Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Как отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………3
Формы и методы правового регулирования экономики……………………4
Условность разграничения прямого и косвенного регулирования………..7
Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран……………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………..…12

Файлы: 1 файл

грэ.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

В отечественной литературе вопрос об определении понятия «средства  государственного регулирования предпринимательской  деятельности» недостаточно разработан. Имеются лишь некоторые попытки ученых обосновать существование отдельных видов таких средств.

Понятие «средство» имеет  несколько значений: 1) прием, способ действия для достижения чего-нибудь; 2) орудие (предмет, совокупность приспособлений); 3) для обозначения множества вещей (денежные, кредитные, основные и оборотные  средства); 4) капитал, состояние4.

В научной литературе термин «средство» также имеет различное  понимание и толкование. На наш  взгляд, любое средство - это прежде всего инструмент (орудие), а также прием, способ воздействия. Поэтому средство государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой инструмент, способ государственного воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

Мы поддерживаем деление  всех средств на две большие группы: правовые и неправовые'. Однако считаем, что в основе такой классификации лежат не цели применения, а видовые отличия в рамках категории «средство». В частности, к неправовым относятся политические, организационно-технические и экономические средства. Как отмечает К. К. Лебедев, «в экономической политике государства ведущая роль принадлежит собственно экономическим средствам - денежному обращению и эмиссии ценных государственных бумаг, инвестициям, субсидиям, кредитам; экономическим нормативам: размерам налогов и сборов, регулированию тарифов и цен, ставке рефинансирования по кредитам государственного банка (Центрального банка РФ) и т. д.»1.

Будучи по своей природе  экономическими категориями, деньги и  денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и  т. д. в реальной экономической жизни  не могут существовать и реализовываться  вне правового регулирования, особенно когда речь идет о государственном  воздействии на экономические процессы общества. Так, из положения ч. 1 ст. 3 НК и общих начал законодательства о налогах и сборах вытекает, что налог устанавливается законно избранными представителями народа («каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы»).

Другой пример: цены и  тарифы. Опосредуя отношения обмена, цена (тарифы) сама становится предметом  правового регулирования общественных отношений.

По этой причине можно  утверждать, что экономические средства регулирования предпринимательской  деятельности находят свое воплощение в соответствующих правовых формах.  Иначе говоря, деньги и денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и др. есть экономико-правовые средства. Сказанное  в равной степени относится к  политическим и организационно-техническими средствам.

Что касается правовых средств в строгом смысле этого слова, то в юридической литературе они давно служат объектом оживленной дискуссии. Данное понятие имеет несколько уровней:

первый охватывает нормы  права, индивидуальные правовые акты;

второй связан со стадией  реализации права;

третий выражается во всех средствах, которые непосредственно  связаны с реализацией и применением  права («средства в средствах»)'.

Таким образом, правовые средства - собирательное понятие. В этом качестве совокупность (система) правовых средств представляет собой механизм правового регулирования. К элементам (средствам) такого механизма относятся:

юридические нормы;

нормативные правовые акты;

правоотношения;

акты реализации права;

правоприменительные акты;

правосознание;

режим законности.

Следуя данной логики до конца, нетрудно заметить, что система  юридических норм образует такие  структурные образования, как правовой институт, одноименную отрасль права  и право в целом. Поэтому, если юридические нормы признавать в  качестве одного из правовых средств  механизма правового регулирования, напрашивается вывод: вся совокупность юридических норм (т. е. право) является правовым средством. То же самое можно  сказать о совокупности нормативных  правовых актов. Выходит, что российское законодательство есть правовое средство.

 

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных  стран

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим  полномочием запретить слияние  компаний, если оно может привести к возникновению монополий и  олигополий.

Например, департамент юстиции  Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистских мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировании рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию  отечественных производителей. Практически  невозможно иностранным фирмам открыть  производство или дело.

 

 

Заключение

Государственное вмешательство  в экономику является объективно необходимым для любого правительства  не зависимо от того, рыночная это экономика  или командно-административная. Для сегодняшней России в период перехода к рынку особенно важно государственное регулирование, так как оно имеет важность не только для экономического развития, но я для социального. Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики-это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

 

Список использованных источников

1. http://yur-portal.ru //[Дата обращение: 8.02.2013]

2. http://modern-econ.ru/micro/gosudarstvo/funkcii/regulirovanie.html //[Дата обращение: 8.02.2013]

3. http://referat.ru/referats/view/19324//[Дата обращение: 8.02.2013]

 


Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики