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в 5 –дневный срок после приобретения бумаг. Профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от из общего количества.

     В  третьих, осуществляется контроль  за использование служебной информации (иногда ее называют внутренней). Лицам, владеющим служебной информацией, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам. К служебной информации Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996г.) относят любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которое обеспечивает ее обладателям преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ. К лицам, обладающим данной информацией, закон относит: а)членов органов управления эмитента или профессионального участника РЦБ, связанного с эмитентом договором; б) аудитора эмитента; в) служащих гос. органов, которые имеют доступ к такой информации.

    В  четвертых, регулируется рекламная  деятельность на РЦБ. В рекламе  запрещается:

- давать недостоверную  информацию о деятельности эмитента  и его ценных бумагах;

- гарантировать  или указывать предполагаемый  размер доходов по ценным бумагам  и прогнозы роста их курсовой  стоимости;

- использовать  рекламу в целях недобросовестной  конкуренции путем указания на  недостатки у деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги;

- запрещается  реклама эмиссионных ценных бумаг  до даты их регистрации.

    В  случае нарушения законодательства  о ценных бумагах к участникам  РЦБ применяются соответствующие административные или уголовные санкции.

    Итак, были рассмотрены основные участники  процесса финансового инвестирования, связанного с движением ценных  бумаг. В отличие от него  реальное инвестирование означает  процесс реального капиталообразования, или прироста основных производственных фондов. Но между этими видами инвестирования существует тесная связь, хотя иногда может показаться, что РЦБ «живет» по своим собственным законам и не имеет никакого отношения к реальному сектору экономики. При всей самостоятельности РЦБ, в конечном счете, он путем многочисленных опосредующих звеньев связан с рынком реальных благ. Именно благодаря РЦБ осуществляется превращение сбережений инвестиций , т.е. условием равновесия на рынке товаров и услуг. Конечно, расширение или сжатие РЦБ подчиняется закономерностям, отличным от тех, которые управляют динамикой реального сектора экономики. Так в связи с «азиатским» финансовым кризисом 1997 года, российским кризисом 1998 часто приходилось слышать о «мыльном пузыре», который лопнул, о «перегретых» финансовых рынков и об их корректировки. Все это справедливо. Но, тем не менее,  череда финансовых кризисов 1997-1998 гг, продемонстрировало, что глубинные причины кроются не просто в действиях финансовых спекулянтов, а в диспропорциях, сложившихся в институциональной структуре экономики («правилах игры», по которым действует банковская система, сфера промышленного производства и т.д.). Если эти правила таковы, что позволяли, например, российским банкам, инвестиционном фондам и др.структурам получать прибыль на рынке ГКО, заниматься спекулятивной деятельностью на рынке корпоративных ценных бумаг, не принимая участия в финансировании реального сектора, то никакого чуда на произойдет: экономический рост так и останется фразой правительственных заявлений. А причины увлечения спекулятивными сделками необходимо искать в несовершенстве налоговой системе, законодательство о банкротстве предприятий, земельных отношениях и др. институциональных рамках, которые отталкивают инвестора от финансирования  промышленности, с/х и др. отраслей хозяйства. Можно сказать, что какой реальный сектор, таков и РЦБ, подразумевая под этим эффективность и «цивилизованность» функционирования того и другого. Перефразируя известное изречение «каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает», можно сказать, что каждая страна имеет тот рынок ценных бумаг, которого заслуживает ее реальный сектор экономики.

 

3.3. Возможные пути выхода из кризиса рынка ценных бумаг Российской Федерации

 

Для повышения стабильности рынка облигаций и преодоления сжатия кредитного рынка необходимо изменить политику в области выпуска государственных ценных бумаг.

В период кризиса 2008–2009 гг. происходило обесценение  облигаций, принимаемых в залог  под обеспечение рефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков. Котировки некоторых выпусков ОФЗ снизились до 50–60% от номинала, а корпоративных облигаций упали еще сильнее. Следовательно, роль облигаций как залогового инструмента резко упала. В этих условиях большое значение стали играть беззалоговые кредиты ЦБ РФ.

В августе 2008г. безналоговые кредиты вообще не выдавались (рис.1), а уже в ноябре на них приходилась подавляющая часть рефинансирования коммерческих банков.

Рис. 1 - Структура источников рефинансирования коммерческих банков в августе 2008 – январе 2009 гг.

       В условиях кризиса крупномасштабная выдача беззалоговых кредитов на сравнительно длительные сроки может спровоцировать их массовый не возврат. Учитывая критическую ситуацию в области рефинансирования, Банк России с начала 2009г. ввел новую форму поддержки банков – субординированные кредиты. Однако желаемого результата это пока не дало. Объем рефинансирования продолжает сокращаться. Задолженность банков по беззалоговым кредитам уменьшилась, в результате доля средств ЦБ РФ в суммарных пассивах банков составляет всего 18%. Одна из главных причин недостаточного рефинансирования – недостаток надежных залоговых инструментов, то есть государственных ценных бумаг.

В 2009 г. предусматривается  выпустить ОФЗ на сумму 410 млрд. руб. по номиналу (рис.2), более чем в два раза больше, чем в 2008 г. Между тем с осени 2008г. начался резкий рост доходности госбумаг, а средний срок погашения всех выпусков ОФЗ рыночного портфеля стал быстро снижаться.

Рис.2 - Основные показатели рынка ОФЗ

Чрезмерно высокие  объемы выпуска ОФЗ в 2009г. будут  способствовать сокращению денежной массы. Между тем безналичная денежная масса, по данным Банка России, сократилась  с 10 642,7 млрд. руб. на 01.09.2008 до 8928,9 млрд. на 01.06.2009. Эмиссия ОФЗ приведет к дальнейшему снижению ликвидности банковской системы. В связи с этим ухудшатся условия кредитования экономики, станут возможными задержки платежей. Большое значение для стабилизации фондового рынка и увеличения залоговой базы для рефинансирования имеет увеличение выпуска ценных бумаг для населения. Подобные ценные бумаги не предназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах. Их главная функция – сохранять сбережения населения. Важные потенциальные ресурсы рынка сберегательных ценных бумаг – накопления граждан в наличной иностранной валюте. Увеличение выпуска сберегательных облигаций создает определенную альтернативу сбережениям в валюте.

Информация о работе Формирование рынка ценных бумаг в современной России