Формы и методы государственного регулирования экономики (2009 год)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни

Файлы: 1 файл

Формы и методы государственного регулирования экономики.docx

— 58.72 Кб (Скачать файл)

- внешнеэкономическая деятельность  страны; 

- окружающая среда.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует  и цели, которые оно ставит перед  собой. Множество объектов воздействия  обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру. Совокупность целей представляет собой  определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией  того или иного экономического или  социального процесса и способствующие достижению главной цели. Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической  стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает  формирование стартовых условий  и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно  трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»: 1) Обеспечение  экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных  коңюнктурныхколебаний: - регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики; - обеспечение экономического роста; - поддержка устойчивости национальной валюты; - обеспечение полной занятости; - внешнеэкономическое равновесие. 2) Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства: - обеспечение территориальной целостности; - обеспечение правовой основы функционирования экономики; - поддержка внутреннего порядка. 3) Обеспечение социальной стабильности: - социальная обеспеченность различных слоев населения; - предоставление социальных услуг; - обеспеченность населения общественными благами. 4) Координация хозяйственной деятельности: - обеспечение информацией о коңюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства; - разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций. 5) Поддержка конкурентной среды: - создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды; - борьба против недобросовестной конкуренции; - борьба с монополизмом; - разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.); - поддержка мелкого и среднего предпринимательства. 6) Управление государственным сектором в экономике: - управление государственными предприятиями; - управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).[4; с. 36]  

4. Формы и методы государственного  регулирования экономики

Государственное регулирование  экономики непосредственно связано  с экономической политикой и  направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов  предполагает применение характерных  для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики  является, то что они: [17; с. 238]

- не связаны с созданием  дополнительных материальных стимулов  для их реализации;

- базируются на силе  и авторитете государственной  власти;

- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно  вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных  норм. Например, при несвоевременной  уплате налогов взимаются штрафы.

- предусматривают организацию  управления предприятиями государственного  сектора экономики, государственной  собственностью.

Экономические средства воздействия  на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

- государственного экономического  прогнозирования;

-  государственного экономического программирования;

-  бюджетно – налоговой системы;

-  денежно – кредитной политики;

-  валютной политики;

-  таможенной политики.

Рассмотрим основные инструменты  и их роль в регулировании экономики  государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики  представлен в таблице 2 . (см. приложение).

4.1 Государственное экономическое  прогнозирование

Государственное экономическое  прогнозирование основано на результатах  анализа реального положения  дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные  знания о том, что может произойти  в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать  экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов. [1; с. 89]

- поэтапность процесса  прогнозирования: составление поискового  прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза; 

- разработка конкретных  рекомендаций по использованию  экономических регуляторов хозяйственной  деятельности;

- корректировка нормативного  прогноза с учетом механизма  регулирования;

- составления сценария  и вариантов прогноза;

- сведение разного рода  прогнозов в систему.

Формирование системы  прогнозов складывается из прогнозов  последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических  прогнозов, прогнозов внешнеэкономической  деятельности.

4.2 Государственное экономическое  программирование

Государственное экономическое  программирование представляет собой  высшую форму государственного регулирования  экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов  государственного регулирования экономики  и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и  определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в  глобальных целях всех элементов  государственного регулирования экономики.

В зависимости от использования  различных критериев государственные  программы можно подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные программы,  разрабатываемые на срок от  одного года до трех лет;

- среднесрочные программы,  рассчитанные на 3 - 5 лет;

- долгосрочные программы,  которые составляются на срок  от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

- Общегосударственные программы.  Они содержат основные и значимые  для общества в целом ориентиры  экономического и социального  развития. Эти программы направлены  на регулирование деятельности  государственного сектора и частных  фирм;

- Региональные программы,  охватывающие деятельность отдельных  частей экономики. В некоторых  странах для социально-экономического  развития регионов используют  региональное планирование;

- Целевые программы. Они  предусматривают развитие конкретных  направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных  групп населения;

- Отраслевые программы,  направленные на развитие отдельных  отраслей;

- Чрезвычайные программы,  которые разрабатываются в тех  случаях, когда экономика находится  в кризисном состоянии вследствие  экономических кризисов, экологических  катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило,  средствами административного регулирования.

Субъектами экономического программирования являются государственные  учреждения, ответственные за составление  программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются  специальным государственным органом  или Министерствами экономики и  финансов. К разработке программ, также  широко привлекаются представители  Центрального Банка*, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное  экономическое программирование является достаточно эффективным при решение  ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным*, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным  средством решения хозяйственных  задач разного уровня. Как правило  программы обеспечивают социально-экономическое  развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования  экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных  органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки  в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное  влияние на конкурентоспособность  отдельных предприятий, положение  отраслей, регионов, социальных групп  и вызывают сопротивления тех, чьи  интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие  органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных  групп.

В большинстве стран, где  применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую  целевую направленность.[18; с. 37]

4.3 Бюджетно-налоговая система

Бюджетно-налоговая система  – один из существенных рычагов  реального экономического воздействия  государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета*, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП*, создают реальные возможности влияния  на социально – экономические  процессы. Основным источником доходов  бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику  реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги* являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также  механизмом перераспределения первичных  доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование  налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. [19; с. 93]

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли  на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы  на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых  ставок), механизма селективного определения  объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных  расходов и различных выплат населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем  сбора налогов. Но чтобы построить  подводную лодку или проложить  автомагистраль, государству нужно  приобрести на деньги необходимые экономические  ресурсы: товары производственного  назначения, землю, труд. Поэтому, решая  вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий  и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда  налоги устанавливались власть имущими  исключительно ради их собственной  выгоды. [10; с. 422]

Среди общих принципов  налоговой системы можно выделить следующие:

- Налоговые поступления  формируют необходимую финансовую  базу для операций государства  в экономической сфере, а сама  структура, объемы и методы  налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия  со стороны государства на  темпы и пропорции накопления  общественного денежного и производительного  капитала, позволяют ему контролировать  практический весь совокупный  общественный спрос. В движении  капитала на разных стадиях  его кругооборота и в различных  сферах можно выделить пункты  изъятия налогов и создать  целостную систему налогообложения.

- В соответствии с законом  об основах налоговой системы  в Российской Федерации взимаются:

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики (2009 год)