- внешнеэкономическая деятельность
страны;
- окружающая среда.
Определяя объекты своего
воздействия, государство формулирует
и цели, которые оно ставит перед
собой. Множество объектов воздействия
обуславливает и множество целей,
разнообразных по своему характеру.
Совокупность целей представляет собой
определенную систему, включающую основную,
генеральную цель, а также конкретные
цели, связанные с реализацией
того или иного экономического или
социального процесса и способствующие
достижению главной цели. Основной,
главной целью государственного
регулирования экономики является
обеспечение социально-экономической
стабильности в обществе. Непосредственным
следствием этой главной цели выступает
формирование стартовых условий
и потенциала экономического роста,
а на этой основе-повышение благосостояния
народа. Данная цель более конкретно
трансформирует всеобщую главную цель.
Взаимообусловленная совокупность
главной и конкретных целей получила
название «дерево целей»: 1) Обеспечение
экономической стабильности, выравнивание
долгосрочных циклических и краткосрочных
коңюнктурных* колебаний: - регулирование
отраслевой и региональной структуры
национальной экономики; - обеспечение
экономического роста; - поддержка устойчивости
национальной валюты; - обеспечение полной
занятости; - внешнеэкономическое равновесие.
2) Обеспечение рамочных условий функционирования
народного хозяйства: - обеспечение территориальной
целостности; - обеспечение правовой основы
функционирования экономики; - поддержка
внутреннего порядка. 3) Обеспечение социальной
стабильности: - социальная обеспеченность
различных слоев населения; - предоставление
социальных услуг; - обеспеченность населения
общественными благами. 4) Координация
хозяйственной деятельности: - обеспечение
информацией о коңюнктуре рынка, перспективах
развития народного хозяйства; - разработка
мотивационного механизма, системы поощрения
и санкций. 5) Поддержка конкурентной среды:
- создание экономических, правовых условий,
правил системы конкурентных отношений,
защита конкурентной среды; - борьба против
недобросовестной конкуренции; - борьба
с монополизмом; - разработка стратегических
и тактических мер развития предпринимательской
активности (финансовых,налоговых,таможенных
и др.); - поддержка мелкого и среднего предпринимательства.
6) Управление государственным сектором
в экономике: - управление государственными
предприятиями; - управление государственной
собственностью (разведанными полезными
ископаемыми, государственными ценными
бумагами, пакетными акциями, государственными
кредитными средствами).[4; с. 36]
4. Формы и методы государственного
регулирования экономики
Государственное регулирование
экономики непосредственно связано
с экономической политикой и
направлено на её реализацию. Государство
для реализации целей своей экономической
политики использует различные формы
и методы, которые и образуют инструментарий
государственного регулирования экономики.
Государство использует методы
прямого (административного) и косвенного
(экономического) воздействия на экономику.
Использование указанных методов
предполагает применение характерных
для них приёмов и средств.
Особенностью административных
средств регулирования экономики
является, то что они: [17; с. 238]
- не связаны с созданием
дополнительных материальных стимулов
для их реализации;
- базируются на силе
и авторитете государственной
власти;
- включают меры запрещения,
разрешения и принуждения:
Запрещение - это запрет какой-либо
деятельности, признание общественно
вредным само производство каких-либо
товаров и услуг, либо его технологий.
Разрешение - это согласие,
выданное в письменной или устной
форме субъектом управления. Государство
дает разрешение на ведение многих
видов экономической деятельности,
экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении
мер наказания за нарушение установленных
норм. Например, при несвоевременной
уплате налогов взимаются штрафы.
- предусматривают организацию
управления предприятиями государственного
сектора экономики, государственной
собственностью.
Экономические средства воздействия
на хозяйственные процессы предполагают
использование следующих регулирующих
инструментов:
- государственного экономического
прогнозирования;
- государственного экономического
программирования;
- бюджетно – налоговой системы;
- денежно – кредитной политики;
- валютной политики;
- таможенной политики.
Рассмотрим основные инструменты
и их роль в регулировании экономики
государством. В целом инструментарий
государственного регулирования экономики
представлен в таблице 2 . (см. приложение).
4.1 Государственное экономическое
прогнозирование
Государственное экономическое
прогнозирование основано на результатах
анализа реального положения
дел в экономике, существующих потребностей
и возможностей использования всех
факторов и имеющихся ресурсов, на
учете тенденций развития науки,
техники, интеллектуального потенциала,
позволяет получить достоверные
знания о том, что может произойти
в экономике в тех или иных
условиях. Исследование вариантов развития
помогает осознанно формировать
экономическую политику, определять
совокупность рычагов, обеспечивающих
ее эффективную реализацию.
Экономическая наука выработала
ряд методологических требований обеспечивающих
эффективность прогнозов. [1; с. 89]
- поэтапность процесса
прогнозирования: составление поискового
прогноза, разработка нормативного,
или целевого прогноза;
- разработка конкретных
рекомендаций по использованию
экономических регуляторов хозяйственной
деятельности;
- корректировка нормативного
прогноза с учетом механизма
регулирования;
- составления сценария
и вариантов прогноза;
- сведение разного рода
прогнозов в систему.
Формирование системы
прогнозов складывается из прогнозов
последствий от разных ситуаций: развития
отраслей, видов производств, научно-технического
прогресса, развития территорий, экологических
прогнозов, прогнозов внешнеэкономической
деятельности.
4.2 Государственное экономическое
программирование
Государственное экономическое
программирование представляет собой
высшую форму государственного регулирования
экономики. Это обусловлено тем,
что социально - экономические программы,
базируясь на экономических прогнозах,
используют весь комплекс элементов
государственного регулирования экономики
и имеют целевую направленность.
Экономические программы не только
формулируют цели развития, но и
определяют материальные, финансовые
средства реализации этих целей. Задача
государственного программирования -
комплексное использование в
глобальных целях всех элементов
государственного регулирования экономики.
В зависимости от использования
различных критериев государственные
программы можно подразделить на
несколько видов.
По срокам государственного
программирования различают:
- краткосрочные программы,
разрабатываемые на срок от
одного года до трех лет;
- среднесрочные программы,
рассчитанные на 3 - 5 лет;
- долгосрочные программы,
которые составляются на срок
от 5 лет и более.
По объектам государственного
программирования программы подразделяются
на:
- Общегосударственные программы.
Они содержат основные и значимые
для общества в целом ориентиры
экономического и социального
развития. Эти программы направлены
на регулирование деятельности
государственного сектора и частных
фирм;
- Региональные программы,
охватывающие деятельность отдельных
частей экономики. В некоторых
странах для социально-экономического
развития регионов используют
региональное планирование;
- Целевые программы. Они
предусматривают развитие конкретных
направлений, например, научных исследований,
а также поддержку отдельных
групп населения;
- Отраслевые программы,
направленные на развитие отдельных
отраслей;
- Чрезвычайные программы,
которые разрабатываются в тех
случаях, когда экономика находится
в кризисном состоянии вследствие
экономических кризисов, экологических
катастроф, ведения военных действий.
Осуществляются они, как правило,
средствами административного регулирования.
Субъектами экономического
программирования являются государственные
учреждения, ответственные за составление
программ, их осуществления и контроль
над ними. Программы разрабатываются
специальным государственным органом
или Министерствами экономики и
финансов. К разработке программ, также
широко привлекаются представители
Центрального Банка*, Союзы предпринимателей,
торгово-промышленные палаты, профсоюзы.
Программа и финансовый план ежегодно
утверждаются парламентом. Государственное
экономическое программирование является
достаточно эффективным при решение
ряда хозяйственных задач. В условиях
рыночной экономики программирование
может быть только индикативным*, то
есть носить целевой рекомендательно
- стимулирующий характер, тем не
менее оно является эффективным
средством решения хозяйственных
задач разного уровня. Как правило
программы обеспечивают социально-экономическое
развитие в желательном направлении.
Программирование позволяет использовать
все средства государственного регулирования
экономики и избежать противоречивости
и несогласованности регулирующих
мероприятий отдельных государственных
органов. Государственное финансовое
стимулирование, заказы и закупки
в рамках экономических программ
оказывают заметное и неравномерное
влияние на конкурентоспособность
отдельных предприятий, положение
отраслей, регионов, социальных групп
и вызывают сопротивления тех, чьи
интересы были ущемлены. Поэтому на
государственные программирующие
органы оказывается всевозможное влияние,
отражающее противоречивые интересы отдельных
групп.
В большинстве стран, где
применяется экономическое программирование,
подобные программы носят рекомендательный,
индикативный характер, но имеют строгую
целевую направленность.[18; с. 37]
4.3 Бюджетно-налоговая система
Бюджетно-налоговая система
– один из существенных рычагов
реального экономического воздействия
государства на хозяйственные процессы.
Масштабы государственного бюджета*, определяемые
уровнем доходов, их долей в ВВП*,
создают реальные возможности влияния
на социально – экономические
процессы. Основным источником доходов
бюджета являются налоговые поступления.
Государственное влияние на экономику
реализуется посредством формирования
структуры расходов бюджета. Учитывая,
что налоги* являются важнейшим источником
доходной части бюджета, а также
механизмом перераспределения первичных
доходов предприятий, фирм, граждан,
необходимо постоянное совершенствование
налоговой системы в соответствие
с задачами социально – экономического
развития страны. [19; с. 93]
Переход к рыночным отношениям,
разгосударствления и приватизации
существенным образом изменили налогооблагаемую
базу: центр тяжести перенесли
на доходы предприятия частного сектора;
изменилась структура доходов хозяйствующих
субъектов; произошло снижение доли заработной
платы наёмных работников и ВВП; изменилась
отраслевая структура народного хозяйства
– увеличилась сфера услуг, частной торговли.
Корректировка налоговой системы в соответствии
с новой обстановкой в народном хозяйстве
страны в большей степени будет служить
эффективным средством формирования доходной
части бюджета и тем самым создавать большие
возможности для государственного воздействия
на экономику.
Влияние налоговой системы
на экономику связано с совершенствованием
размеров налогообложения (налоговых
ставок), механизма селективного определения
объектов льготного налогообложения.
Для оплаты государственных
расходов и различных выплат населению
государству нужно иметь деньги.
Необходимые для покрытия расходов
суммы можно получить от государственного
сектора экономики, а также путем
сбора налогов. Но чтобы построить
подводную лодку или проложить
автомагистраль, государству нужно
приобрести на деньги необходимые экономические
ресурсы: товары производственного
назначения, землю, труд. Поэтому, решая
вопрос о том, как облагать себя налогами,
люди в действительности определяют,
каким образом, и в каком объеме
необходимые для общественных нужд
ресурсы будут изыматься из владения
различных семей, из предприятий
и направляться на цели производства
государственных товаров и услуг.
Государство всегда облагает налогами
одних и выплачивает деньги другим.
В прошлое ушли времена, когда
налоги устанавливались власть имущими
исключительно ради их собственной
выгоды. [10; с. 422]
Среди общих принципов
налоговой системы можно выделить
следующие:
- Налоговые поступления
формируют необходимую финансовую
базу для операций государства
в экономической сфере, а сама
структура, объемы и методы
налоговых изъятий создают возможность
целенаправленного воздействия
со стороны государства на
темпы и пропорции накопления
общественного денежного и производительного
капитала, позволяют ему контролировать
практический весь совокупный
общественный спрос. В движении
капитала на разных стадиях
его кругооборота и в различных
сферах можно выделить пункты
изъятия налогов и создать
целостную систему налогообложения.
- В соответствии с законом
об основах налоговой системы
в Российской Федерации взимаются: