Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:38, реферат
Как отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга.
Введение………………………………………………………………..………3
Формы и методы правового регулирования экономики……………………4
Условность разграничения прямого и косвенного регулирования………..7
Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран……………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………..…12
В отечественной литературе
вопрос об определении понятия «средства
государственного регулирования
Понятие «средство» имеет
несколько значений: 1) прием, способ
действия для достижения чего-нибудь;
2) орудие (предмет, совокупность приспособлений);
3) для обозначения множества
В научной литературе термин «средство» также имеет различное понимание и толкование. На наш взгляд, любое средство - это прежде всего инструмент (орудие), а также прием, способ воздействия. Поэтому средство государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой инструмент, способ государственного воздействия на отношения в сфере предпринимательства.
Мы поддерживаем деление всех средств на две большие группы: правовые и неправовые'. Однако считаем, что в основе такой классификации лежат не цели применения, а видовые отличия в рамках категории «средство». В частности, к неправовым относятся политические, организационно-технические и экономические средства. Как отмечает К. К. Лебедев, «в экономической политике государства ведущая роль принадлежит собственно экономическим средствам - денежному обращению и эмиссии ценных государственных бумаг, инвестициям, субсидиям, кредитам; экономическим нормативам: размерам налогов и сборов, регулированию тарифов и цен, ставке рефинансирования по кредитам государственного банка (Центрального банка РФ) и т. д.»1.
Будучи по своей природе экономическими категориями, деньги и денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и т. д. в реальной экономической жизни не могут существовать и реализовываться вне правового регулирования, особенно когда речь идет о государственном воздействии на экономические процессы общества. Так, из положения ч. 1 ст. 3 НК и общих начал законодательства о налогах и сборах вытекает, что налог устанавливается законно избранными представителями народа («каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы»).
Другой пример: цены и
тарифы. Опосредуя отношения обмена,
цена (тарифы) сама становится предметом
правового регулирования
По этой причине можно
утверждать, что экономические средства
регулирования
Что касается правовых средств в строгом смысле этого слова, то в юридической литературе они давно служат объектом оживленной дискуссии. Данное понятие имеет несколько уровней:
первый охватывает нормы права, индивидуальные правовые акты;
второй связан со стадией реализации права;
третий выражается во всех
средствах, которые непосредственно
связаны с реализацией и
Таким образом, правовые средства - собирательное понятие. В этом качестве совокупность (система) правовых средств представляет собой механизм правового регулирования. К элементам (средствам) такого механизма относятся:
юридические нормы;
нормативные правовые акты;
правоотношения;
акты реализации права;
правоприменительные акты;
правосознание;
режим законности.
Следуя данной логики до
конца, нетрудно заметить, что система
юридических норм образует такие
структурные образования, как правовой
институт, одноименную отрасль права
и право в целом. Поэтому, если
юридические нормы признавать в
качестве одного из правовых средств
механизма правового
Примеры государственного
регулирования в экономике
Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.
Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий.
Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.
На примере протекционистских мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировании рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.
В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.
Заключение
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства не зависимо от того, рыночная это экономика или командно-административная. Для сегодняшней России в период перехода к рынку особенно важно государственное регулирование, так как оно имеет важность не только для экономического развития, но я для социального. Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики-это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
Список использованных источников
1. http://yur-portal.ru //[Дата обращение: 8.02.2013]
2. http://modern-econ.ru/micro/
3. http://referat.ru/referats/
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики