Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Как отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………3
Формы и методы правового регулирования экономики……………………4
Условность разграничения прямого и косвенного регулирования………..7
Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран……………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………..…12

Файлы: 1 файл

грэ.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет

Кафедра управления в социально-экономических  системах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему: «Формы и методы государственного регулирования экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 2242/1

_______________Я. Н. Шавешова

Проверил     : доцент, к. э. н.

_________________М. В. Иванов

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………..………3

Формы и методы правового регулирования экономики……………………4

Условность разграничения  прямого и косвенного регулирования………..7

Примеры государственного регулирования  в экономике отдельных стран……………………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………11

Список использованных источников……………………………………..…12

 

Введение

Как отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным  типологическим признакам) разделяются  на товарно-денежный и иерархический механизмы. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой,  дополняют друг друга.

Вместе с тем степень  соотношения товарно-денежного и  иерархического механизмов в разных странах различна.   В тех  странах, в которых используется преимущественно административно-командная  модель регулирования экономики, действия товарно-денежного механизма существенны  ограниченны. И, наоборот, в промышленно  развитых странах широко применяются  рыночные механизмы саморегулирования  экономики. Едва ли здесь уместно  говорить о каком-либо количественном соотношении между товарно-денежным и иерархическим механизмами. Доля участия государства в регулировании  экономики определяется самим государством в лице его компетентных органов  и конкретными потребностями  общества. Наглядно это можно продемонстрировать на процессах приватизации, деприватизации и национализации.

В тоже время нельзя смешивать  разнопорядковые явления: указанные механизмы, модель экономики и национальную экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. Действительно, в реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко, будь то рыночная или командно-бюрократическая. Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления. Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой - развитием рыночной экономики).

 

 

Формы и методы правового регулирования экономики

Спорно утверждение о  том, что для смешанной экономики  характерно многообразие форм собственности  и наличие двух регуляторов (рыночного  и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности - один из показателей  смешанной экономики. Равно образом  упрощенным выглядит взгляд на смешанную  экономику через призму основных регуляторов.

Соответственно делению  механизмов на товарно-денежный и иерархический  можно выделить два основных .метода государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это иерархический (административный) и товарно-денежный (экономический) методы воздействия на экономические процессы в обществе. В экономической и юридической литературе широкое распространение получили взгляды ученых, отстаивающих выделение прямого и косвенного регулирования экономики. Практически ставится знак равенства между прямым и административным методами, с одной стороны, косвенным и экономическим методами - с другой.  Правильно ли это?

В связи с этим обратим  внимание на следующее.

Во-первых, любой метод  есть система способов воздействия (в рассматриваемом случае - система  способов воздействия на экономику  и предпринимательскую деятельность). В свою очередь, способ состоит из средств,  приемов, действий.

Во-вторых, словосочетание «административный  метод» не означает, что в данном случае речь идет об административно-правовом воздействии на экономику. Такой  подход является упрошенным и,  по существу, ограничен рамками одной отрасли  права.

Специфика административного  метода заключается в том, что  государство в лице компетентных органов власти оказывает прямое воздействие на экономические процессы. Причем в арсенале государства могут  быть не только административно-правовые средства, но и другие публично-правовые средства, приемы. Не случайно Д. Н. Сафиуллин  в цитируемой работе использует вместо слова «административный» заменитель - «иерархический», дабы избежать терминологической  путаницы.

В-третьих, если рассматривать  прямой метод в качестве административно-правового, тогда логично косвенным методом считать не экономический, а частноправовой. В-четвертых, нельзя ставить знак равенства между методами государственного регулирования и методами правового регулирования. В любом случае это несовпадающие по содержанию понятия.

Методы прямого  регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воз­действию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном эконо­мическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различ­ные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирова­ния. С государственными инвестициями связано понятие госу­дарственного предпринимательства. О государственном предпри­нимательстве говорят, когда подразумевают создание и функцио­нирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорента­бельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, же­лезнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производ­ство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех облас­тях, где функционирование какой-либо негосударственной фор­мы собственности может привести к отрицательным последстви­ям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде го­сударственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное про­изводство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высо­кая степень эффективности из-за оперативного достижения эко­номического результата, с одной стороны, и создание помех ра­боте рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государ­ство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариан­там, соответствующим экономическим целям государства. Вме­сте с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономи­ческими результатами, соответствующими государственным эко­номическим целям.

Исходя из организационно-институциональных  особенностей применяемых государством регуляторов, методы государст­венного регулирования можно разделить на правовые, админист­ративные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую ин­фраструктуру,  создать для частного сектора -   домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Пра­вовое регулирование экономики состоит в установлении государ­ством правил экономического поведения для фирм-производите­лей и потребителей. Система законодательных норм и правил оп­ределяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функциониро­вания фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (про­изводство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми вида­ми лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осущест­вление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уп­лата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Админист­ративные меры не связаны с созданием дополнительного матери­ального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут исполь­зоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры ре­гулирования в странах с развитой рыночной экономикой исполь­зуются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничива­ются охраной окружающей среды, социальной защитой населе­ния. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер ры­ночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществля­ется путем воздействия на спрос и предложение на националь­ном рынке, на структуру экономики, путем активизации факто­ров экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государствен­ные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено  на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследо­ваний и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих  странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

Достижение целей экономической  политики государства требует использования  взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов  и способов государ­ственного воздействия на экономику.

 

Условность разграничения  прямого и косвенного регулирования

По мнению Е. П. Губина, к  прямым методам государственного регулирования  относятся, например, государственная  регистрация субъектов предпринимательской  деятельности, лицензирование отдельных  видов предпринимательской деятельности и т. д.2 Соответственно косвенными методами являются средства денежно-кредитной  и бюджетной политики, косвенное  планирование, инструменты ценообразования  и др.

В сравнительном плане  можно привести мнение авторитетного  представителя науки коммерческого  права В. Ф. Попондопуло. Он рассматривает методы прямого (административного) воздействия на экономику как средства, призванные обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел). «Широкое применение этих методов в мирное время пагубно влияет на развитие общества. Достаточно вспомнить практику тотального директивного планирования экономики советского периода». Правда, возникает вопрос: зачем надо вспоминать практику тотального директивного планирования советского или военного времени? Разве в рыночной экономике нет места методам прямого воздействия?

Итак, можно сформулировать некоторые общие выводы.

1. Деление методов государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности на прямые (административные) и косвенные (экономические) малоисследованно и носит описательный характер. Ученые-экономисты и юристы порой без достаточной проработки этого вопроса механически называют те или иные методы государственного воздействия на экономику, относя их либо к прямым, либо к косвенным.

2. На наш взгляд, более  правильно и последовательно  проводить разграничение между  экономическими понятиями «прямые  методы» и  «косвенные  методы»,  а также между юридическими  понятиями

«методы публично-правового  воздействия на экономику» и «методы  частноправового регулирования  экономики». При этом будут использованы единые критерии: характер воздействия (прямое или косвенное), отраслевая принадлежность (публичное или частное  воздействие).

Как отмечалось ранее, термин «метод» чаще всего используется для обозначения системы способов государственного воздействия на экономику. Способ состоит из средств, приемов, действий. Понятие «способ» связано  с вопросом, как осуществляется регулирование, а средство - с вопросом, что применяют  для такого регулирования'.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики