Германская модель социальной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Понятие экономической системы подразумевает под собой упорядоченную совокупность социально – экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг, а так же состояние общества на определенном этапе его развития. Близким понятием является «экономический порядок», т.е. совокупность всех правил, касающихся организационного строения народного хозяйства и происходящих в нем процессов, а так же совокупность учреждений, ответственных за руководство экономикой, управление ею и придание экономике определенной организационной формы. Экономический порядок неразрывно связан с социальным порядком, это
понятие представляет собой совокупность правил и норм, регулирующих социальное положение индивидов и групп в обществе, а так же экономически обоснованные социальные отношения между членами общества.

Содержание работы

|2. |2 |Введение. Концепция социальной рыночной экономики. |
|3 |4 |Предпосылки возникновения в Германии. |
|4 |7 |Современная Германская экономика. |
|4.1 |7 |Правовые основы. Право собственности. |
|4.2 |9 |Денежные отношения. Валюта. |
|4.3 |12 |Финансовое законодательство. |
|4.4 |14 |Регулирование конкуренции. |
|4.4.1|14 |Роль конкуренции в социальном хозяйстве. |
|4.4.2|18 |Законы, регулирующие конкуренцию. |
|4.5 |20 |Труд и социальные отношения. |
|5 |21 |Заключение. |
|6 |22 |Список литературы. |

Файлы: 1 файл

Германская модель социальной рыночной экономики.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

также ослабление позиций потребителей.

       4. Обеспечение  экономической и социальной стабильности.

       Порядок, регулирующий  конкуренцию, не должен ставить   под  удар  еще

одну цель –  достижение  определенной  степени  экономической  и  социальной

стабильности.  Следовательно,   конкуренция   не   должна   быть   настолько

интенсивной, чтобы, например,  вызвать  колебания  занятости  или  постоянно

приводить к перепадам в  работе  сельского  хозяйства.  Процесс  конкуренции

должен осуществляться умерено  и под контролем,  прежде  всего  в  социальной

сфере, чтобы в результате такой  конкуренции  минимальное  число  людей  было

лишено  средств  к  существованию  или  остались  безработными.  Поэтому,  в

частности, возможности увольнения работающих  весьма  ограничены  и поэтому

же, наряду с другими причинами, стабилизируются цены в сельском хозяйстве.

       5. Достижение  и обеспечение социальной справедливости.

       Эта цель достигается  с помощью конкуренции несколькими  способами:

        . Поскольку  конкуренция обеспечивает большее  возрастание социального

          продукта, чем любой другой принцип организации,  создаются  большие

          возможности   для   социального   перераспределения,   т.е.    для

          углубленной  реализации принципа социальной  справедливости.

        .  Если  общество  отдает  предпочтение  справедливости  по   труду,

          дополняемой   справедливостью    по    потребности,    конкуренция

          способствует  углублению  справедливости  в   той  мере,  в   какой

          конкуренция  распределяет доходы по продуктивному  вкладу  отдельных

          факторов  в создание социального продукта.

        . Социальная  справедливость – это не только  справедливость  в  сфере

          распределения.  Она включает в себя также  требования к  государству

          о равномерном  распределении услуг, прав  и   обязанностей,  которые

          государство  предоставляет или возлагает  на своих  граждан.  Равные

          права  для всех в экономической   сфере  означают,  что  все   должны

          обладать  правом  добиваться   социального   и   профессионального

          положения   в   соответствии   со   своей   пригодностью,   а   при

          соответствующем   подтверждении  своих реальных   возможностей   и

          занимать  это положение.

       В  условиях  такой  общественной  системы   вероятность   реализации

справедливого порядка больше,  чем  там,  где  цели  общества,  человеческой

деятельности, производство, зарплаты и  цены  фиксируются  централизовано  и

где определение наилучшего  благосостояния  не  реализуется  через  механизм

конкуренции.

 

                  4.4.2. Законы, регулирующие конкуренцию.

 

       Там, где есть  конкуренция,  т.е.  где  имеется   нехватка  и  не  все

способны достичь одной  и  той же цели, излишек для  одного  всегда  означает

недостаток для другого. Такая ситуация  может легко породить  неприязнь и

вражду.   Вполне   объяснимой   представляется   попытка   недобросовестными

способами, противоречащими коммерческим традициям и хорошему тону,  помешать

конкурентам в достижении цели, чтобы  тем самым обеспечить  преимущество  для

самого  себя.  Для  защиты  интересов   разных   сторон   призваны   законы,

регулирующие отношения между  людьми в процессе конкуренции.

       1. Закон о недобросовестной  конкуренции.

       Данный закон  ставит своей целью обеспечение  и защиту  добросовестной

конкуренции, а так же борьбу с  ее негативными проявлениями. Он  защищает  от

недобросовестных действий конкурента, за которые на  последнего  может быть

возложено обязательство по возмещению нанесенного ущерба.  Недобросовестными

считаются такие действия как:

        . Воздействие  на клиента  путем  обмана  и  вводящей  в заблуждение

          информации;

        . Подделка  чужих товарных знаков;

        . Доставка  незаконных товаров, ставящая  получателя  в  неприятное  и

          затруднительное  положение;

        . Сравнительная  реклама с элементами критики  в адрес конкурента;

        . Утверждение  и распространение сомнительных  сведений о конкуренте;

        . Бойкот, т.е.  происходящее по инициативе третьих   лиц  изолирование

          хозяйственного  субъекта от привычных деловых  отношений.

        . Сбивание  цен при разрешенных законом  единых картельных ценах.

       И другие подобные  действия.

       2. Закон о правовом  регулировании Общих условий  заключения сделок.

       Данный закон  представляет собой значительный  аспект политики  защиты

прав потребителя. В  своей  главной  части  закон  объявляет  недействующими

положения, «если они,  бросая  вызов  заповедям  добросовестного  поведения,

неподобающим образом наносят  ущерб партнеру  по  договору»  и  не  допускает

включения в текст соглашения положений,  которые,  судя  по  обстоятельствам

настолько необычны, что «предусмотренный договором партнер потребителя не

обязан с ними считаться».

       3. Закон о скидках.

       Этот  закон   регулирует  размеры  допустимой  скидки  для  конечного

потребителя. Как правило, они составляют не более 3%. Цель закона состоит  в

том, чтобы дать потребителю четкие сопоставления  цен,  которые  оказываются

искаженными,  если  скидки   при   продаже   конечному   потребителю   будут

существенно отличаться друг от друга. Допущение безграничной  конкуренции  в

установлении скидки привело бы к конкуренции в  установлении  скидки  вместо

конкуренции в области цен.

       4. Положение о  премиях, прилагаемых к покупкам.

       «Премия» в  данном случае – это товар  или услуга, которую потребитель

получает как приложение к  покупаемому  товару  с  целью  содействия  сбыту.

Подобно тому, как закон о скидках  нацелен  на  то,  чтобы  цена  и  качество

оставались преобладающими средствами конкуренции и не маскировались  другими

дополнительными  услугами,  положение  о   премиях   служит   предотвращению

завуалированной  подачи  основного  результата  труда  путем  предоставления

дополнительных услуг  в  виде  премий  к  покупкам.  Поэтому  премии  должны

пропорционально соотноситься с основным результатом труда и  допустимы  лишь

в определенном случае.

       5. Закон о товарных  знаках.

       Данный закон  играет очень  важную  в   конкуренции  роль,  а  именно,

обеспечивает обладателю товарного  знака или марки  защиту  от  его  подделки

или злоупотребления им другими  лицами.  Тем  самым  покупатель  одновременно

получает гарантию происхождения  товара.

       6. Закон о патентах.

       В соответствии  с этим законом патенты выдаются  на новые изобретения,

могущие получить промышленное использование. Согласно положению о патентах

только   обладатель   патента   в   праве   определять   техническую   сферу

использования  предмета   изображения,   запускать   его   в   производство,

тиражировать  на   коммерческой   основе   или   использовать   практически.

Экономическое значение этого закона состоит  в  предоставлении  изобретателю

или собственнику изобретения сроком  не  менее  20  лет  защищенной  законом

монополии на использование своего изобретения или технологии.

       В Германии  определены следующие принципу,  которым  должна  отвечать

конкуренция:

        . Добросовестность;

        . Акцент на  конкуренцию в области цен  и качества;

        . Четко выраженные  достоинства  предлагаемого   товара,  а  именно  в

          отношении  цены и в отношении отличий   конкретного  предложения   от

          предложений  других фирм;

        . Дифференциация  продукта с помощью юридически  защищенных  товарных

          знаков  и марок;

        . Сдерживание   конкуренции  путем  создания  ограниченных  товарными

          знаками  и патентами юридически признанных  монополий.

       Большинство  политических  установок  и  доминирующие   в   Германии

механизмы по охране конкуренции нашли  отражение  в  законе  от  1957  г.  о

запрете  ограничений  конкуренции.   Этот   закон   в   Германии   не   имел

«предшественников» и означал  разрыв с существовавшей десятилетиями правовой

традицией картелей.

 

                      4.5. Труд и социальные отношения.

 

       Одной из самых  важных задач  порядка  в   сфере  труда  и  социальных

отношений в условиях  социальной  рыночной  экономики  является  недопущение

того, чтобы человек, как  фактор  производства  в  экономике  превращался  в

инструмент.  Необходимо  чтобы  в   процессе   осуществления   экономической

деятельности соблюдались и  совершенствовались личные неимущественные  права.

Поэтому в порядок в сфере  труда и социальных отношений  предполагает  защиту

и  заботу  о  здоровье,  человеческом  достоинстве  и  праве  на   раскрытие

человеческой личности. Номы социальной защиты разделены на направления:

     1. Нормирование защиты  работающих по найму:

           . Защита  от опасностей или охрана труда;

           . Гарантии  в отношении длительности рабочего  времени;

           . Гарантированность  рабочего места.

     2. Нормирование в  отношении устава предприятия  или фирмы:

           . Закон  об уставе предприятия. Распространяется  на  все  частные

             предприятии я с числом работающих неруководящего  состава 5  и

             более. Устав  предприятия   расписывает  взаимные  обязательства

             работодателей и работников

           .  Закон  об  участие  работающих   по   найму   в   деятельности

             наблюдательных советов;

           . Закон  об участии работающих по найму в управлении предприятием.

     3. Нормирование в  области рынка труда:

           . Посредничество  в  подыскании  работы,  консультация  по  выбору

             профессии и система обеспечения  занятости;

           . Тарифные  договоры, решение  трудовых  споров  и  согласительная

             деятельность;

           . Страхование  и выплаты по безработице;

           . Политика  полной занятости.

     4. Система социального  страхования:

           . Страхование  от несчастного случая;

           . Страхование  на случай болезни;

           . Пенсионное  страхование рабочих и служащих;

           . Пенсионное  страхование лиц, неработающих  по найму;

     5. Социальная помощь.

     6. Социальная политика  жилищного строительства и жилищный  рынок.

     7. Помощь семьям.

     8. Помощь в получении  образования.

     9. Трудовые и социальны  суды.

       Все  эти   положения  закреплены  соответствующими   законодательными

актами и служат принципам  социальной  справедливости  в  условиях  рыночной

экономики, улучшая социальную защищенность населения.

 

                               5. Заключение.

 

       Таким  образом,  можно  проследить  путь  Германии  от   разрухи   и

действительно нулевой точки к  современному  высокоразвитому  государству  с

развитой  социальной  рыночной  экономикой.   Прилежные,   квалифицированные

рабочие, вооруженные техническими и трудовыми навыками, иностранная  помощь,

прочее  содействие  экономическому  развитию  Германии  дали  мощный  толчок

развитию  экономики.  Дальнейшему  ее  развитию  способствовал   целый   ряд

политических, экономически и социальных факторов, среди которых важную  роль

играют  экономические  свободы,  которые   социальное   рыночное   хозяйство

предоставляет предпринима-телям, работающим  по  найму и потребителям.  Не

последнюю  роль  сыграли  усилия  парламента  и  правительства   в   области

экономического и  политического  порядка,  а  также  политико-экономического

законодательного процесса.

       Прогрессивная  система  конкуренции,  развитая  социальная  структура

сделали свое дело.  Было  создано  хозяйство,  основанное  на  свободах  как

личных, так и экономических, в  котором  человек  выступает  не   в  качестве

«инструмента» производства, а  воспринимается  как  личность,  имеет  права,

социальные гарантии.  Социальная  рыночная  экономика  на  примере  Германии

продемонстрировала свою эффективность  и можно с  уверенностью  сказать,  что

социальная   рыночная   экономика    обеспечивает    больший    технический,

цивилизованный, экономический и  социальный прогресс, чем любые другие  менее

свободные и социально ориентированные  экономические структуры.


Информация о работе Германская модель социальной рыночной экономики