Германская модель социальной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Понятие экономической системы подразумевает под собой упорядоченную совокупность социально – экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг, а так же состояние общества на определенном этапе его развития. Близким понятием является «экономический порядок», т.е. совокупность всех правил, касающихся организационного строения народного хозяйства и происходящих в нем процессов, а так же совокупность учреждений, ответственных за руководство экономикой, управление ею и придание экономике определенной организационной формы. Экономический порядок неразрывно связан с социальным порядком, это
понятие представляет собой совокупность правил и норм, регулирующих социальное положение индивидов и групп в обществе, а так же экономически обоснованные социальные отношения между членами общества.

Содержание работы

|2. |2 |Введение. Концепция социальной рыночной экономики. |
|3 |4 |Предпосылки возникновения в Германии. |
|4 |7 |Современная Германская экономика. |
|4.1 |7 |Правовые основы. Право собственности. |
|4.2 |9 |Денежные отношения. Валюта. |
|4.3 |12 |Финансовое законодательство. |
|4.4 |14 |Регулирование конкуренции. |
|4.4.1|14 |Роль конкуренции в социальном хозяйстве. |
|4.4.2|18 |Законы, регулирующие конкуренцию. |
|4.5 |20 |Труд и социальные отношения. |
|5 |21 |Заключение. |
|6 |22 |Список литературы. |

Файлы: 1 файл

Германская модель социальной рыночной экономики.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

рынки, важнейшие для развития экономики  – денежный рынок  и  рынок  ссудного

капитала.

       В  экономической   системе,  основанной  на  принци-пиальной  свободе

экономики, также невозможно  отказаться  от  законодательного  регулирования

кредитного дела в связи с  важностью сферы кредитования и  теми  опасностями,

которые  угрожают  народному хозяйству   при   недостаточном   надзоре   за

кредитованием.  Эту  функцию  выполняет  закон  о  кредитной   системе.   Он

ограничивает свободу  предпринимательства  для  кредитных  институтов  путем

установления общих условий,  за  соблюдение  которых  несет  ответственность

федеральное ведомство надзора  за кредитной системой, находящееся  в  Берлине.

Ведомство выполняет следующие  функции:

        . Выдача и  отмена разрешений на занятие  банковским бизнесом;

        . Контроль за предоставлением кредитов;

        . Контроль  над оснащенностью кредитных  институтов основным капиталом

          и ликвидными  средствами, а  также  разработка  основных  принципов

          определения   оснащенности  собственным  капиталом   и   ликвидными

          средствами;

        . Устранение  в кредитной системе недостатков,  «ставящих  под  угрозу

          сохранность   имущественных   ценностей,   доверенных    кредитным

          институтам, затрудняющих нормальное проведение  банковских операций

          или   способных  вызвать серьезные негативные   последствия   для

          экономики  в целом».

       Вкратце кредитное  дело Германии можно представить  следующим образом:

доминирующее положение занимают  сберегательные  кассы  и  кредитные  банки.

Лишь  на  шесть  ведущих  крупных  банков  приходится  9%   суммы   активов.

Большинство банков являются универсальными, т.е. они осуществляют  все  виды

банковских сделок и конкурируют  с другими  банками,  как  борясь  за  деньги

вкладчиков, так и в плане  достижения своих общих целей.

 

                      4.3. Финансовое законодательство.

 

       Финансовое законодательство  страны регулирует  получение   финансовых

средств,   распоряжение   ими   и   распределение   их   между    носителями

государственной власти. В Германии эту функцию выполняет Основной закон.  Он

определяет разделение полномочий  и  задач  между  федерацией  и  землями  и

предусмотренное общинным законодательством  земель  разделение  полномочий  и

задач между землями, районами и  общинами,  разделение  средств,  необходимых

для решения  государственных  задач.  Можно  привести  некоторые  положения,

относительно этой области:

            .  Федерация  и  земли   по  отдельности  осуществляют  расходы,

              необходимые для выполнения их  задач;

            . Если земли действуют  по  поручению  федерации,  то  расходы,

              связанные с такой деятельностью несет федерация;

            . Федеральные законы,  предусматривающие   денежные  затраты,  и

              устанавливающие, что  часть  расходов  приходится  на  земли,

              нуждаются в одобрении со стороны  бундесрата;

            . Для предотвращения нарушения  общехозяйст-венного  равновесия,

              стимулирования экономического  роста или выравнивания различий

              в   уровне   экономического    развития    федерация    может

              предоставлять землям финансовую  помощь;

            . Федерация пользуется исключительным  правом  издания  законов,

              регулирующие таможенные пошлины  и финансовые монополии;

            . Земли имеют право издания  местных законов,  предусматривающих

              взимание местных налогов;

            .  Федерация  и  земли   совместно   получают   поступления   от

              подоходного налога с оборота.  Из поступлений  от  подоходного

              налога и корпорационного налога  федерация  и  земли  получают

              половину.

       Такое распределение  средств  в  силу  различной  ситуации  в  землях

приводит к возникновению более  или менее  значительных  различий  в  области

доходов.  Данные  различия  в  свою  очередь  влекут  за   собой   различную

оснащенность земель коллективными  благами.  Эти  различия  не  должны  быть

слишком  большими,  чтобы не  возникало чрезмерно больших расхождений в

возможностях  граждан.  Если  различное распределение   средств,   то   это

достижимо только тогда, когда выровнены  различия в  финансовых  возможностях

отдельных  земель  и   общин.   Поэтому   Основной   закон   предусматривает

обеспечение специальным федеральным  законом финансового  выравнивания  между

более сильными или более слабыми  в  финансовом  отношении  землями,  которое

должно учитывать финансовые возможности  и финансовые потребности земель.

       Принятый в  1976 г. закон  о  способствовании   стабильности  и  росту

экономики обязует «учитывать  при проведении  мероприятий экономической и

финансовой политики  требования  сохранения  общехозяйственного  равновесия.

Данные мероприятия следует  проводить  таким  образом,  чтобы  они  в  рамках

рыночной  экономики  способствовали  поддержанию  стабильности  уровня  цен,

высокой занятости и внешнеторговому  равновесию при  обеспечении  постоянного

и  разумного  экономического  роста».  Законом  предоставляются  инструменты

воздействия,  позволяющие  противодействовать  поведению  земель  и   общин,

нарушающему конъюнктуру и препятствующему  экономическому росту.

 

                       4.4. Регулирование конкуренции.

 

       Конкуренция воспринимается  не только как  экономический   термин.  На

самом деле конкуренция присутствует во всех  областях  жизни человека.  Без

нее, понимаемой как стремление, как  минимум, не отстать от других, идущих  к

одной и той же цели и, по возможности, превзойти их, можно было бы  обойтись

только  при  абсолютно   достаточном   количестве   наличных   средств   для

удовлетворения духовных, культурных  и  физических  потребностей,  т.е.  при

отсутствии желания превзойти других, помериться  с ними  силами.  На  самом

деле конкуренция была и есть везде и всегда,  изменяется  лишь  ее  форма и

величина.

 

               4.4.1. Роль конкуренции в социальном  хозяйстве.

 

       В Германии  закон о запрете ограничений  конкуренции был принят в 1957

году и получил название «Основной  закон  социального  рыночного  хозяйства».

Само  название  этого закона  говорит о важности  роли,  которую   играют

основанные на конкуренции  экономическая  система  и  порядок,  регулирующий

конкуренцию как инструмент управления социальным  рыночным  хозяйством.  Тем

не менее, в Германии существует порядок, регулирующий  конкуренцию,  который

призван    обеспечить    достижение     внутрихозяйственных,     социальных,

внешнеполитических и неэкономических  целей.  Можно  определить  основные  из

этих целей.

       1. Обеспечение  экономического роста.

       Достижение  этой  цели   предусматривает,   во-первых,   оптимальную

реализацию факторов производства в соответствующем месте их  применения.  И,

во-вторых,  использование  фактора  производства  в  том  месте,   где   ему

гарантирован максимальный эффект. Эти цели могут быть  достигнуты  только  с

помощью  системы  распределения  доходов,  которая   вознаграждает   факторы

производства в зависимости  от их эффективности.

       Экономически  рост  обеспечивается в следующих  случаях:

         . если предприниматели  будут свободны в  выборе  места  размещения

           своих  предприятий;

         .  если  при  выборе  метода  производства  предприниматели  будут

           свободны;

         .  если  будет обеспечена свобода профессии  и места работы, т.к.  в

           этом случае работающие получают возможность выбора места работы

           с  наиболее благоприятными условиями  труда;

         . если сводится  до минимума ограничение на  свободу  на  размещение

           своей  собственности, т.к. при  этом  создаются  предпосылки  для

           наиболее  выгодного размещения средств производства.

       Однако ничем   не  ограниченная  свобода   формирования  дохода  может

нанести  значительный  социальный  ущерб,  по  этому  существуют   некоторые

ограничения   во   имя   более   высоких   целей,   таких   как   социальная

справедливость, охрана  окружающей  среды,  стабильность  занятости,  защита

интересов  нетрудоспособных  и   т.д.   Таким   образом,   получается,   что

обеспечение самостоятельного  хозяйствования  с  опорой  на  конкуренцию  не

должно противоречить социальным целям.

       2. Содействие  техническому прогрессу.

       Принцип конкуренции  не может исходить из факта  наличия потребностей,

средств  удовлетворения  спроса  и  производственной   техники.   При   этом

необходимо учесть, что ставится задача выявления потребностей,  приобретения

и расширения знаний о средствах  удовлетворения спроса, т.е. отыскание  новых

средств удовлетворения спроса и производственной  техники,  т.е.  выявление,

расширение и осуществление  научных и технических возможностей прогресса.

       При   конкуренции   каждое   предприятие,   свободное    в    выборе

производственной  техники,  места  размещения  производства,   в   отношении

выпуска изделий, установки цен  и определения рынков сбыта постоянно  пробует

новые решения в поисках успеха.  Чем  больше  таких  проб,  тем  выше  шансы

выхода  на   эффективное   решение   соответствующей   проблемы.   Поскольку

предприятия, получающие максимальную прибыль, лучше всего  приспосабливаются

к предъявляемым им требованиям  и поскольку и поскольку другие участвующие  в

конкурентной борьбе, чтобы остаться  на  плаву,  вынуждены  имитировать эту

приспособляемость,  порождаемый  ведущими  предприятиями  прогресс  получает

распространение и  служит  всему  обществу.  В  этом  отношении  конкуренция

призвана:

         .  Обогащать   общество  знаниями  о   потребностях   и   средствах

           удовлетворения    спроса,    которыми    располагают    миллионы

           хозяйственных  объектов в качестве потребителей  и  рабочей  силы,

           знаниями,  накопленными  тысячами  коммерсантов,   инженеров   и

           предприятий;

         . Стимулировать  применение этих знаний;

         . Способствовать  распространению в  обществе  оптимальных  решений

           соответствующих  проблем.

       При  концентрации  экономики  и  наличии   конкуренции  гарантируется

использование и  широкое  распространение  прогрессивных  знаний  т.к.  если

новейшей информацией не воспользуется  один,  то  этот  ни  за  что  шанс  не

упустит  другой.  Конечно,  основной  вклад  в  научно-технический  прогресс

вносят крупные предприятия  с богатой материально-технической  базой.  Тем  не

менее, основополагающими принципами конкуренции должны  быть  деконцентрация

экономических решений на основе состязательности  и  предотвращения  сговора

об  использовании  или  неиспользовании  определенных  знаний.   Конкуренция

обеспечивает более  многообразный  и  масштабный  научный,  технологический,

экономический прогресс, нежели высокая  степень  концентрации,  которая,  как

правило, равнозначна ограничению конкуренции.

       3. Управление  производством с помощью хозяйственных  субъектов.

       Свобода  потребления   и  производства   как   существенный   элемент

конкуренции позволяет поставщикам  товаров и услуг предлагать то, с  чем  они

могут рассчитывать на максимальный успех у покупателя. Поскольку  поставщики

предлагают потребителям альтернативные товары и услуги разного  качества  по

разным ценам и им предоставляется  право  выбора  на  альтернативной  основе,

направленность производства определяется  именно  пожеланиями  потребителей.

Свобода производства, свобода выбора  рынков  сбыта  и  свобода  потребления

создают предпосылки для того, многочисленные экономические единицы  выясняли

спрос и предлагали такие  товары  и  услуги,  которые  способны  значительно

улучшить их экономическое благополучие. Основанный на свободе экономический

порядок образуется тем, что не только в политическом, но и  в  экономическом

отношении  граждане  самостоятельны  и сами  могут принимать решения как

распорядиться своим доходом, какие  товары и в  каком  количестве  потреблять

или приобретать, на какие предложения  производителей  обращать  внимание,  в

какой профессии и на  какой  работе  обеспечить  свой  доход и где жить.

Последовательная   политика   по    регулированию    конкуренции    является

высокоэффективным  инструментом,  который  должен  предотвратить   уклонение

предприятий от социального и экономического контроля  со  стороны  рынка,  а

Информация о работе Германская модель социальной рыночной экономики