Функционирование органа по сертификации продукции и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:18, контрольная работа

Описание работы

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Содержание работы

Введение 3
1. Цели и задачи стандартизации 4
2. Основные задачи стандартизации 5
3. Функции стандартизации 6
4. Категории и виды стандартов. 8
5. Виды стандартов 11
6. Органы и службы по стандартизации 13
7. Определение понятия «сертификация» 15
8. Обеспечение качества сертификации 16
9. Петля качества сертификации 17
10. Функционирование органа по сертификации продукции и услуг. 19
Вывод 22
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Экономика предприятияd.docx

— 46.15 Кб (Скачать файл)

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру  соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут  касаться порядка согласования норм документов, предоставления информации о принятых стандартах отраслей, общественных и других организаций в Госстандарт  РФ, создание службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований ГОСТ и других вопросов организационного характера. ПР и Р  разрабатываются организациями, подведомственными  Госстандарту РФ и Госстрою РФ.

Технические условия (ТУ) разрабатываются  предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности в том  случае, когда стандарт создавать  нецелесообразно. Объектом ТУ может  быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также  произведения художественных промыслов. Особенность процедуры принятия ТУ состоит в том, что во время  приемки новой продукции происходит их окончательное согласование с  приемочной комиссией. Перед этим предварительно рассылается проект ТУ тем организациям, представители которых будут  на приемке продукции. ТУ считаются  окончательно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (образца).

Международные стандарты (ИСО/МЭК) разрабатываются  международными организациями по стандартизации для того, чтобы устранить технические  барьеры в торговле, то есть гармонизировать  требования, предъявляемые к продукции, услугам в соответствие с требованиями международных стандартов.

Если стандарт гармонизирован с  международным стандартом, то по нему можно проводить сертификацию продукции.

Региональные стандарты разрабатываются  региональными органами по стандартизации. Например, такой организацией является ЕОКК (европейская организация по контролю качества).

Национальные стандарты разрабатываются  национальными организациями по стандартизации. Например, Госстандартом  России. Национальные стандарты действуют  только на территории России.

Межгосударственные  стандарты обязательны для стран  членов СНГ.

 

5. Виды стандартов

 

Существуют  следующие виды стандартов:

  • основополагающие стандарты;
  • стандарты на продукцию;
  • стандарты на работы и процессы;
  • стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;
  • технические условия.

Основополагающие  стандарты, в свою очередь, делятся  на:

  • общетехнические стандарты;
  • организационно-методические стандарты.

Общетехнические стандарты, регламентирующие термины определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию обеспечения  информационной совместимости однозначности  понимания объекта стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие требования и (или) нормы выполняют  функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные (общие), положения устанавливают общие  требования, обеспечивающие организационно-техническое  единство объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь процессов  управления в различных областях деятельности. Стандарты, регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание) обеспечивают информационную совместимость  документации.

Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся  на:

  • стандарты общих технических требований;
  • стандарты общих технических условий;
  • стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и общих технических условий  устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению  и потреблению (эксплуатации).

Стандарты, регламентирующие параметры  и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и параметрическим  рядам, обеспечивающим унификацию и  взаимозаменяемость продукции.

Стандарты, регламентирующие правила  приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции  выполняют функцию по обеспечению  заданного качества продукции при  ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании и хранении, полноценного использования продукции  при потреблении, восстановление продукции.

Стандарты технических условий  регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции.

Стандарты на работы и процессы устанавливают  правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием  является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при  проведении данных работ (процессов).

Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции.

Технические условия – это нормативный  документ, который имеет отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения ГОСТа на данную продукцию.

 

6. Органы и службы по стандартизации

 

Государственный комитет по стандартизации.

Согласно  Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие  органы и организации. Орган рассматривается  как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение  норм документов, доступных широкому кругу потребителей.

Национальным органом по стандартизации в России является Государственный  комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт  России). Госстандарт России выполняет  следующие функции:

  • координирует деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
  • взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;
  • направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;
  • подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;
  • устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;
  • принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.;
  • осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;
  • руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
  • осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;
  • представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ;
  • сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;
  • руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил обязательной сертификации;
  • участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;
  • устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;
  • при разработке ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативные документы;
  • организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

Руководство и координацию работ  по стандартизации в области строительства  осуществляет Госстрой России. Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится  в ведении Госстандарта РФ и Госстроя РФ.

Госстандарт определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует  все заказы, планы работы технических  комитетов, предложения субъектов  хозяйственной деятельности и разрабатывают  годовые планы по стандартизации.

 

7. Определение  понятия «сертификация»

 

Сертификация соответствия – это  действие, удостоверяющее посредством  сертификата соответствия или знака  соответствия, что изделия или  услуга соответствуют определенным стандартам или другим  нормативным  документам (руководство №2 ИСО-МЭК 1982 г.)

В системе сертификации  ГОСТ Р  понятие о сертификации было расширено  и конкретизировано.

Сертификация соответствия – это  действие III-ей стороны доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Определение было принято в законе «О сертификации»:

  1. Понятие о сертификации, сформулированное в системе ГОСТ Р вводит в определение слова:

а) «третьей стороны» - сертификация осуществляется независимым компетентным органом;

б) «должным образом» - эти слова свидетельствуют о наличии строгой системы сертификации располагающей определенными правилами, процедурами и управлением.

  1. В определении расширяется область распространения сертификации. Ей подлежат не только продукция и услуги, но и процессы, в том числе процессы управления качеством;
  2. Согласно закону «О техническом регулировании» сертификация– это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Какие изменения внес закон «О техническом  регулировании» в понятие «сертификации»:

    1. Сертификация – это форма подтверждения соответствия;
    2. Продукция должна соответствовать не только требованиям стандартов, но и требованиям технических регламентов и условиям договоров.

 

8. Обеспечение качества сертификации

 

Сертификацию можно рассматривать  как процесс, у которого есть входные  и выходные данные, механизмы управления и обеспечение ресурсами.

Выходными данными сертификации являются достоверность и беспристрастность. Достоверность определяется технической  компетентностью органов по сертификации и испытательной лабораторией. Беспристрастность в получении результатов сертификации зависит от степени независимости заинтересованных лиц (производителя и потребителя), а также самих органов по сертификации. Достоверность и беспристрастность – это 2 критерия обеспечения качества сертификации.

 

9. Петля качества  сертификации





 


 


 

 


 

 

Проанализируем петлю качества сертификации:

На стадии 1 качество сертификации определяется анализом и выбором  системы сертификации. Здесь оценивают  область аккредитации органа по сертификации (ОС), признание результатов сертификации, наличие аккредитации. Факторы, влияющие на качество сертификации на 2 стадии –  это пожелание клиентов, требования законодательства и организационно-технические  аспекты деятельности органа по сертификации и исследовательской лаборатории.

3 стадия. Ресурсы включают наличие  помещений, квалифицированного персонала,  фонда нормативной документации, средств измерений и испытательного  оборудования, оргтехники.

4 стадия. Процессы сертификации  должны быть разработаны таким  образом, чтобы гарантировать  достоверность и беспристрастность.  Примеры процессов – отбор  образцов для испытаний; обработка  заявки; проведение испытаний; проведение  инспекционного контроля и т.д.  Планировать процессы нужно так,  чтобы была возможность внутренних  и внешних проверок качества  выполнения процессов. Необходимо  обеспечивать конфиденциальную  информацию содержания, коммерческую  тайну при проведении сертификации.

5 этап. Процесс сертификации должен  соответствовать правилам системы  сертификации, выбранной схеме и  внутренними инструкциями, разработанным  в органах по сертификации  и исследовательных лабораториях.

6 этап. Контроль процессов сертификации  осуществляется путем внутреннего  и внешнего аудита. Внутренний  проводят сами работники органа  по сертификации или исследовательной  лаборатории во главе с ответственными  за систему качества, внешний  аудит проводят специалисты аккредитующей  организации в рамках инспекционного  контроля. По результатам аудита  планируют корректирующие мероприятия.  Контроль результатов сертификации  проводят с применением статистических  методов.

Информация о работе Функционирование органа по сертификации продукции и услуг