Государственная политика регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Переход к современному рынку вызвал структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, привел к увеличению безработицы, а, следовательно, к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3

1. Рынок труда…………………………………………………………………4
1.1. Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы…...4
1.2. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда……………………………………………………………………14
2. Государственное регулирование рынка труда…………………………19
2.1 Политика занятости и регулирования рынка труда…………………19
2.2 Инструменты государственного регулирования……………………...25
2.3 Пути повышения эффективности регулирования занятости населения и снижения безработицы в РФ…………………………………27
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………40

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы.

Рациональная  занятость характеризуется оптимальным  распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования. Совершенствование отношений занятости необходимо осуществлять с позиций сравнительной эффективности различных социальных форм трудовой деятельности. В этом плане можно выделить занятых в государственных предприятиях, организациях и учреждениях, в колхозах и других кооперативах, в личном подсобном хозяйстве, индивидуально трудовой деятельности, в акционерных обществах, в фермерских, крестьянских хозяйствах, в частных предприятиях.

Во всех этих формах трудовые отношения складываются по-разному, в зависимости от отношений непосредственных производителей к средствам производства. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других фирмах.

 

2. Государственное  регулирование рынка труда

 

2.1 Политика занятости и регулирования рынка труда.

Проводимые в России преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей трудового потенциала.

Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

Особого внимания заслуживает  изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых экспортных ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же средства, сконцентрированные в теневой экономике. Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно-приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народнохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.

Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно  повысили качество своего труда, что  в итоге приведёт к сокращению численности занятых.

Современный рынок  труда – это сфера не столько  противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

  • преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
  • экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
  • разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • развитие гибких форм занятости;
  • последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
  • дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

улучшение качества рабочей среды, включая вопросы  условий труда, зарплаты и использования  рабочего времени;

  • сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту российского рынка труда;
  • развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Кроме того, федеральными и региональными органами власти развёрнута большая работа по созданию действенного механизма государственной поддержки по созданию новых рабочих мест.

Целью программы является проведение активной политики занятости посредством изменения структуры занятости населения РФ на основе формирования эффективной структуры рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в регионах и перспективных отраслях российской экономики.

Одним из интереснейших теоретических и практических вопросов является разработка нового инструмента реализации программ – так называемой Генеральной схемы создания рабочих мест.

В состав разработчиков  Генеральной схемы должны входить  соответствующие федеральные органы исполнительной власти (Министерство труда, Министерство экономики, Госкомстат, Министерство образования, ГКРП России и другие заинтересованные министерства и ведомства) и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Генеральная схема  создания рабочих мест разработана как на федеральном, так и на региональных уровнях.

В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие физического и экономического рабочего места.

Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как  правило, определённая зона, предназначенная для производства работ или услуг и оснащённая в этих целях соответствующим набором орудий труда.

Таким образом, в рамках Генеральной схемы создания рабочих мест рассматриваются прежде всего экономические рабочие  места.

В контексте  всего вышеизложенного предлагается такая трактовка Генеральной схемы: Генеральная схема создания рабочих мест – (матрица) количественных и качественных показателей (индикаторов), характеризующих общие потребности населения в рабочих местах в определённый период времени, структуру имеющихся рабочих мест в народном хозяйстве, а так же необходимое количество дополнительных рабочих мест для удовлетворения потребности населения в продуктивной занятости. Генеральная схема является инструментом государственной политики занятости и призвана обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах.

Государственная политика занятости неразрывно связана  с регулированием рынка труда.

Итак, вопрос номер один регулирования рынка труда в России – придание этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач.

Вопрос номер  два – формирование общегосударственной  системы регулирования рынка  труда, главными субъектами которой  были бы в целом Правительство Российской Федерации, Министерство экономики, Министерство финансов, Госкомимущество, Банк России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождение Министерства труда и социального развития от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с концентрацией усилий данного ведомства в части регулирования сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными, вопросах соблюдения законодательства о труде и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в  виде трёх уровней: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование  финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2. Согласование  социальной, демографической, миграционной  политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственное регулирование  рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

 

    1. Инструменты государственного регулирования

 

Можно указать  на следующие основные инструменты  государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокейнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное  финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.

Информация о работе Государственная политика регулирования рынка труда