Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 09:03, курсовая работа
Цель данной работы – исследование российского опыта глобализации экономических отношений.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и основные черты экономической глобализации;
– исследовать Российский опыт глобализации экономических отношений, проанализировать возможности России в условиях глобализации экономики.
Объектом исследования является глобализация экономических отношений, предметом - российский опыт глобализации экономических отношений.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Понятие и основные черты экономической глобализации
1.1 Содержание процесса глобализации экономики
1.2 Основные направления глобализации экономической
1.3 Этапы глобализации мирового хозяйства……
Раздел 2. Российский опыт глобализации экономических отношений………
2.1 Российский путь в мировую экономику………………
2.2 Противоречия глобализации и российские рыночные реформы……………………………………………………………………………..16
2.3 Возможности России в условиях глобализации экономики………………………………………………………………………...…21
2.4 Стратегия адаптации экономики России к условиям глобализации………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..32
Процесс интернационализации
мирового хозяйства в 90-х
годах, по сравнению с 80-ми,
имеет качественно новые
- После распада мировой социалистической системы большое число стран оказалось жестко включенным в систему мирохозяйственных связей.
- Либерализация
- Широкое применение
нашли единые для всех стран
стандарты на технологию, загрязнение
окружающей среды, деятельность
финансовых институтов, бухгалтерскую
отчетность, национальную статистику
и т.д. Эти стандарты
- Внедрение одинаковых
критериев макроэкономической
политики, унификация требований
к налоговой политике, к политике
в области занятости и т.д.
Этому во многом способствует
деятельность таких
Тем не менее, несмотря
на интенсификацию процесса
Глава 2. Российский опыт глобализации экономических отношений.
2.1Россия и экономическая глобализация
Нарастание процессов глобализации делает либеральную экономическую политику крайне опасной для стран с переходной экономикой, в том числе для России. Переходный характер отечественной экономики предопределяет неготовность рыночных механизмов к адекватной реакции на внешние факторы. Между тем экономическая глобализация проявляется в том, что для хозяйственных субъектов все большее значение приобретают события, происходящие, и решения, принимаемые вне границ национальной юрисдикции. При этом у них появляются и инструменты, позволяющие на практике включаться в мировые хозяйственные процессы за пределами национальной экономики.
Соотношение риска
и результатов в большинстве
сфер российской экономики
При этом слабость
позиции таких стран является
долгосрочной, ее преодоление
требует значительных
В России необходимо
проведение активной
К рыночному реформированию в России с позиций глобализации можно предъявить два требования5.
Первое: экономика должна быть трансформирована в макроструктуру по Д. Кейнсу, когда макроуровень представлен не суммарными величинами микроуровня (ВВП, совокупный капитал и резервы труда в обществе), а денежными оборотами разных функциональных капиталов - финансового, производительного, капитализированного (точнее, капитализируемого или включающего в свои обороты капитализацию) дохода.
Второе: экономика должна противостоять государству как целостная система структур и институтов указанных функциональных капиталов, что предполагает формирование единой инвестиционной и денежной системы на базе и во главе с финансовым капиталом. При этом институциональный подход к реформам должен проявиться со всей своей полноте и привести к созданию конвергентных механизмов реформирования, охватывающих систему экономических и социально-политических институтов.
Во-первых, следует в принципе изменить отношение к роли крупных вертикальных структур капитала в становлении рынков. Они "держат" рынок в том плане, что формируют своих контрагентов, кредитуют их, осуществляют крупные текущие и стратегические инвестиции, привлекают иностранные капиталы, цементируют внутренний рынок и раздвигают его региональные границы. Разумеется, здесь есть и негатив - угроза госкапитализма, состоящая, с одной стороны, в коррупции и подрыве механизмов демократии (вполне возможно подчинение экономической политики государства интересам той или иной группы монополий) и в перенесении части экономических рисков на бюджет - с другой.
Однако минусы преодолеваются
открытостью рынка и участием
экономики в процессах
Во-вторых, программа выхода из кризиса должна исходить из сбалансированного сочетания типов монополии. Речь идет о трех основных типах.
1) Государственная монополия. Государство всячески стремится - и это опасно - к ее восстановлению и превращению экономики в "бюджетную экономику". Управление рынком на основе бюджетных рычагов представляется логичным, но отношению к рынку свободной конкуренции, но противоречит формированию конвергентной рыночной экономики макроэкономического типа (Денежной экономики по Кейнсу).
2) Монополия различных функциональных капиталов и их переплетений вроде финансово-промышленных групп и региональных финансово-промышленных групп, объединений банков. Развитие структур и институтов капитала опирается на монополизацию как на основной механизм.
В результате взаимная метаморфоза разных функциональных капиталов также затруднена, хотя и не столь сильно, как в случае с государственной монополией. Кроме того, с точки зрения необходимости преодоления экономического спада важно, что затрудняется формирование единой инвестиционной денежной системы страны во главе с финансовым капиталом. Ситуация подталкивает к утверждению приоритета экспортных отраслей и к наращиванию взаимной конкуренции указанных двух типов монополизации, что льет воду на мельницу госкапитализма.
3) Монополия финансового капитала. Как самостоятельная, она предполагает приоритетность банковской системы в экономике страны. Мы имеем в виду не монополию Центрального Банка - это был бы, скорее, феномен государственной монополии. Речь идет о том, что банковскую систему нужно устроить так, чтобы обеспечивать обороты разных функциональных капиталов и развитие их системы на уровне денежной формы.
Каждый из функциональных капиталов
должен быть представлен своим
- финансовому капиталу: центральный банк - золотовалютные резервы - эмиссия - финансово-денежная стабильность - валютный курс;
- производительному (реальному)
капиталу: Банк капитала - обеспечение
залоговых инвестиционных
- капитализируемому доходу: сберегательный
банк - бюджетный профицит - банковское
обслуживание оборота доходов
- оптимальная структура доходов
населения, предприятий и
Спецификация денежных оборотов не должна приводить к абсолютной автономности разных видов денег.
В-третьих, стоит задача сведения в один узел следующих трех проблем развития сферы общественного производства - дефицита инвестиций; рыночной адаптации инвестиционного комплекса отраслей, включая ВПК; предельно больших размеров теневой экономики. Общим решением является образование специального института - Банка капитала - с его функциями развития массовых рынков корпоративных акции и осуществления залогового инвестиционного кредитования. Это будет означать завершение приватизации.
В-четвертых, в программе рыночного реформирования необходимо специально выделить оборот потребительских доходов. Здесь очень важен принцип воспроизводимости уровня и структуры доходов внутри их оборота.
Оборот дохода должен включить в
число обслуживающих его
Таким образом, можно выделить четыре ключевых понятия российской рыночной трансформации - крупные капиталы, обороты, инвестиционная денежная система во главе с финансовым капиталом, государство как институциональный центр.
Глобализация применительно к рыночной трансформации в России должна быть органичной для внутренней логики системной эволюции. Важно, чтобы формирование финансового капитала и его денежных, валютных и фондовых рынков сопровождалось открытием экономики именно и этой области, становление финансовой системы производительного капитала - открытием массовых рынков корпоративных акций6.
Развитие региональных, товарных рынков
должно включать в себя также условия
и предпосылки привлечения
2.2Противоречия глобализации и российские рыночные реформы
Процесс глобализации имеет два аспекта - политический и экономический. Если глобализация выходит за рамки конвергентного единства экономики и политики, она становится политизированной, т.е. преобразующейся в политические межгосударственные союзы7.
Что касается России, то вполне очевидно
подчинение ее национальной бюджетной
политики требованиям МВФ к ВБ,
а экономики в целом - бюджетной
политике. Надо подчеркнуть, что отрицательным
фактором внутреннего развития нашей
страны является не столько содержание
требований к бюджетной политике,
сколько замещение последней
экономической политикой в
Именно это обстоятельство стимулирует
изменение общественно-
Такая ситуация очень опасна для
перспектив системной эволюции социализма,
ибо российский рынок пока не создал
рыночного аналога
В условиях же развитого рынка кредитные обороты должны быть укоренены в формировании единой денежной инвестиционной системы страны на базе структур и институтов финансового капитала во главе с ним.
Нормальная рыночная среда предполагает полную реализацию всех аспектов финансового капитала. А это означает, что разрешение противоречия между рынком и государством опирается на процесс обрастания, как экономики, так и государства своими системами - своими институтами, своими структурами, своими воспроизводственными механизмами.
Именно системность
Что касается России, то МВФ просто не замечает этой ситуации, хотя его финансовые ресурсы близки к исчерпанию, а это требует качественно новых решений и направлении развития воспроизводственной базы мирового финансового капитала. И здесь главное слово за внутренним рынком. Вместе с тем в политике российского правительства отсутствует установка на базисную функцию финансового капитала, который должен был бы формировать инвестиционную денежную систему страны. Не проработана также конвергентная функция финансового капитала8.