Государственная и частная формы собственности. Проблемы и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 12:11, курсовая работа
Описание работы
В своей работе я хотела бы отразить вопросы частной и государственной собственности, пути их развития. В первой части я раскрыла понятие собственности с разных сторон, описала развитие собственности в России в конце ХХ века, привела классификацию форм собственности и в целом рассмотрела понятие приватизации, как основного вида преобразования собственности, и характерные черты ее развития в России.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………….……….. 2 ГЛАВА 1. Собственность: понятие, классификация, развитие…………………5 1.1. Многообразие определений собственности………………………...............5 1.2. Собственность как экономическая категория………………………………7 1.3. Развитие собственности в России в конце ХХ века………………………...8 1.4. Формы собственности и их классификация………………..………………12 1.5. Приватизация в России……………………………………………………...16 ГЛАВА 2. Государственная и частная формы собственности в России на современном этапе…………………………………….………………………….19 2.1. Приватизация городского и муниципального имущества…………………19 2.2. Влияние кризиса на приватизационные процессы……….…………. ……22 2.3. Готовность государственного имущества к приватизации………….. ……28 ГЛАВА 3. Государственная и частная формы собственности. Проблемы и перспективы развития……………………………………………………............33 3.1. Новые полномочия Росимущества……………………………………….33 3.2. Причины сопротивления приватизации государственных унитарных предприятий……………………………………………………………………… 35 3.3. Перспективы пополнения казны за счет приватизации федерального имущества ………………………………………………………………….......... 37 Заключение………………………………………………………………………..39 Список используемой литературы ………………………
Итак, похоже, вопрос упирается
в то, насколько велики кризисные ожидания высшего
чиновничества. Чиновники - и в Москве,
и на местах - в принципе хотели бы сохранить
за собой имущество, поскольку второго
Грефа, то есть идейного противника госучастия
в экономике, не наблюдается. Но кризис,
кризис… Те, кто считает, что он затянется,
ратуют за приватизацию из самых прагматичных
соображений. Те, кто думает, что прорвемся,
советуют подождать. Обратите внимание
в этой связи, что даже цифра в 7 млрд. руб.
достаточно скромна - если бы план приватизации
на 2008 год был бы выполнен, сумма составила
бы 12 млрд. руб. Новое в этой цифре - 7 миллиардов
- только то, что этот план, в отличие от
предыдущих, кажется, намерены выполнить.
В целом трудно отказаться оттого, что
прагматичный ход мыслей, который внушил
чиновникам кризис - это даже и неплохо. Идея
может быть хорошей и красивой, но экономикой
все-таки движут не идеи, а деньги. Возможно,
эта новая приватизация - не "против
коммунистов", как в 90-е, не против бюрократов,
как хотел Греф, а за - "за деньги"
- неожиданно окажется успешней предыдущих.
Д. Шварц. Прагматичная приватизация. Кризис,
возможно, впервые заставит российских
чиновников грамотно продать госимущество
/Российская Газета. - 1.10.2009. - №725/.
Приватизация госсобственности
пройдет по рыночным ценам Минэкономразвития решило в очередной раз упростить
и освежить вялотекущую приватизацию
госсобственности. Ведомство подготовило
новые поправки в закон о приватизации
государственного и муниципального имущества,
которые должны повысить прозрачность
системы, сделать порядок ценообразования
более близким к рынку, а также улучшить
информационное обеспечение процесса.
Эксперты считают, что предлагаемые изменения
направлены на упрощение процедуры приватизации,
но в целом их нельзя назвать радикальными.
В свете новых поправок, безусловно, можно говорить о некотором
упрощении процесса приватизации, поскольку
с улучшением качества информационного
обеспечения увеличится и количество
участников, и упростится ряд процедур,
- рассказала Ирина Мельникова, заместитель
генерального директора по юридическому
консалтингу АКГ "Интерком-Аудит".
- В частности, собственник будет обязан
самостоятельно готовить для участников
типовые формы документов, что снизит
и управленческие, и временные затраты,
однако в любом случае приватизация останется
довольно сложной процедурой.
Для достижения намеченных целей разработчики
предлагают в первую очередь дать правовую
возможность утверждения прогнозного
плана приватизации федерального имущества
сроком от 1 до 3 лет. В настоящее время
данный план утверждается правительством ежегодно.
Как рассказала Российской Бизнес Газете
Татьяна Манакова, старший юрист Юридического
бюро "Падва и Эпштейн", обращает
на себя внимание конкретизация перечня
государственных предприятий и федерального
имущества, подлежащих приватизации в
соответствующем периоде. А именно, закреплено
требование, включать в прогнозные планы,
помимо простого указания ФГУПов, акций
открытых акционерных обществ и иного
федерального имущества, подлежащих приватизации,
указание на направление дальнейшего
распоряжения ими, в том числе сроки и
способы реализации в планируемом периоде.
Второй не менее важный шаг - замена института
нормативной цены рыночным механизмом
определения начальной цены. Собственнику
планируют разрешить устанавливать начальную
цену самостоятельно, на основе
отчета независимого оценщика. По мнению
Николая Степанова, партнера коллегии
адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры",
такое нововведение направлено на пресечение
практики продажи приватизируемого имущества
за бесценок.
Проект также предполагает создание
правовых условий для возможности использования
электронных торгов при проведении приватизации
государственного имущества. "Несомненное
достоинство законопроекта - возможность
проводить торги по продаже государственного
(муниципального) имущества в электронной
форме, - отметил Николай Степанов. - Однако
необходимо разработать такую процедуру
электронных торгов, которая обеспечит
прозрачность их проведения и недопущение
злоупотребления со стороны участвующих
лиц".
Помимо этого вводится новое понятие - "информационное
обеспечение приватизации", представляющее
собой комплекс мероприятий. По словам
Николая Степанова, положительным моментом
законопроекта является обязательность
публикации информации обо всех этапах
приватизации в печатных СМИ и Интернете,
что создаст условия для свободного доступа
неограниченного круга лиц к информации.
Эксперты считают, что для госпредприятий
процесс приватизации существенно изменится.
Что же касается активного участия бизнеса
в приватизации госсобственности, то, по мнению Ирины
Мельниковой, сложно говорить, приведет
ли законопроект к кардинальным изменениям
для бизнеса, но очевидно, при условии
принятия и реализации всех предусмотренных
нововведений можно рассчитывать на повышение
интереса к приватизируемому имуществу
со стороны участников рынка. Ю. Васильева.
Трехлетний план для неликвидов. Приватизация
госсобственности пройдет по рыночным
ценам /Российская Бизнес Газета. - 24.11.2009.
- №729/.
2.3. Готовность государственного
имущества к приватизации
По словам Евгения Ясина,
научного руководителя Государственного
университета - Высшей школы экономики,
программа приватизации была одним из
ключевых факторов рыночных реформ в России.
О ней много спорили, когда она начиналась.
Однако к концу 90-х годов все-таки большая часть активов
российской экономики находилась вне
государственной собственности.
Затем в России пошла ориентация на повышение
роли государства, и до последнего времени
эти тенденции продолжали развиваться.
Последним словом было создание государственных корпораций, в том числе и
таких, которые включались в частные предприятия
в расчете на то, что государство либо
выкупит у них часть акций, либо приобретет
полностью. В итоге мы подошли к тому, что
ежегодно правительство принимало планы
приватизации, однако доля государственного
сектора продолжала расти. По некоторым
оценкам, она сейчас превышает 50 процентов.
А доля частного сектора и, самое главное,
свобода его деятельности были в значительной
степени ограничены
Пока был «нефтяной бум» и Россия могла много зарабатывать на высоких
ценах, можно было предположить, что такой
курс вполне уместен. Но можно понять,
что питало такие взгляды. Главный посыл
был в том, что российский предприниматель
недостаточно ответствен в социальном
отношении. А интересы российской экономики
требуют определенного направления, которое
в большей степени может выдержать государство.
Сейчас тональность поменялась.
Это произошло еще на Петербургском экономическом
форуме в 2008 году. Тогда выступил первый
вице-премьер Игорь Шувалов и заявил, что надо возвращаться
к политике приватизации, что создание
государственных корпораций - это временные
меры. И вот, наконец, во вторник 24 ноября
правительство одобрило расширенную программу
приватизации на 2010 год. Она предполагает
продажу 449 пакетов акций акционерных
обществ. Среди них - такие крупные компании,
как "ТГК-5", "Росгосстрах"
и другие. Ожидается, что приватизация
их госпакетов принесет казне 17 млрд. рублей.
Также из перечня стратегических предприятий
исключены 28 компаний. Хотя сначала
планировалось в два раза меньше. Это еще
54 млрд. рублей. И миллиард принесет приватизация
небольших объектов. Итого - 72 млрд. рублей.
Серьезная сумма и серьезные
предприятия. Это важный поворот. Раньше
в ежегодных планах называлось, может
быть, и большое число объектов,
но абсолютно непривлекательных. И они
выполнялись примерно на 15-20 процентов.
Не больше. Никто, даже за предложенную
низкую цену, не хотел покупать. Сейчас
предлагаются более привлекательные объекты.
Шел разговор и о продаже пакета акций
"Роснефти", что, кстати, не означало
бы потерю государственного контроля
над нефтяным рынком. Прошлый наш опыт
показал, что частное владение нефтяными
компаниями приводит к более позитивным
результатам, чем государственное хозяйство.
И тот факт, что у нас в нефтяной промышленности
все-таки есть какая-то конкуренция, только
на благо. Хочется верить, этот вопрос
еще будут обсуждать.
Было много споров вокруг приватизации
стратегических предприятий. Но и они
пошли на продажу. И правильно. Нет ни одного так называемого стратегического
предприятия, приватизация которого была
бы опасна. В США, например, все компании,
которые работают в аэрокосмической сфере,
частные. И что? Разве там государство
утратило необходимый контроль над отраслью?
Нет.
Главное, Россия сейчас переходим
от формально сохраняемой политики приватизации
к реальным действиям. Все-таки теперь
можно ожидать получение большего количества
финансовых средств и увеличения частного
сектора в российской экономике. Ведь
нужно иметь в виду то обстоятельство,
что сейчас финансовое положение не такое
прочное, как два года назад. И хотя цена
на нефть повысилась, но она сегодня повысилась,
а завтра понизится. Если трезво оценивать
ситуацию, необходимо коснуться и решения,
во что вложить деньги, полученные от приватизации.
В последней книге Егора Гайдара как раз
речь идет об этом. Он считает, что средства
от приватизации и нефтяные деньги следует
направлять в целевой капитал Пенсионного
фонда с тем, чтобы решить объективно сложившуюся
сложную ситуацию. В России быстро растет
число пенсионеров и быстро сокращается
число работников. Эта проблема стоит
не только перед нашей страной. Но перед
нами она стоит в самой жесткой форме.
Впрочем, это только одно
из возможных направлений приватизационных
денег. По словом Евгения Ясина, их ни
в коем случае нельзя вкладывать в какие-то
промышленные проекты, даже очень масштабные.
В них должен вкладываться частный капитал.
А государству необходимо расходовать
свои ресурсы на решение стратегических
задач институциональных изменений, которые
решают либо ключевые социальные проблемы,
либо связанные с изменением структуры
российской экономики. Скажем, доступное
жилье - это такая стратегическая задача.
Поднятие российской авиации до уровня
конкурентоспособной с лучшими мировыми
компаниями - тоже стратегическая задача.
Следует подчеркнуть, что
само по себе решение в большей степени
использовать возможности приватизации
- правильное. Но, чтобы оно сработало,
нужно, чтобы российский бизнес поменял
свой характер. Он, кстати, зависит не только от дурного происхождения
(оно у любого бизнеса одинаковое), а от
отношения между предпринимателями и
государством. От того, оказывает ли государство
неумеренное давление на бизнес через
правоохранительные органы, налоговую
службу и так далее или же оно старается
создавать реально благоприятные условия,
для того чтобы предприниматели чувствовали:
их собственность защищена, заключенные
соглашения будут выполняться. Это исключительно
важно. Под дамокловым мечом, под давлением
бизнес работать не будет.
А деньги у бизнеса на выкуп госпакетов
есть. Хотя некоторые эксперты и советуют
подождать окончания кризиса, а потом
уже заняться масштабной приватизацией.
Дескать, за госпакеты не дадут хорошей
цены, потому что бизнес сидит на голодном
пайке. Это не так.
Во-первых, если реализовать их сейчас,
то все равно можно получить немалые деньги.
Во-вторых, у бизнеса деньги есть, кроме
тех компаний, которые набрали слишком
большие кредиты на Западе. А куда они
девались? Да все они лежат в банках, потому
что можно было переводить средства
на валютные счета в России. Предприниматели
просто боялись их тратить, потому что
достойных объектов для вложений нет.
Как и гарантий использовать приобретенные
активы. Если будет доверие, более свободная
обстановка - деньги появятся. Е. Ясин.
Государство готово продавать, а бизнес
покупать /Российская Газета Федеральный
выпуск. -26.11. 2009. - №5048/.
Глава
3. Государственная и частная формы собственности:
проблемы и перспективы развития
3.1. Новые полномочия Росимущества
Нерадивых руководителей государственных
предприятий за неэффективное использование
имущества и саботаж при подготовке приватизации
будут увольнять. Минэкономразвития подготовило
проект постановления правительства РФ,
согласно которому Росимущество получает
дополнительные контрольно-ревизионные
полномочия и наделяется правом предоставлять
предложения по увольнению руководства,
например за непредставление документов,
связанных с приватизацией предприятия.
Как пояснили в министерстве, сегодня
руководители предприятий нередко саботируют
требования по подготовке к приватизации
- не представляют информации, затягивают
сроки работ и так далее. Все это существенно
увеличивает денежные и временные затраты
на осуществление всех необходимых приватизационных
процедур.
"В числе правомочий Росимущества
указано направление предложения о прекращении
трудового договора с руководителем ФГУП
в случаях привлечения его к административной
ответственности за неисполнение возложенных
на него обязанностей, либо выявления
фактов неэффективного использования
имущества ФГУП, - пояснила Юлия Михалычева,
генеральный директор Юридического бюро
"Падва и Эпштейн". - Подробно предусмотрена
процедура согласования разногласий по
вопросу прекращения контракта. Вызывает
неясность избирательность основания
прекращения трудового договора, которое
инициируется Росимуществом, по всем иным
основаниям решения уполномочен принимать
профильный представитель собственника.
Одновременно предложены дополнительные
основания прекращения контракта с руководителем:
непредставление документов, связанных
с приватизацией предприятия, ненадлежащее
представление иной информации по требованию
Росимущества".
Помимо данных новел минэкономразвития
намерено обеспечить и полноценное активное
участие заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти
в процессе управления унитарными предприятиями
в период их приватизации. Сейчас нормативными
актами предусмотрено, что со дня включения
предприятия в программу приватизации
полномочия отраслевого агентства по
управлению им переходят к Росимуществу.
Эта мера была введена с целью предоставления
Росимуществу рычагов влияния на предприятие
с целью его успешной подготовки к приватизации.
Однако отраслевым федеральным органам
исполнительной власти это пришлось не
по душе. В результате имеется системное
противодействие включению предприятий
в программу приватизации.
Минэкономразвития в проекте
постановления предлагает принять меры
по повышению ответственности отраслевых
органов за результаты деятельности ФГУП
в период приватизации, усилить координацию их работы
с Росимуществом, при этом существенно
расширив их полномочия.
По словам Евгения Макаренко, заместителя
генерального директора УК "Независимые
директора", вносимые изменения направлены,
с одной стороны, на устранение существующих
технических и процедурных
пробелов (уточнены некоторые формулировки
и сроки), а с другой стороны, призваны
разграничить полномочия между федеральным
органом исполнительной власти, в ведении
которого находится предприятие, и Росимуществом,
которому теперь предоставляются дополнительные
полномочия в сфере контроля за эффективностью
использования государственного имущества.
На наш взгляд, подобное усиление контролирующей
функции Росимущества является своевременной
и необходимой мерой в условиях наблюдающегося
спада экономической активности,
когда государству необходимо в рыночных
условиях не только сохранить имущество,
но и добиться повышения эффективности
его использования, - отметил эксперт.