Функционирование факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является анализ особенностей функционирования факторов производства как таковых, анализ проблем взаимодействия этих факторов в процессе производства и решение вопросов их наиболее оптимального сочетания в условиях рыночной экономики. Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущности всех основных видов рынков факторов производства и их составных элементов;
Проанализировать особенности функционирования рынков факторов производства в России;
Выявить проблемы и пути решения формирования и функционирования рынков факторов производства в России на современном этапе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика и понятия, связанные с рынками факторов производства
1.1 Факторы производства
1.2 Рынок земли
1.3 Рынок труда
1.4 Рынок капитала
1.5 Предпринимательство как фактор производства
Глава 2. Специфика механизма функционирования рынков факторов производства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

м рчапояапояыапоапоаеоаоапое.docx

— 143.53 Кб (Скачать файл)

      Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.

      Вторым условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

     Третье условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

     Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.

     Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.

     Прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.

     Однако кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые фирма также должна учитывать при оценке экономических результатов своей деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми владеет и которые использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т.е. издержек упущенных возможностей. Хотя фирма не выплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получим экономическую (чистую) прибыль.

         В условиях совершенной конкуренции, т.е. в статичной экономической системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической прибыли. Предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая войдет в полные издержки будет платой за его труд по организации и ведению дела. Такой доход - плата за управление в экономической теории получил название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму.

        Но вознаграждение фактора предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические издержки, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, т.е. из экономической прибыли. Эти излишки образуются следующим образом. Рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: нехватка информации, концентрация производства в руках немногих фирм, выпуск новых, неизвестных ранее изделий - одним словом, экономики находится в состоянии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность. В основном такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих свои ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет к нарушению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации, купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и т.д. Это порождает состояние неопределенности, в которой приходится искать правильные решения и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Специфика механизма функционирования рынков факторов производства

 

Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют  много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации и  установления равновесия. Однако некоторые  отличия все же имеются, и они  накладывают определенную специфику  на механизм их функционирования.

Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить  наиболее выгодную продукцию при  наиболее эффективном сочетании  ресурсов. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских  способностей, которые будут использованы в производственном процессе. Различная "ценность" ресурсов прямо влияет на распределение национального  дохода между социальными группами, обладающими разными ресурсами.

Следует отметить, что спрос на ресурсы  носит производный характер. Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи.

Еще одной  особенностью спроса на факторы производства является то, что их потребление  взаимосвязано. Они не используются по отдельности и не могут функционировать  изолированно друг от друга. Количество произведенного товара определяется наличием всех факторов, необходимых для организации  производственного процесса. Однако невозможно точно определить, насколько  продукт обязан своим созданием  тому или иному фактору производства. Ведь в процессе производства факторы  непрерывно взаимодействуют между  собой, дополняют, а иногда и заменяют друг друга.

Исходя  из того, что производственные факторы  взаимозаменяемы, каждый ресурс по мере увеличения его использования приносит дополнительный продукт, причем во все уменьшающемся размере. Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса, называется предельным продуктом (MP - marginal product).

Условием  минимизации общих затрат фирмы  при заданном объеме производства и  неизменных ценах на ресурсы является равенство предельных производительностей  всех используемых ресурсов, приходящихся на одну денежную единицу:

 

MPa / Pa = MP b / P b = ...= MPz / P z, (1)

 

где MPa… MPz - предельные продукты всех используемых ресурсов от а до z, Pa …P z - цены на эти ресурсы.

Если  же цена на какой-то ресурс изменится, например, снизится (то есть вырастет его  удельная производительность), то фирма  станет перераспределять свои затраты  в пользу данного более эффективного ресурса (за счет сокращения использования  других ресурсов) до тех пор, пока указанное  равенство опять не будет выполняться.

Прирост дохода фирмы от реализации дополнительного  продукта называется предельной доходностью (производительностью) ресурса (MRP - marginal revenue product). MRP еще называется предельным продуктом в денежном выражении.

В условиях совершенной конкуренции на рынках готовой продукции предельная доходность ресурса будет рассчитываться по формуле: MPR = MP´MR, где MP - предельный продукт фактора производства, MR - предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции. В данном случае предельная выручка (то есть выручка от продажи дополнительной единицы продукта) будет равна рыночной цене единицы продукта, то есть MR = Pх.

Графически  предельная доходность ресурса - это  кривая спроса, с которой сталкивается фирма на рынке готовой продукции (кривая спроса на ее продукцию). Она показывает доход фирмы от реализации дополнительного количества готовой продукции. Эта кривая, как известно, имеет отрицательный наклон (рис.1.), так как отражает убывающую доходность ресурса: чем больше единиц ресурса использует фирма, тем ниже предельная производительность каждой из них.

При несовершенной  конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая  конкуренция) дополнительная выручка (MR) оказывается меньше рыночной цены единицы продукта (Pх), и потому в этих условиях доход от реализации предельного продукта меньше его стоимости MPR* < MP´MR. Дополнительный доход от реализации дополнительного продукта будет меньше его стоимости, следовательно, линия MPR* пройдет ниже линии MPR (рис.2.).

 


 

 

 

Однако  знания только доходности от продажи  дополнительного объема продукции  недостаточно, чтобы определить оптимальный  объем использования ресурса.

Использование каждой дополнительной единицы ресурса  увеличивает затраты фирмы МС или точнее MRC (marginal resource cost) - предельные ресурсные затраты. Пока доходность от продажи дополнительного продукта, произведенного с помощью дополнительной единицы какого-то ресурса MPR, будет превышать затраты на приобретение единицы ресурса MPC, до тех пор есть смысл увеличивать спрос на данный ресурс.

На величину предельных издержек ресурса влияют цены предложения. На совершенно конкурентном рынке факторов производства цена ресурса будет постоянной, так как фирмы-продавцы или домашние хозяйства не влияют на цены предложения, поскольку они формируются рынком. Все единицы ресурса фирма может закупать по одной цене. Поэтому на графике (рис.3.) линия MRC будет прямой, параллельной оси абсцисс. Для фирмы - покупателя кривая предложения Ps - это кривая ее предельных расходов MRC. Она будет совпадать с кривой средних расходов АС.

Если  же ресурсный рынок является рынком несовершенной конкуренции, то есть если на таком рынке присутствует один или, в крайнем случае, всего  лишь несколько покупателей, то каждую дополнительную единицу ресурсов фирма-покупатель сможет приобрести по более высокой  цене (кривая предложения Ps, кривая средних затрат АС, линия предельных расходов будут иметь положительный наклон (рис.4.)).

 


 

Выбор фирмой количества используемого ресурса  основывается на равенстве MRP = MRC.

 Если MRP > MRC, т.е. кривая MRP находится выше кривой MRC, фирма может еще увеличивать закупку факторов производства, так как доход от дополнительной единицы ресурса MRP превышает издержки от его использования MRC.

Если  MRP < MRС, то сокращение использования дополнительного фактора производства в большей мере сократит издержки, чем доход.

Следовательно, условием максимизации прибыли фирмой будет равенство предельной доходности ресурса и предельных издержек: MRP = MRC. Это равенство получило название золотого правила равновесия фирмы на рынке факторов производства. Оно справедливо для любого рынка факторов производства независимо от того, является ли рынок готовой продукции конкурентным или монопольным.

Равновесие  на конкурентном рынке факторов производства характеризуется уравниванием спроса и предложения.

 


 

 

 

Если  рынок готовой продукции также  совершенно конкурентный, то кривая спроса D показывает предельную доходность ресурса MRP, которую потребители ресурса получат от его дополнительного использования. MRP, как отмечалось ранее, будет снижаться по мере увеличения количества единиц ресурса. Кривая же предложения ресурса отражает издержки фирмы, точнее, предельные расходы от использования дополнительной единицы ресурса MRC. Следовательно, в точке E предельная доходность ресурса MRP равна его предельным издержкам MRС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Джиоева, В.А. Основы экономических знаний: рынок и предпринимательство: Учеб. для экономических вузов. / Под ред. акад. А. Г. Лобко. - М.: Высш. шк., 2006.-456с.;
  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во "Дело и Сервис", 1999;
  3. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 1999;
  4. Курс экономической теории: Учебник: Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: Издательство "АСА", 1999.Павленкова, В.А. Рынок труда / В.А. Павленкова. - М.: 2007.-256с. ;
  5. Микроэкономика. Под редакцией Яковлевой Е.Б. Учебник. - М-Спб: "Поиск", 1999;
  6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики /Р.М. Нуреев – М.: Норма, 2008.-365с.;
  7. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 2000. Гл.28, 29.
  8. Экономика": Тарасевич, Гребенщиков, Москва, 2000 г.;
  9. "Экономикс: принципы, проблемы и политика": Макконнелл К.Р., Брю С.Л., 2 тома, издательство "Инфра-М", 2001г.;
  10.   Экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под общей ред. Акад.В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой, - М.: ИНФРА-М, 2007;
  11.   Экономическая теория: Учебник. - Изд. исп. и доп. // Под общ. Ред. Акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С Тарасевича, - М.: ИНФРА-М, 2007;
  12.    Экономический словарь //Http://slovari.yandex.ru/dit/economic

Информация о работе Функционирование факторов производства