Государственная политика регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Переход к современному рынку вызвал структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, привел к увеличению безработицы, а, следовательно, к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3

1. Рынок труда…………………………………………………………………4
1.1. Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы…...4
1.2. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда……………………………………………………………………14
2. Государственное регулирование рынка труда…………………………19
2.1 Политика занятости и регулирования рынка труда…………………19
2.2 Инструменты государственного регулирования……………………...25
2.3 Пути повышения эффективности регулирования занятости населения и снижения безработицы в РФ…………………………………27
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………40

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Зарубежные  исследователи проблем борьбы с  безработицей рекомендуют также  превращать пособия по безработице  в «ваучеры занятости», то есть безработным  предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.

Представляется, что в современных тяжелых  для России экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости, не пытаясь слепо копировать опыт развитых стран. Необходимо прежде всего обозначить общегосударственные (федеральные) и региональные сферы регулирования рынка труда, соответственно распределив финансовые средства, направляемые на осуществление политики занятости. Где, как не в регионах определять на основе анализа местного рынка труда, куда направить каждый рубль выделенных средств с наибольшей отдачей в виде роста занятости.

Вместе с  тем нельзя забывать и о долгосрочных перспективах регулирования занятости (по мере накопления необходимых средств), об активной политике на рынке труда.

К таким активным экономическим методам регулирования  занятости относятся следующие  меры:

— общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности и достижение экономического роста;

— создание условий  для развития и расширения занятости  в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;

— обеспечение  профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.

Очевидно, что  реализация всех этих задач - дело сегодняшнего дня. В то же время основная, на наш  взгляд, тактическая задача в области занятости — приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.

Но чтобы  знать подобные потребности, делать прогнозы численности безработных  граждан и рассчитывать параметры  не абстрактного, а конкретного рыночного равновесия в отношении рабочей силы, следует существенно повысить управляемость и, соответственно, предсказуемость социально-экономических процессов в стране.

Решение проблем  безработицы неразрывно связано  с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

Сегодня в центре внимания должны находиться отрасли  обрабатывающей промышленности, и прежде всего машиностроение, определяющее возможности использования современного оборудования и новейших технологий в экономике страны5.

Таким образом, в долгосрочной перспективе Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.

Государственное регулирование занятости должно стать более гибким, а меры поддержки  безработных - более адресными. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Государственный сектор экономики в настоящее  время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь  образующиеся организационные структуры  не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение  получила неполная занятость, вынужденные  отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаются  требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь  принимаемых на работу. Сокращается  возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

В результате спада  производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая  конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.

Выделяются  целые "очаговые" территории многократно  превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана  и особенно актуализируется в  связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи  особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых  возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия  ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам  занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Норма, 2009.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
  3. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный Закон от 19.04.1991 г. №1032-1 // СЗ. – 1996. - № 17. – Ст. 1915.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. № 47. – Ст. 5489.
  5. О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации: Постановление Правительства РФ №316 от 9 апреля 2009 г. // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ: http://www.minzdravsoc.ru/ postan/229.

Монографии, учебные  пособия 

  1. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.
  2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 480 с.
  3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Курс лекций. – М.: «Палеотип», «Логос», 2002. – 228 с
  4. Государственное регулирование экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 616 с.
  5. Джиоев С.Х. Содействие трудовой занятости: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 144 с.
  6. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 352 с.
  7. Остапенко Н.М. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 317 с.
  8. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 384 с.
  9. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 384 с.
  10. Рощин, С.Ю., Разумова, Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 244 с.
  11. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В.Б.Зотова. – СПб.: Питер, 2007. – 560 с.
  12. Социально-трудовые отношения: состояние и перспективы развития. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 100 с.
  13. Фещенко Н.В. Занятость и её регулирование: Учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002. – 194 с.
  14. Экономика труда: учебник / М.А. Винокуров и др. / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. – СПб: Питер, 2004
  15. Экономика труда: учебно-методическое пособие для госслужащих / Под ред. А.Ф. Зубова. – М.: Финсатинформ, 2001. – 202 с.
  16. Бочарова И.Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 25. – С. 2-7.
  17. Власова Е.А. Анализ движения трудовых ресурсов в российской экономике // Вопросы статистики. – 2010. - № 5. – С. 44-50.
  18. Грицюк М., Смольякова Т. Дело на 60 тысяч // Российская газета. – 2011. – 14 апреля. – С. 3.
  19. Кашенов, А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. – 2010. - № 8. – С.7-16.
  20. Колосова, Р.П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода // Труд и социальные отношения. – 2009. - № 4. – С. 26-29.
  21. Лайкам, К. Структурный анализ занятости и безработицы // Человек и труд. – 2010. – № 8. – С. 14-17.
  22. Пономарёва А. Россия вышла на работу // Известия. – 2011. – 12 апреля. – С. 1,2.
  23. Разумов А., Новик Е. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово-экономического кризиса // Человек и труд. – 2009. - № 4. – С. 16-18.
  24. Смольякова Т. Пособие от безработицы // Российская газета. – 2009. – 16 сентября. – С. 6.
  25. Халиков М.С. Социальное моделирование состояния и развития региональных рынков труда // Социология власти. – 2009. - № 6. – С. 26-39.
  26. Отчёт Премьер-министра РФ о деятельности Правительства РФ в 2010 году перед Государственной Думой РФ: Официальный сайт Премьер-министра РФ // http://premier.gov.ru/events/news/14898/#qq

1 Отчёт Премьер-министра РФ о деятельности Правительства РФ в 2010 году перед Государственной Думой РФ: Официальный сайт Премьер-министра РФ // http://premier.gov.ru/events/news/14898/#qq

2 Пономарёва А.  Россия вышла на работу // Известия. – 2011. – 12 апреля. – С. 2.

3 Разумов А., Новик Е.  Политика занятости и доходов населения в условиях финансово-экономического кризиса // Человек и труд. – 2009. - № 4. – С. 36.

4 Плакся В.И.  Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – С. 352.

5 Бреев Б.Д.  Безработица в современной России. – М.: Наука, 2005. – С. 167.

 


Информация о работе Государственная политика регулирования рынка труда