Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:38, реферат
Как отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга.
Введение………………………………………………………………..………3
Формы и методы правового регулирования экономики……………………4
Условность разграничения прямого и косвенного регулирования………..7
Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран……………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………..…12
Санкт-Петербургский
Кафедра управления в социально-экономических системах
Реферат
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
на тему: «Формы и методы государственного регулирования экономики»
Выполнила: студентка гр. 2242/1
_______________Я. Н. Шавешова
Проверил : доцент, к. э. н.
_________________М. В. Иванов
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Формы и методы правового регулирования экономики……………………4
Условность разграничения прямого и косвенного регулирования………..7
Примеры государственного регулирования
в экономике отдельных стран………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..…12
Введение
Как отмечалось в литературе,
регулирование экономики
Вместе с тем степень
соотношения товарно-денежного
В тоже время нельзя смешивать разнопорядковые явления: указанные механизмы, модель экономики и национальную экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. Действительно, в реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко, будь то рыночная или командно-бюрократическая. Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления. Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой - развитием рыночной экономики).
Формы и методы
правового регулирования
Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности - один из показателей смешанной экономики. Равно образом упрощенным выглядит взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.
Соответственно делению механизмов на товарно-денежный и иерархический можно выделить два основных .метода государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это иерархический (административный) и товарно-денежный (экономический) методы воздействия на экономические процессы в обществе. В экономической и юридической литературе широкое распространение получили взгляды ученых, отстаивающих выделение прямого и косвенного регулирования экономики. Практически ставится знак равенства между прямым и административным методами, с одной стороны, косвенным и экономическим методами - с другой. Правильно ли это?
В связи с этим обратим внимание на следующее.
Во-первых, любой метод
есть система способов воздействия
(в рассматриваемом случае - система
способов воздействия на экономику
и предпринимательскую
Во-вторых, словосочетание «административный
метод» не означает, что в данном
случае речь идет об административно-правовом
воздействии на экономику. Такой
подход является упрошенным и, по существу,
ограничен рамками одной
Специфика административного метода заключается в том, что государство в лице компетентных органов власти оказывает прямое воздействие на экономические процессы. Причем в арсенале государства могут быть не только административно-правовые средства, но и другие публично-правовые средства, приемы. Не случайно Д. Н. Сафиуллин в цитируемой работе использует вместо слова «административный» заменитель - «иерархический», дабы избежать терминологической путаницы.
В-третьих, если рассматривать прямой метод в качестве административно-правового, тогда логично косвенным методом считать не экономический, а частноправовой. В-четвертых, нельзя ставить знак равенства между методами государственного регулирования и методами правового регулирования. В любом случае это несовпадающие по содержанию понятия.
Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.
Исходя из организационно-
Достижение целей
Условность разграничения прямого и косвенного регулирования
По мнению Е. П. Губина, к
прямым методам государственного регулирования
относятся, например, государственная
регистрация субъектов
В сравнительном плане
можно привести мнение авторитетного
представителя науки
Итак, можно сформулировать некоторые общие выводы.
1. Деление методов государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности на прямые (административные) и косвенные (экономические) малоисследованно и носит описательный характер. Ученые-экономисты и юристы порой без достаточной проработки этого вопроса механически называют те или иные методы государственного воздействия на экономику, относя их либо к прямым, либо к косвенным.
2. На наш взгляд, более
правильно и последовательно
проводить разграничение между
экономическими понятиями «
«методы публично-правового воздействия на экономику» и «методы частноправового регулирования экономики». При этом будут использованы единые критерии: характер воздействия (прямое или косвенное), отраслевая принадлежность (публичное или частное воздействие).
Как отмечалось ранее, термин
«метод» чаще всего используется
для обозначения системы
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики