Глобализация в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование российского опыта глобализации экономических отношений.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и основные черты экономической глобализации;
– исследовать Российский опыт глобализации экономических отношений, проанализировать возможности России в условиях глобализации экономики.
Объектом исследования является глобализация экономических отношений, предметом - российский опыт глобализации экономических отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Понятие и основные черты экономической глобализации
1.1 Содержание процесса глобализации экономики
1.2 Основные направления глобализации экономической
1.3 Этапы глобализации мирового хозяйства……
Раздел 2. Российский опыт глобализации экономических отношений………
2.1 Российский путь в мировую экономику………………
2.2 Противоречия глобализации и российские рыночные реформы……………………………………………………………………………..16
2.3 Возможности России в условиях глобализации экономики………………………………………………………………………...…21
2.4 Стратегия адаптации экономики России к условиям глобализации………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..32

Файлы: 1 файл

Kursovaya_moya.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

В развитой рыночной макроэкономике именно он обязан создать систему  рыночных субъектов, противостоящих государству. В частности, вместо чисто политических интриг российские олигархи, продолжая поддерживать те или иные политические партии, могли бы направить свои усилия и финансовые ресурсы на непосредственное решение стратегических проблем рынка. Одновременно государственный аппарат мог бы исходить из стратегических социально-политических приоритетов регулирования рынка. Это означало бы использование конвергентных механизмов, объединяющих экономику и государство в ходе рыночных реформ.

Итак, глобализация включает не абсолютную открытость национальных экономик,  а относительную. Речь идет не о полноте открытости, а об ее отношению к внутреннему рынку.

Главное состоит в том, что режим открытости устанавливается в алгоритме общей рыночной трансформации национальной экономики.

Алгоритм внутренней рыночной трансформации - существенное качество глобализации как процесса формирования мировой экономики с помощью механизмов конвергенции между экономическим и политическим полюсами мирохозяйственных связей.

Исходя из сказанного, можно предположить, что рыночная трансформация существует не только как проблема постсоциализма,  а представляет собой оборотную  сторону глобализации. Это значит, что глобализация есть форма развития рынка на синергетических принципах самоорганизации, вовлекающей в этот процесс все сферы и все институты как национального, так и мирового сообщества.

Сказанное заставляет рассматривать  рыночные реформы и России с позиций глобализации как внутреннего для России явления. Это предполагает ее анализ в аспекте взаимодействия распределений капитала-собственности и капитала-функции. Конструктивной основой макроэкономики является система кругооборотов финансового капитала, производительного капитала и дохода. Последнее означает, что достигли зрелости, а значит, и автономности статистические распределения капитала-собственности и капитала-функции.

Советская экономика обнаружила полную зрелость статистического распределения  капитала (в его социалистической форме основных производственных фондов) уже в 60-х годах: была сформирована парабола  отраслевого распределения  реального капитала, сложенного из трех комплексов Отраслей - сырьевого, топливно-энергетического; инвестиционного; потребительского. Это обеспечивало целостность и самодостаточность внутреннего рынка, которая в условиях социализма проявлялась не в оптимизации предложения и спроса на основе цен равновесия, а в плановом регулировании производства на основе оптимизации межотраслевого баланса ВВП.

Вместе с тем был заблокирован переход в режим рыночной макроэкономики, так как отсутствовала частная  собственность и не могла сложиться  основа кругооборота финансового капитала в виде, целостного и автономного  распределения капитала и дохода, которое в рыночной макроэкономике имеет вид гиперболы. На решение  этой задачи была объективно сориентирована массовая приватизация.

Системная эволюция социализма в рыночную макроэкономику была подготовлена частичными внутрисистемными преобразованиями, которые  призваны были удержать распад социализма, но они же обусловили патологические трансформации параболы распределения  реального капитала, которые сделали  невозможным экономический рост в рамках социализма.

Пример России подводит к мысли  о том, что соотношение национальной экономики и мирового рынка имеет  внутренние структурные основания  в развитии институтов капитала-собственности  и капитала-функции, и эти основания  можно определить xoть  приблизительно.

Сформированный в процессе приватизации и либерализации экономики России капитал-собственность сразу же был образован как целостность  на базе гиперболического распределения, вписанного, однако, и исходную параболу капитала-функции, причем тоже как целостности, хотя и представленной формами квазирынка (теневая экономика, сильные позиции  бюджетного инвестирования).

Таким образом, если главным акцентом своей экономической политики российское государство выбирает финансово-денежную стабильность (что равнозначно формуле Вашингтонского консенсуса), оно приходит к разрушению целостности внутреннего рынка и к деградации отраслей инвестиционного комплекса. Неизбежность негативного эффекта вытекает и из формулы пост-Вашингтонского консенсуса.

Если государство пытается совместить регулирование инфляции с непосредственным управлением общественным производством  на базе мер бюджетного финансирования и специального регламентирования  банковских кредитов в реальный сектор при одновременной поддержке  традиционных производств таможенной политикой, происходит резкое замедление глобализации. Это чревато потерей  механизмов формирования рыночной макроэкономики, а значит, невозможно будет сохранить  относительную автономию распределений  капитала-собственности и капитала-функции, так же как невозможно будет удержать примат финансового капитала. Перспективы  такого развития негативны.

Российские реформы слишком  надолго задержались на стартовой  Вашингтонской формуле глобализации. Свойственный ей отрыв финансовой глобализации от внутреннего рынка (эти процессы разнесены во времени) привел к противоречию между финансово-денежными структурами  макроуровня и общественным производством, не вовлеченным в макроэкономическое рыночное равновесие. Данное противоречие (микро- и макро-) блокирует рыночную трансформацию и понижает возможности  выхода из экономического спада.

Очень кратко вывод из всего сказанного можно сформулировать следующим  образом9. Если идет становление рынка макроэкономического типа (по Кейнсу), как это имеет место в России, необходимо соединение внутренней рыночной трансформации с глобализацией, вовлекаемой в алгоритм рыночной трансформации. Формула такой глобализации - конвергенция финансового капитала и государства,  как на мировом, так и на национальном уровне.

 

 

 

    2.3 Возможности России в условиях глобализации экономики

 

 

Участие РФ в глобализации должно осуществляться на базе разработки и реализации продуманной стратегии, учитывающей, с одной стороны, отмеченные выше негативные реалии, а, с другой стороны, богатейшие ресурсные возможности и преимущества нашей страны. Это участие должно активизироваться по всем направлениям, вытекающим из рассмотренных выше сущностных черт и противоречий глобализации экономики.

При этом Россия должна в полной мере использовать свое уникальное геополитическое  преимущество, выражающееся в возможности  одновременного участия в процессах  развития экономического партнерства  и квази-интеграционного взаимодействия как с Евросоюзом, так и с  государствами АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) — двумя важнейшими регионами мирового хозяйства.

При этом вовлечение России в глобализацию должно перестать идти по линии пассивной  адаптации к последней. Необходимо на базе имеющихся для этого возможностей разработать механизм "интеграции в глобализацию", обеспечивающий активное влияние России на глобализационные процессы, прежде всего во взаимодействии с G-8 и другими ведущими государствами  мира, особенно КНР и Индией, на двусторонней основе и в рамках международных  организаций. С учетом сформулированных выше сущностных черт и противоречий  глобализации экономики выделяют некоторые узловые проблемы, связанные с формированием такого механизма. Для активизации российского влияния на глобализацию экономики необходимо, прежде всего, принять меры внутриэкономического характера, направленные на повышение удельного веса РФ в мировом ВВП и промышленном производстве, что создало бы базу для укрепления ее позиций в торговле и по другим направлениям мирохозяйственных отношений.

 

2.4 Стратегия адаптации  экономики России к условиям  глобализации

 

 

Для того чтобы полноценно ответить на глобализационные вызовы стране необходима долгосрочная продуманная стратегия, которая предполагает анализ ситуации, возможностей, задач, выбор наилучших  инструментов, необходимых для последовательного  осуществления стратегии.

Вопрос стратегического развития России актуален в настоящее время, особенно в условиях глобализации мировой  экономики, так как за годы реформ облик нашей страны сильно изменился. Из страны с переходной экономикой, с огромным внешним долгом, низким уровнем жизни населения, развалом промышленности страна превратилась в  молодое развитое государство, в  котором растет уровень и качество жизни населения.

Россия, несмотря на все негативные явления, с которыми пришлось столкнуться  при переходе к рыночной экономике  на рубеже ХХ-ХХ1 вв., продолжает свой путь интенсивного вхождения в мировое  хозяйство. Этот курс происходит во внешнеторговой сфере, главным образом через  включение сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в общемировой потенциал. С точки зрения Российской Федерации, такое включение ресурсов приводит к их быстрому истощению, оправдывая звание России как «сырьевого придатка Запада» и усугубляет экономические  и социальные противоречия внутри страны. С общемировой точки зрения такая  интеграция России расширяет производственные возможности развитых государств, которые  в конечном итоге и получают выигрыш  от глобализации.

В отечественной литературе можно  встретить следующие стратегии  развития России: стратегия инновационного прорыва, «инерция», «рантье», «мобилизация», «модернизация».

 Согласно Концепции долгосрочного  социально-экономического развития  России до 2020 года предусматривается  три сценария развития: инерционный,  экспортно-сырьевой и инновационный10.

Первый предполагает сохранение доминирования энерго-сырьевого сектора при постепенном замедлении темпов роста добычи и экспорта продукции ТЭК, при этом среднегодовые темпы роста не превышают 3,2%.

Второй сценарий использует конкурентные преимущества России в энергетическом секторе, при этом среднегодовой рост составит около 5,5%.

И третий сценарий предполагает качественное обновление российской экономики за счет использования конкурентных преимуществ в топливно-сырьевой сфере, экономический рост при этом 6,5%. Это наилучший, на наш взгляд, сценарий, который позволит России найти свою нишу в мировом хозяйстве.

Согласно концепции были намечены грандиозные планы по превращению  России в мирового лидера. Однако данное положение подверглось всесторонней критике со стороны ведущих экономистов, политиков и бизнесменов.

Во-первых, само название «Стратегия 2020» - «долгосрочная» уже идет в противоречие с экономической теорией, где  долгосрочный период - это 40-50 лет, а  стратегия рассчитана на ближайшие 10 лет.

Во-вторых, современный мировой  финансово-экономический кризис, который  затронул многие страны мира, и Россию в том числе, что в свою очередь  сказалось на ценах на нефть, от которой  сильно зависит российская экономика.

 В-третьих, просчет потенциала  других субъектов мирового хозяйства,  таких как США, ЕС, КНР, Индии,  экономика и инновации которых  не стоят на месте. Следующий немаловажный момент, недостаточный инновационный потенциал России. Высокотехнологичные отрасли промышленности России «остаются таковыми только по определению и не оказывают никакого решающего влияния на реструктуризацию экономики переход к новой модели развития».

Ни одна из выше разобранных стратегий  не может быть идеальной, устаивающей  абсолютно всех, у каждого варианты есть свои плюсы и минусы. По мнению автора наиболее приемлемой является стратегии модернизации + инновации, которые требует тщательной работы с большим количеством мнений и интересов.

Для успешной интеграции России в  глобализационное поле мирового хозяйства  необходима долгосрочная внешнеэкономическая  стратегия. В сфере внешнеэкономической  политики к настоящему времени утрачена и не восстановлена необходимая  комплексность и системность  в деятельности соответствующих  государственных органов страны, а также на уровне субъектов РФ. В условиях нарастания в стране финансово-экономического кризиса, обострения социально-экономических  проблем и попыток со стороны  федерального центра решать их на селективной, избирательной основе вполне возможным  становится усиление противоречий между  центром и регионами и даже усиление сепаратистских тенденций.

Цели внешнеэкономической стратегии  России заключаются в следующем:

- обеспечение устойчивого роста  российской экономики; 

- ликвидация диспропорций в  социально-экономическом развитии  регионов страны;

- ликвидация разрыва в уровне  доходов населения; 

- обеспечение национальной безопасности, недопущение терроризма и локальных  конфликтов;

- диверсификация экономики; 

- использование применяемых в  мировой экономике различных  инструментов стимулирования экспорта  инвестиций (финансовые меры, организационные,  информационные и т.д.);

- сохранение базовых принципов  построения рыночной экономики,  т.е. сохранение всех имеющихся  форм собственности, развития  процесса демократизации;

- развитие сети коммерческих  банков, обеспечение независимости  ЦБ РФ, обеспечение сохранности  вкладов граждан, повышение привлекательности  российских банков в целях  инвестирования, более доступные  кредитные ресурсы; 

Информация о работе Глобализация в экономике РФ