Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа
В условиях рынка существенно повышаются требования к уровню организации и нормированию труда. Когда прибыль становится основным обобщающим показателем результата деятельности предприятия, возрастает значение всех видов норм и нормативов, в первую очередь, трудовых.
Введение
Теоретические основы оплаты труда
1.1Оплата труда в условиях рыночных отношений
1.2.Основные формы и системы оплаты труда.
Принципы организации заработной платы
2.1. Организация заработной платы на предприятии
2.2. Роль системы нормирования труда в деятельности предприятия.
3. Пути совершенствования форм и систем оплаты труда на предприятии.
Заключение
Список литературы
Формы и системы оплаты труда на предприятии (в организации)
План
Введение
1.1Оплата труда в условиях рыночных отношений
1.2.Основные формы и системы оплаты труда.
2.1. Организация заработной платы на предприятии
2.2. Роль системы
нормирования труда в
3. Пути совершенствования форм и систем оплаты труда на предприятии.
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях рынка существенно повышаются требования к уровню организации и нормированию труда. Когда прибыль становится основным обобщающим показателем результата деятельности предприятия, возрастает значение всех видов норм и нормативов, в первую очередь, трудовых. Нормирование труда и его организация играют решающую роль в повышении производительности труда – важнейшего фактора снижения себестоимости продукции и роста массы прибыли. В условиях жесткой конкуренции выигрывает предприятие, где организация труда и производства достигает более высокого уровня.
Актуальность курсовой работы определяется противоречием, возникшим между существующей практикой организации оплаты труда и требованиями к ее организации в условиях рыночных отношений в России. Задача исследования: проанализировать существующие системы оплаты труда на предприятии и наметить пути совершенствования.
Реформа заработной платы, в результате которой она из доли работника в национальном доходе стала долей работника в доходе предприятия (т.е. когда решение почти всех вопросов оплаты труда из центра было передано на уровень отдельного предприятия), с позиций перехода на рыночные отношения, не только не привела к положительным явлениям, но, наоборот, заложила основы для последующих диспропорций в оплате труда.
В связи с этим возникает необходимость формирования и реализации адекватной новым реалиям компенсационной системы оплаты труда, направленной на создание именно рыночного механизма управления заработной платой, который сформирует ее как цену рабочей силы на рынке труда и обеспечит оптимальное сочетание интересов работодателей, работников и государства, а также его поддержание, что обусловливает актуальность исследования.
Важной задачей государства является регулирование социально-трудовых отношений на разных уровнях хозяйствования и прежде всего создание условий для конструктивного социального партнерства в сфере оплаты труда, обеспечение социальной защиты населения, предупреждение массовых трудовых конфликтов. Таким образом, государство регулирует те вопросы, которые без него не могут быть решены, остальные вопросы оплаты труда регулируются на договорной основе.
С одной стороны, заработная плата определяется на рынке труда в зависимости от стоимости жизни, соотношения спроса и предложения услуг рабочей силы и является внешней относительно предприятия, с другой стороны, – зарплата является элементом затрат производства и формируется на каждом конкретном предприятии; её размер зависит от конечных результатов его работы. Итак, государство должно влиять на механизм формирования рыночной цены услуг рабочей силы. Однако, в нашей стране государственное регулирование в сфере труда ограничено.
1.Теоретические основы оплаты труда
1.1.Оплата труда в условиях рыночных отношений
Рынок труда
оценивает потребительскую
Вопросы оплаты
труда являются одними из важнейших
как для работника, так и для работодателя.
Конституция Российской Федерации в качестве
одного из основных прав и свобод человека
и гражданина закрепила право на вознаграждение
за труд без какой бы то ни было дискриминации
и не ниже установленного федеральным
законом минимального размера оплаты
труда. Механизм реализации этого конституционного
права закреплен в Трудовом кодексе Российской
Федерации (ТК РФ) через определение оплаты
труда. Трудовой кодекс РФ в статье 129 дает
различные определения терминов «оплата
труда» и «заработная плата». В частности,
под оплатой труда понимается система
отношений, связанных с обеспечением установления
и осуществления работодателем выплат
работникам за их труд в соответствии
с действующим законодательством, иными
нормативными правовыми актами, коллективными
договорами, соглашениями, локальными
нормативными актами и трудовыми договорами.
При этом заработная плата – это вознаграждение
за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества
и условий выполняемой работы, а также
выплаты компенсационного и стимулирующего
характера. Как видно, понятие «оплата
труда» значительно шире, чем понятие
«заработная плата». Оплата труда включает
не только систему расчета заработной
платы, но и используемые нормы труда и
режимы рабочего времени, правила использования
и документального оформления рабочего
времени, сроки выплаты заработной платы
Заработная плата является важнейшей экономической и юридической категорией. Экономика и право тесно взаимодействуют в понятии и содержании заработной платы. Изменения в экономике с неизбежностью влекут пересмотр правовых основ оплаты труда работников. Так, в период социализма осуществлялось строго централизованное государственное управление оплатой труда. Заработная плата как экономическая категория определялась как часть национального дохода, входящего в фонд индивидуального потребления, распределяемого государством в плановом порядке среди рабочих и служащих в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда. В юридическом смысле заработная плата в эти годы определялась в основном как вознаграждение, выплачиваемое рабочим и служащим за их труд в соответствии с его количеством и качеством по заранее установленным нормативам.
В условиях рыночной экономики заработная плата, по-прежнему оставаясь долей работника в создаваемом им доходе, соотносится со стоимостью рабочей силы. Необходимость заработной платы в поддержании жизненного уровня работников становится все очевидней. Поэтому в цену рабочей силы входят не только стоимость жизненных средств, необходимых для удовлетворения минимальных физиологических потребностей работника и членов его семьи, но и расходы по удовлетворению социальных и культурных потребностей, поддержанию трудоспособности, получению общего и профессионального образования.
Цена рабочей силы формируется на рынке труда, который в основном складывается в производственной сфере: спрос и предложение на рабочую силу устанавливает работодатель. В непроизводственной сфере (бюджетных организациях) требования к работнику, как и прежде, определяются в централизованном порядке.
Экономическую сущность заработной платы определяют три основные ее функции: воспроизводственная, стимулирующая и регулирующая. Для первой характерно обеспечение нормального воспроизводства работников различных уровней квалификации.
Заработная плата, являясь формой необходимого продукта, обеспечивает работников и членов его семьи средствами существования и развития. Суть стимулирующей функции заработной платы - установление обоснованных различий в оплате труда работников в зависимости от уровня их квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ. Привлекательность заработной платы должна проявляться в создании преимуществ в оплате труда работников, труд которых имеет повышенную народно-хозяйственную значимость. Главным свойством регулирующей функции является способность заработной платы определять цену рабочей силы, формировать рынок рабочих мест. Размеры и темпы роста заработной платы должны складываться не стихийно, а при строгом соответствии экономических закономерностей. На уровне организации заработная плата является элементом политики управления персоналом. Организации самостоятельно определяют размеры, системы и динамику заработной платы исходя из конкретной ситуации на рынке труда.
Говоря о юридических аспектах заработной платы, прежде всего отметим, что нормы, связанные с оплатой и нормированием труда, составляют правовой институт Особенной части отрасли трудового права. ТК использовал два основных понятия, связанные с вознаграждением за труд: "заработная плата" и "оплата труда", - отдавая предпочтение второму термину. Однако представляется, что понятие "заработная плата" точнее отражает сущность наемного труда как категории трудового права. Именно этот термин используется в документах МОТ. В науке трудового права заработная плата традиционно рассматривается как элемент трудового правоотношения, подчеркивающий возмездный характер данного отношения.
В новой редакции ст. 129 ТК законодатель отождествляет понятия «заработная плата» («оплата труда») - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Характеристика
заработной платы как одного из основных
элементов трудового
Таким образом, заработная плата - это установленное соглашением сторон систематическое денежное вознаграждение работника за выполнение им трудовой функции, которое работодатель обязан выплачивать по заранее установленным тарифным нормам с учетом индивидуального трудового вклада и не ниже минимального размера, установленного государством.
В качестве дополнительных характеристик, определяющих правовое содержание заработной платы, отметим ее составные части, методы правового регулирования и отличительные признаки.
Заработная плата делится на две части. Одна (основная или постоянная) часть заработной платы базируется на тарифной системе, обеспечивает единство и дифференциацию в оплате труда и составляет преимущественно сферу централизованного государственного регулирования. Основная заработная плата выплачивается без учета доходов организации за фактически отработанное время или фактически выполненную работу по тарифным ставкам, должностным окладам, с учетом районных коэффициентов и доплат при отклонении от нормальных условий труда.
С установлением
многообразия форм собственности отпала
необходимость всеобщего
Другая (дополнительная
или переменная) часть заработной
платы зависит от результатов
производственно-хозяйственной
Сфера локального регулирования заработной платы с принятием ТК значительно расширилась. Значительная часть централизованных правовых установлений в области оплаты труда не может быть применена без их конкретизации в локальных нормах. Организации (за исключением бюджетной сферы) самостоятельны в выборе видов, форм и систем оплаты труда, размеров тарифных ставок, должностных окладов и различных выплат. На практике наблюдается многообразие специальных фондов оплаты труда и способов распределения коллективного и индивидуального заработка. Существует множество локальных актов, связанных с различными особенностями оплаты труда в организациях. Отметим коллективный договор, положения об оплате труда, о вознаграждении по итогам работы за год, за выслугу лет, о премировании, о распределении коллективного заработка и др.
Локальные нормативные акты по оплате труда должны приниматься с учетом мнения выборного представительного органа работников и не могут ухудшать условия оплаты труда, установленные трудовым законодательством, соглашениями и коллективным договором.
В условиях рыночной экономики существенным регулятором отношений в области оплаты труда становится коллективно-договорное регулирование. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2010 - 2013 гг. устанавливает , в частности, следующие обязательства сторон:
«…2.1. Провести консультации о целесообразности разработки программы достойного труда в рамках подхода, сформулированного Международной организацией труда.
2.2. Провести консультации о механизме обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
2.3. Рекомендовать при заключении
региональных, отраслевых соглашений
и коллективных договоров
Информация о работе Формы и системы оплаты труда на предприятии (в организации)