Функционирование факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является анализ особенностей функционирования факторов производства как таковых, анализ проблем взаимодействия этих факторов в процессе производства и решение вопросов их наиболее оптимального сочетания в условиях рыночной экономики. Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущности всех основных видов рынков факторов производства и их составных элементов;
Проанализировать особенности функционирования рынков факторов производства в России;
Выявить проблемы и пути решения формирования и функционирования рынков факторов производства в России на современном этапе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика и понятия, связанные с рынками факторов производства
1.1 Факторы производства
1.2 Рынок земли
1.3 Рынок труда
1.4 Рынок капитала
1.5 Предпринимательство как фактор производства
Глава 2. Специфика механизма функционирования рынков факторов производства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

м рчапояапояыапоапоаеоаоапое.docx

— 143.53 Кб (Скачать файл)

     Различают номинальную и реальную заработную плату.

     Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека.         Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата - эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.

     Сущность зарплаты: неравномерно сводить к внешней форме проявления продажи труда за определенную цену - заработной плате. На самом деле здесь проявляются более глубокие экономические отношения между собственником капитала и товара "рабочей силы".

     Уровень реальной зарплаты складывается под влиянием спроса и предложения. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.

     Величина предельного продукта труда зависит от качества рабочей силы, от уровня общей и специальной профессиональной подготовки, от уровня кооперации труда, и т.д. Спрос на труд предъявляется до того момента, когда выручка от использования предельного (последнего) работника сравняется с издержками по его использованию или, другими слова, когда заработная плата предельного рабочего будет равна получаемой от его использования фирмой выручке.

     Кривая спроса на труд со стороны руководителя фирмы есть кривая предельной производительности труда MRPL по его цене W (см. Рис.1).

Рис.1 - Кривая спроса на труд

 

     Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как отражает закон убывающей предельной производительности труда. Его смысл заключается в том, что фирма, нанимая больше рабочих, получает от них убывающую отдачу, поэтому оплачивает труд по более низким ставкам.

Предложение труда на уровне народного  хозяйства определяется, прежде всего, численностью населения, долей в  нем трудоспособных, половозрастным составом, средним числом отработанных часов, приходящихся на одного работника  и т.д.

     Индивидуальное предложение труда зависит от многих факторов: от престижности профессии, от удаленности места работы от дома, от уровня профессиональной организованности в той или иной отрасли, от социальных условий труда в фирме и т.д. Но все же главным стимулом является уровень заработной платы.

     Для рынка труда кривая предложения будет иметь положительный наклон: с ростом заработной платы предложение труда будет возрастать.

 

Рис.2 - Кривая предложения на труд

 

     В экономическом смысле кривая предложения труда SL - кривая предельных издержек труда MRCL (см. Рис.2).

     Объединяя два графика - кривую спроса и кривую предложения труда получим точку равновесия между спросом и предложением на труд (см. Рис.3).

Рис.3 - Равновесное состояние рынка  труда 

 

     Точке Е на графике равновесного состояния рынка труда (см. Рис.3) соответствует определенный уровень реальной заработной платы и заданное этим уровнем предложение труда. В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате WE. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости. При любых других условиях заработной платы, отличных от WE, равновесие на рынке труда нарушается. Заработная плата - это цена равновесия на рынке труда.

     В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной предложение на рынке труда превышает спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при данной заработной плате. Возникает избыток предложения труда.

      В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной, спрос на рынке труда превышает предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

      Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего креатива и функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро - и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

 

1.4. Рынок капитала

 

     В связи с неоднозначностью трактовки категории "капитал" существует также проблема определения понятия "рынок капитала". В экономической литературе выделяются два возможных варианта трактовки этого понятия:

Если под капиталом понимать физический капитал (станки, здания, запасы и т.д. в стоимостном их измерении), то рынок капитала - это часть  рынка факторов производства наряду с рынком труда и земли. Если под  капиталом на рынке финансов понимать денежный капитал, то рынок капитала выступает составной частью рынка  ссудных капиталов.

      Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д. Их техническое состояние постоянно совершенствуется и оказывает решающее влияние на общую результативность производственного процесса и его эффективную целесообразность.

     Отдельные капитальные блага можно использовать на протяжении нескольких лет, тогда как раньше - на протяжении веков и даже больше.       Существенная черта капитального блага состоит в том, что оно является и фактором производства, и продуктом одновременно.

     Рынок ссудного капитала подразделяется на денежный рынок и рынок капитала. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. Рынок капитала обслуживает среднесрочные и долгосрочные операции банков. Он, в свою очередь, делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами). Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и государственных институтов.

     На рынке ссудных капиталов формируются спрос и предложение денежного капитала.

     Спрос на капитал на рынке факторов вытекает из стремления инвестировать, т.е. прирастить капитал. Инвестиционный проект будет принят, если предельные издержки по его осуществлению не превысят предельного дохода от полученного в результате продукта. Следовательно, спрос на инвестиционные товары будет определяться этим предельным доходом.

      Предложение капитала возникает в основном со стороны домашних хозяйств, а также предприятий и государства. Домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств, предоставляют капитал в пользование бизнесу в форме материальных средств и получают доход в виде процента на вложенные средства.

В связи с тем, что физический капитал может приобретаться  в собственность фирм или предоставляться  им во временное пользование, следует  различать плату за поток услуг  капитала (цена использования) и цену капитальных активов (цена купли - продажи).

     Стоимость использования услуг капитала представляет собой рентную (прокатную) оценку капитала. Она может выступать в качестве рыночной котировки или суммы, уплачиваемой фирмой владельцу капитала за аренду части этого капитала.

      Цена актива представляет собой цену, по которой единица капитала может быть продана или куплена в любой момент.

      Рынок капитала имеет довольно сложную структуру, и его деятельность обеспечивается с помощью самых различных денежных инструментов и организаций. Поэтому для всех сегментов рынка капитала можно обнаружить общие закономерности. Они проявляются, прежде всего, в том, как на этом рынке формируется цена денежного капитала. Цена денежного капитала - величина дохода, который фирма должна обеспечить владельцам сбережений, чтобы не согласились предоставить эти сбережения для осуществления инвестиций. Этот процесс подчиняется общим закономерностям рыночного ценообразования, и его основой является взаимодействие спроса на денежные средства и их предложения.

      Процент в современной экономической теории чаще всего рассматривается как цена капитала независимо от того, получает ли его промышленник в виде предпринимательского дохода или собственник ссудного капитала. Таким образом, процент представляет собой разновидность дохода наряду с прибылью. Процент - эта та часть дохода, которую получает владелец капитала в течение года. Если она выражается в процентах, то такой доход называется процентной ставкой. Например, вы кладете в банк 100 тыс. долл. под 15% годовых. Ваш доход (или процент) составит 15 тыс. долл., и ставка процента в этом случае будет равна 15%.

      Рыночный спрос на инвестиции представляет собой сумму индивидуальных спросов всех фирм, нуждающихся для своего развития во внешних финансовых ресурсах. Рыночное предложение инвестиционных ресурсов является суммой индивидуальных предложений всех владельцев сбережений, которые готовы предоставить их коммерческим фирмам на платной основе. Спрос на рынке капитала носит производный характер и определяется, во-первых, тем, насколько фирмам нужно расширить или модернизировать свои производственные мощности ради удовлетворения спроса на те или иные товары; во-вторых, тем, насколько прибыльно фирмы могут использовать средства, привлеченные ими с рынка капитала.

     Для оценки такой прибыльности фирмы проводят специальные расчеты, называемые обычно инвестиционным дисконтированием или разработкой бюджетов планируемых инвестиций. Процесс расчета будущей стоимости средств, инвестируемых сегодня, является одной из разновидностей особого типа финансовых расчетов, именуемых обычно дисконтированием. Впрочем, дисконтирование используется не только для расчета будущей стоимости инвестиций, сделанных сегодня, но и для определения сегодняшней ценности тех средств, которые мы получим в будущем.

 

1.5. Предпринимательство как фактор производства

 

Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.

Современное понимание предпринимательства  сложилось в период становления  и развития капитализма, который  избрал свободное предпринимательство  в качестве основы и источника  своего процветания.

Взгляды классиков явились одним  из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе  лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие, а в предпринимательстве - эксплуататорскую сущность. Лишь много позже на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали его решающее значение для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а Й. Шумпетер дал этому фактору современное его название - предпринимательство и определил основные функции предпринимательства:

      -      создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

      -  введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа  производства;

      -     завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

      -      использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

      -   введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.

       Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

        Объект предпринимательства - наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. "Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой" - Й. Шумпетер.

Информация о работе Функционирование факторов производства