Формы внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Экономическая система России переживает процесс глубокой трансформации, связанный с переходом от директивно-плановой к рыночной экономике, в котором важнейшим условием, способствующим формированию новых экономических отношений, является всестороннее развитие внешнеэкономических связей, более активное участие России в функционировании мирового хозяйства. Этот процесс, однако осложняется тем, что осуществляемые в стране реформы не имеют аналогов в мировой практике.
Процесс трансформации внешнеэкономических связей носит системный характер и требует адекватного отражения в экономической науке.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 67.87 Кб (Скачать файл)

3.2 Типы приграничных регионов

Европейский тип характерен для регионов России, граничащих со странами - членами ЕС или странами - кандидатами на вступление в Союз. Это небольшая часть приграничного  пояса страны. На узком фронте границ сосредоточены морские и сухопутные коммуникации, связывающие Россию с  зарубежной Европой, Европу с Северо-Восточной  Азией. Значение балтийского транспортного  коридора для развития внешнеэкономических  связей России после распада СССР устойчиво возрастает. В геоэкономическом плане также весьма важно, что здесь расположен Санкт-Петербург - город мирового культурного значения. Вместе с тем российские приграничные районы по уровню благосостояния сильно уступают своим соседям в Финляндии и Норвегии и заметно уступают смежным регионам Полыни, Эстонии, Латвии и Литвы.

Особенностью постсоветского типа приграничного сотрудничества является то, что оно осуществляется в условиях, когда процесс международно-правового  оформления протяженных сухопутных границ между странами СНГ только начался. Эти границы разделили в прошлом единое экономическое и во многом общее культурное пространство. Границы между Россией и этими странами в своем большинстве проходят по обжитым территориям. При этом российские приграничные районы более развиты и социально более благополучны, чем их соседи в Казахстане и Закавказье. Социально-экономические показатели смежных регионов на белорусском и украинском участках границы более или менее близки. Экономическое взаимодополнение приграничных территорий базируется прежде всего на межотраслевой основе. Наиболее продвинуты и либерализованы они с Белоруссией в рамках создаваемого Союза, а также с Казахстаном - партнером России по Европейскому экономическому сообществу.

Азиатский тип приграничного  сотрудничества характерен для регионов России, граничащих с Китаем, Монголией, а также Турцией; его отличительной  чертой является бурное развитие приграничной и челночной торговли, особенно в  первой половине 1990-х гг., в условиях высокой инфляции в России и пограничной  либерализации.

Названные азиатские страны примыкают к России своими наименее развитыми районами. Поэтому приграничная торговля с РФ рассматривается правительствами  указанных государств как фактор экономического подъема данных территорий. То же самое можно сказан, о регионах России, граничащих с Китаем и Монголией.

Другая важная черта азиатского типа - сотрудничество регионов, относящихся  к разным культурно - цивилизационным системам, что создает дополнительные препятствия в углублении приграничного сотрудничества. Сегодня очевидно, что подъемная сила приграничной и челночной торговли уже выработана, а новые стимулы и направления развития приграничной кооперации не заработали. С этим связаны современные проблемы сотрудничества на данных участках границы.

Китай и Турция для активизации  торговли, расширения экспортного потенциала приграничных с Россией территорий оказывают государственную поддержку их развитию, используя, в частности, зонную модель и другие мероприятия.

В приграничном сотрудничестве с Турцией пока слабо используется потенциал Организации черноморского  экономического сотрудничества. Однако падение объемов приграничной и  челночной торговли компенсируется расширением поставок газа.

 

Заключение

В заключении работы можно сделать следующие выводы:

Со времен распада СССР экономика России постепенно начала развиваться, так по сравнению с 1991г. торговля со странами дальнего зарубежья  возросла практически втрое, а со странами СНГ вдвое. Также успешно  идет развитие торговли лицензиями, лизинг, процветает банковская система и  кредитование. В конце XXI века началось развитие предоставления международных  услуг.

Идет укрепление позиций  Российской Федерации в мировой  торговле и экономике.

Но, не смотря на это, экономика  России значительно отстает от зарубежных стран.

 

Используемая литература:

1) С.С. Шишов “Экономическая  география и регионалистика”. Учебное пособие Под редакцией д.г.н., проф. Т.Г. Морозовой. Москва 1998 г. Издательство ИНФРА-М; с 141-231.

2) Киров “Курс экономической  теории”. Под общей редакцией:  проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е.А. Издательство “АСА”. с 57-125.

3) И.В Макаров, А.П. Рубцов. «Основы внешнеэкономической деятельности. Издательство МГИУ; с 206 - 211.

4) А. Киреев. Международная  экономика.-- М.: Международные отношения, 1997.

5) Международные экономические  отношения / Под редакцией В.  Е. Рыбалкина.-- М., 1997. Издательство АСПЕКТ ПРЕСС; с. 133-136, 155.

6) Холопов А. Внешнеторговая  политика: нетарифные методы регулирования  международной торговли. Мировая  экономика и международные отношения, 1997, №12.

7) Холопов А. Внешнеторговая  политика: тарифные методы регулирования  международной торговли. Мировая  экономика и международные отношения, 1997.

8) Российский статистический  ежегодник 2008; ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ. Внешнеэкономическая  деятельность; с. 768, 781, 783.

9) Т.Е Александрова, И.И.  Фирулина «Экономическая и социальная география Российской Федерации». Издательство СГЭУ;с 217-219, 220-223.

10) Современные проблемы  внешнеэкономической деятельности  России / Дербилов Д.А. - Самара 1998.

11) http://ru.wikipedia.org/wiki/лизинг

12) http://www.rbc.ru/reviews/leasing-2008/chapter4-international.shtml

13) http://www.refbank.ru/bd/18/bd18.html

14) http://revolution.allbest.ru/economy/00006527_0.html

15) http://bse.sci-lib.com/article106993.html

 

СЭЗ

Год создания

Нормативный акт

 

СЭЗ «Находка» в Приморском крае

1990

Резолюция ВС РСФСР

 

СЭЗ «Технополис Зеленоград»

 

Постановление ВС РСФСР

 

СЭЗ в Калининградской  области

     

СЭЗ «Даурия» вЧитинской области

1991

Указы Председателя Президиума ВС РСФСР

 

Свободная предпринемательская зона в Санкт-Петербурге

     

Свободная экономическая предпринемательская зон в Выборге

     

СЭЗ в Алтайском крае

     

СЭЗ «Ева» в Еврейской АО

     

СЭЗ «Садко» в Новогородской области

     

СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской  области

     

«Сахалин»

 

Постановление Президиума ВС РСФСР

 

Экологическая и экономическая  зона «Горный Алтай»

 

Постановление Совета Министров  РСФСР

 

Зона свободной торговли «Шереметьево»

1992

Указы президента РФ

 

Свободные таможенные зоны «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал»

1993

   

Специальная экономическая  зона в границах заповедного экологического района минеральных источников РФ - Кавказких минеральных вод

1994

Постановление Правительства  РФ

 

СЭЗ «Кабардино-Балкария»

1995

Указ Президента РФ

 

Свободная таможенная зона на территории, прилегающей в аэропорту  «Ульяновск-Восточный»

1996

Постановление Правительства  РФ

 

Международный бизнес центр  «Ингушетия»

1996

Федеральный закон

 

Особая экономическая  зона в Калининградской области

     

СЭЗ «Елабуга» Елабужского автомобильного завода

 

Постановление Правительства  РФ

 

Регион интенсивного экономического развития «Осетия»

     

СЭЗ в Республике Хакасия

 

Указ Президента РФ

 

Особая экономическая  зона в Магаданской области

1999

Федеральный закон

 
       

 

Сравнительные характеристики СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининградской  области

 

Основные характе-

ристики

СЭЗ «Находка»

ОЭЗ в Калининградской

области

 

Этапы создания и развития (по нормативным документам)

Решение о создании - 14.07.1990 г. (постановление ВС РСФСР)

   
 

Положение о СЭЗ - 23.11.1990г.

Положение о СЭЗ «Янтарь» - 25.09.1991г.

 
 

Фактическая отмена налоговых  льгот для совместных предприятий  в СЭЗ - Закон РФ «Об основах  налоговой системы», 01.01.1992г.

   
 

Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам - указ Президента РФ от 04.06.1992г.

   
 

Новая редакция Положения  о СЭЗ - постановление Правительства  от 26.02.1992г.

Кредитные льготы - постановление  Правительства, август 1992 г.

 
   

Подтверждение таможенных льгот - указ Президента РФ от 23.12.1992г.

 
 

Упразднение таможенных льгот - Закон РФ «О таможенном тарифе»  от 21.05.1993 г. Фактическая отмена налоговых  льгот - письмо ГНС

   
 

Дополнительные финансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного  использования в военных и  гражданских целях - постановление  Правительства РФ от 08.09.1994 г.

Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 07/12.1993 г. Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) - постановление  Правительства РФ от 25.05.1994 г.

 
 

Отмена налоговых льгот - Закон РФ «Финансировании государственных  расходов… » от 01.02.1995 г.

   
 

Отмена всех льгот, ранее  предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.1995 г.

   
 

Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ «Находка» - указ Президента РФ «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ  «Находка» от 11.03.1996 г.

Отмена таможенных льгот - указ Президента РФ от 06.03.1995 г.

 
   

Льготы для компенсации  потерь участникам ВЭД - постановление  Правительства РФ от 10.05.1995 г.

 
   

Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых  льгот - Закон РФ «Об особой экономической  зоне в Калининградской области  », подписан Президентом РФ 22.01.1996 г.

 

Территория

г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь  около 4600 кв. км

Калининградская область, площадь  около 15000 кв. км.

 

Специализация

Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность

Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая переработка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм.

 

Преимущества для создания свободной экономической зоны

. Выгодное экономико-географичекое положение: близость от крупнейших центров АТР, фактически сложившаяся «монополия» Находки на внешнюю торговлю России со странами региона

2. Развитая транспортная  инфраструктура - крупные незамерзающие  порты, оконечный пункт Транссибирской  магистрали

3. Наличие некоторого  промышленного потенциала города

4. Хорошие климатические  условия для сельского хозяйства

5. Опыт внешнеторговой  деятельности.

1. Выгодное экономико-географическое  положение на пересечении торговых  путей между Евразией и Европой

2. Наличие незамерзающего  морского порта

3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов)

4. Высококвалифицированная  рабочая сила, высокая концентрация  учебных заведений

5. Наличие машиностроительных  производств высоких технологий (в составе ВПК)

6. Наличие предпосылок  для создания курортно-туристического  комплекса международного значения (район Куршской косы)

7. Наличие некоторого  опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ «Янтарь»)

 

Недостатки региона для  создания свободной экономической  зоны

1 . Недостаточная степень  раз- вития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаров- до Находки

2. Удаленность от центральных  районов России, высокие

транспортные издержки на доставку экспортных и импортных  грузов 3. Неразвитость АПК и легкой

промышленности

4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов

5. В перспективе возможна

конкуренция местным портам со стороны модернизируемого

порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том

числе, северо-восточным провинциям Китая

1. Использование для военных

нужд большей части  территории, высокая степень милитаризованности промышленности

2. Узкая специализация  на

рыбной промышленности (40°/.

объема производства), большая  доля ресурсоемких производств (переработка  древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышленности

3. Изношенный и технологически  устаревший парк промышленного  обор повышенная энергоемкость  хозяйства 4. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных

регионов России и стран  СНГ

по снабжению сырьем и  комплектующими (до 90% ввоза) и

по сбыту продукции (более

70% вывоза)

5. Неразвитость транспортно-

дорожной, жилищной инфраструктуры

6. Дефицит электроэнергии,

зависимость от Литвы в  сфере

энерго- (80%) и газоснабжения

(100%)

7. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны

Балтии, в перспективе - новый

российский порт в Финском  заливе) для обслуживания экс-

портно-импортных потоков грузов

 


Информация о работе Формы внешнеэкономических связей