Государственная и частная формы собственности. Проблемы и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 12:11, курсовая работа
Описание работы
В своей работе я хотела бы отразить вопросы частной и государственной собственности, пути их развития. В первой части я раскрыла понятие собственности с разных сторон, описала развитие собственности в России в конце ХХ века, привела классификацию форм собственности и в целом рассмотрела понятие приватизации, как основного вида преобразования собственности, и характерные черты ее развития в России.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………….……….. 2 ГЛАВА 1. Собственность: понятие, классификация, развитие…………………5 1.1. Многообразие определений собственности………………………...............5 1.2. Собственность как экономическая категория………………………………7 1.3. Развитие собственности в России в конце ХХ века………………………...8 1.4. Формы собственности и их классификация………………..………………12 1.5. Приватизация в России……………………………………………………...16 ГЛАВА 2. Государственная и частная формы собственности в России на современном этапе…………………………………….………………………….19 2.1. Приватизация городского и муниципального имущества…………………19 2.2. Влияние кризиса на приватизационные процессы……….…………. ……22 2.3. Готовность государственного имущества к приватизации………….. ……28 ГЛАВА 3. Государственная и частная формы собственности. Проблемы и перспективы развития……………………………………………………............33 3.1. Новые полномочия Росимущества……………………………………….33 3.2. Причины сопротивления приватизации государственных унитарных предприятий……………………………………………………………………… 35 3.3. Перспективы пополнения казны за счет приватизации федерального имущества ………………………………………………………………….......... 37 Заключение………………………………………………………………………..39 Список используемой литературы ………………………
Однако при всей активности власти по
проведению приватизации эксперты обращают внимание на то, что анализ соотношения
финансовых результатов деятельности
и затрат приватизируемых предприятий
на техническую инвентаризацию объектов
недвижимого имущества, землеустроительные
работы, оформление прав на объекты недвижимого
имущества показал, что около 50 процентов
подлежащих приватизации предприятий
не смогут оплатить необходимые работы
- их карман пуст. Ю. Васильева. Сбросить
балласт. Росимущество получит дополнительные
возможности для приватизации госсобственности
/Российская Бизнес Газета. - 8.09.2009. - №718/.
3.2. Причины сопротивления приватизации
государственных унитарных предприятий
По словам руководителя территориального
управления Росимущества в
г. Москве, доктора юридических наук Анатолия
Шестерюка, концептуально позиция правительством
по поводу унитарных предприятий озвучена.
Такой инструмент организации управления
имуществом, как ГУПы, изжил себя. А если
они и имеют право на существование, то
только в четко оговоренных случаях, если
нужны для осуществления государственных
полномочий и услуг. А те предприятия,
деятельность которых не имеет отношения
к этим функциям, должны либо акционироваться,
либо перейти в руки регионов или муниципалитетов.
Что в ближайшее время, надеется Анатолий
Шестерюк, и будет сделано.
В целом в России зарегистрировано
более 3,5 тысячи государственных унитарных
предприятий. Из них свыше пятисот - в Москве,
то есть седьмая часть. Некоторые находятся
в процессе многолетней ликвидации –
таких предприятий официально больше
140. А 165 ГУПов - вообще очутились в "подвешенном
состоянии", то есть учет их имущества
в реестре не завершен до сих пор. Не исключено,
что часть из них уже практически прекратили
свою деятельность. Следует отметить,
что в России немало примеров, когда ГУПы
живут только на сдаче в аренду площадей
в десятки тысяч квадратных метров. Это
не что иное, как паразитирование на государственном
имуществе.
И при этом, с точки зрения
действующего законодательства, которое
катастрофически устарело с 2004 года, закон
не нарушается. Есть серьезная прореха в
законодательстве, которая мешает приватизации
таких предприятий - размытость в определении
собственника или представителя собственника.
В данный момент, к примеру, за территориальным
управлением Росимущества в Москве числится
более ста ГУПов, которые необходимо было
приватизировать еще пять-шесть лет назад.
Но из года в год директора этих предприятий
от приватизации уклоняются по простейшей
причине - не оформляют документы, и все.
То есть не оценивают имущества, не регистрируют
права на него, чтобы можно было выставить
его на продажу. Потому что не заинтересованы.
И очевидно, не только директора. Сами
федеральные органы власти - тоже. Но Росимущество
подействовать на эту ситуацию не вправе.
Почему? Так, представителем собственника
в отношении имущества государственных
предприятий с одной стороны является
Росимущество, а с другой - федеральный
орган, министерство или агентство, в ведении
которого находится тот или иной отраслевой
ГУП. Вот и получается, что за всю финансово-хозяйственную
деятельность, назначения руководителей
отвечают министерства или агентства.
А когда речь заходит о контроле и ответственности
за состояние имущества "их" ГУПов,
тут вроде как ответственность несет Росимущество.
В итоге наладить эффективное управление
унитарными предприятиями, не имея возможности
влиять на кадровую политику, тоже снятие
с должности директоров, саботирующих
приватизацию, Росимущество не имеет права.
Предложения Росимущества о радикальном
решении этой проблемы направлены в правительство
РФ. Т. Зыкова. ГУП земли. Почему
руководители государственных унитарных
предприятий сопротивляются приватизации
// Российская Газета (Центральный выпуск).
-20.11.2009. - №5044
3.3. Перспективы пополнения казны
за счет приватизации федерального
имущества
24 ноября состоялось заседание
правительства, на котором в качестве
основного вопроса рассматривался прогнозный
план приватизации федерального имущества
на 2010 год и основные направления приватизации
федерального имущества на 2011-2012 годы.
Прежде всего в ходе рассмотрения объектов
приватизации того имущества, которое
планируется вынести за пределы государственной
собственности в 2010 году, был существенно
сокращен перечень стратегических предприятий
и акционерных обществ. Это главная причина,
по которой рассмотрение программы приватизации
на 2010 год было перенесено с конца лета
на конец осени. Цена этого переноса - несколько
десятков миллиардов рублей.
Таким образом, правительство
намерено избавиться от избыточного госимущества,
но, конечно же, не в ущерб бюджету: программа приватизации
должна пополнить государственную казну
на 77 млрд. рублей, из которых 55 млрд. планируется
получить от приватизации 14 акционерных
предприятий. В настоящее время они готовятся
к исключению из перечня стратегических
предприятий, и окончательное решение
по этому вопросу будет принято президентом.
Во всяком случае, проект соответствующего
указа уже подготовлен и согласован ведомствами.
"В 14 акционерных обществах, которые
готовятся к приватизации, включены "Совкомфлот",
Новороссийский морской торговый порт,
Ванинский порт, Мурманский порт, Туапсинский
морской порт, "Росгосстрах", аэропорты
Толмачево, Кольцово и аэропорт Анапа.
Кроме того, планируется приватизировать
несколько пароходств - Мурманское, Енисейское,
Северо-Западное, Волжское и Сахалинское
пароходство. Правительство готовит к
приватизации 25% минус одну акцию "Совкомфлота"
и 13% акций "Росгосстраха", пакеты
акций остальных предприятий пока держатся
в секрете.
Что касается нестратегических акционерных
обществ, то проект программы приватизации должен
освободить от государственной опеки
около 449 объектов. Аукцион по приватизации
ОАО "СГ-Транс", крупнейшего российского
железнодорожного перевозчика сжиженных
газов, планируется провести в первом
квартале 2010 года с предполагаемой прибылью
8 миллиардов рублей. Другим крупным приватизируемым
акционерным обществом был назван ТКГ-5
(Территориальная генерирующая компания
N5). Кроме того, в частные руки планируется
отдать порядка 259 ФГУПов, по которым уже
запущены приватизационные процессы.
Интерес к приватизации иностранных
инвесторов только поощряется, поскольку
российские власти - в том числе председатель
правительства Владимир Путин - неоднократно
приглашали их к конструктивному сотрудничеству.
В. Петров. Забирайте. Приватизация федерального имущества принесет в казну 77 млрд.
рублей /Российская Газета (Федеральный
выпуск). - 24.11.2009. - №5046/.
Заключение
В заключении возникает вполне
логичный вопрос, – какой же форме собственности
в определенных условиях следует отдать
предпочтение и приоритет в экономической
политике?
Во многих странах с развитой рыночной
экономикой преобладает частная собственность
(индивидуальная, коллективная, корпоративная).
Одновременно значительная часть собственности
принадлежит государству (центральным
и местным властям, муниципалитетам).
Опыт многих стран говорит о том, что
необходимо отбросить суждение, что только
одна форма собственности повсюду обеспечивает
эффективное функционирование экономики.
К тому же и государственная, и частная
форма собственности многовариантные. Практика
убеждает, что для различных сфер, отраслей,
участков экономики хороши свои специфические
формы, лучше других приспособленные к
конкретным условиям производства и обмена.
Скажем, индивидуальная собственность
хорошо зарекомендовала себя в розничной
торговле, во многих видах услуг (парикмахерские,
мастерские по ремонту обуви, бытовой
техники и т. п.). Многие виды производства,
не требующие чрезмерной сложности и громоздкого
оборудования, эффективно работают на
основе коллективной собственности в
форме товариществ, обществ с ограниченной
ответственностью. Частными могут быть
и крупные, и даже сверхкрупные фирмы,
основанные на акционерных началах, например
гиганты автостроения, нефтедобывающие,
химические, авиастроительные концерны
и т.д. В то же время железные дороги, связь,
электростанции, угледобывающие, металлургические,
оборонные предприятия могут успешно
работать и в государственном секторе.
Иными словами, для каждой
формы собственности и ее вариантов существует
своя «ниша», где наиболее продуктивной оказывается
какая-то конкретная, а не любая форма
собственности. Плюрализм форм собственности
оказался объективно необходимым в условиях
перехода к рынку в постсоциалистических
странах.
Концепция о целесообразности формирования
и развития разных форм собственности
закреплена в Конституции Российской
Федерации. В ст. 8 говорится: «В Российской
Федерации признаются и защищаются равным
образом частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности».
Но несмотря ни на что, на
сегодняшний день в России ведется
активная политика по продаже государственного
и муниципального имущества частным лицам.
Необходимость «сбросить балласты» в
виде многих госпредприятий возникло
уже давно, вот только активная реализация
этих идей началась лишь под давлением
мирового кризиса. Ведь продажа государственного
и муниципального имущества может стать
существенным пополнением бюджета нашей
страны. И нужно иметь в виду то обстоятельство,
что сейчас финансовое положение не такое
прочное, как два года назад. И хотя цена
на нефть повысилась, но она сегодня повысилась,
а завтра понизится. Да дело не только
в нехватке бюджетных средств. В процессе
реализации антикризисных мер государство
охотно раздавало свою помощь частным
предприятиям, забирая взамен их акции.
Но масштабы такой национализации оказались
достаточно велики. Во всяком случае, правительство
задумалось, что теперь делать с новой
собственностью. Один из вариантов - национализированные
в ходе кризиса и до кризиса активы приватизировать
с целью формирования активов пенсионной
системы. Нынешняя пенсионная реформа
не обеспечивает достаточного ресурса
для пенсионной системы. Потому что ни
для кого не секрет, что количество пенсионеров
с каждым годом в нашей стране лишь увеличивается.
Итак, чиновники предлагаю все более выгодные, как им кажется,
условия приватизации, но бизнес, несмотря
ни на что, считает эти цены завышенными.
Возникает два варианта: либо это действительно
так, либо бизнес играет в игру «пускай
предложат еще дешевле, а мы пока подождем».
И, тем не менее, в целом по стране наблюдается
зачастую такая картина: чтобы создать
видимость движения, чиновники выставляют
на торги то или это, но по такой цене или
по таким условиям, что покупать никто
не хочет. Кроме того, мнение чиновников
по поводу приватизации разделилось: те,
кто считает, что кризис затянется, ратуют
за приватизацию из самых прагматичных
соображений; те, кто думает, что прорвемся,
советуют подождать.
Таким образом, правительство
намерено избавиться от избыточного госимущества,
и, конечно же, не в ущерб бюджету. Принимаются
все новые и новые законы и поправки, связанные
с приватизацией. В этом вопросе Россия
сдвинулась с мертвой точки.
Список используемой
литературы
1. Камаев В.Д. Учебник
по основам экономической теории,
- М.: Владос, 1994.
2. Курс экономики: Учебник
под редакцией Б.А. Райзберга, - М.:
Инфра, 1997.
3. Экономика: Учебник
по курсу «Экономическая теория»
под редакцией А.С. Булатова, - М.:
Бек, 1997.
4. Экономическая теория:
Учебник под общей редакцией
В.И. Журавлевой, - М.: Инфра-М, 1999.
5. Экономическая теория:
курс лекций. Ч. 1. / В.П. Горев, С.В. Сергеев;
Под ред. М.П. Деминой. - Иркутск: Изд.-
во ИГЭА, 1995. - 456 с.
6. Бирюков В.А., Беднин
В.Ф. Российская приватизация: первые
итоги. - М.,1995.
7. Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник. - М., 2003
8. Экономика - справочник
Борисова Е.Ф., Петров А.А., Стерликов
Ф.Ф., М., 1997
9. Политическая экономия
- словарь под ред. Волкова М.И.
- 3-е изд., доп., М., 1999
10. Толковый словарь
русского языка Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - 4-е изд., доп., М., 1999
11. Юридический энциклопедический
словарь. М.: Советская Энциклопедия.
1999
12. Ю. Васильева. Гупы
и МУПы оказались слишком мелкими,
чтобы стать акционерными обществами
// Российская Бизнес Газета.- 2008.
- №681
13. Д. Шварц. Прагматичная приватизация.
Кризис, возможно, впервые заставит российских
чиновников грамотно продать госимущество
// Российская Газета. - 2009. - №725
14. Ю. Васильева. Трехлетний
план для неликвидов. Приватизация
госсобственности пройдет по
рыночным ценам // Российская Бизнес
Газета. - 2009. - №729
15. Е. Ясин. Государство
готово продавать, а бизнес покупать
// Российская Газета Федеральный
выпуск. - 2009. - №5048
16. Ю. Васильева. Сбросить
балласт. Росимущество получит дополнительные
возможности для приватизации госсобственности
// Российская Бизнес Газета. - 2009. - №718
17. Т. Зыкова. ГУП земли.
Почему руководители государственных
унитарных предприятий сопротивляются
приватизации // Российская Газета (Центральный
выпуск). - 2009. - №5044
18. В. Петров. Забирайте.
Приватизация федерального имущества
принесет в казну 77 млрд. рублей // Российская
Газета (Федеральный выпуск). - 2009. №5046