Государственная служба занятости и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Государство обязано решать подобные проблемы, а потому создает специальный механизм помощи людям, оказавшимся без работы и желающим ее найти. В настоящее время в России создана целая сеть служб занятости, система банков данных о рабочих местах. Разработаны государственные программы помощи людям в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве. Вопросами трудоустройства и занятости на селения занимается система органов занятости, возглавляемая Федеральной государственной службой занятости населения РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственная служба занятости и ее функции
1.1. Предпосылки создания службы занятости населения 5
1.2. Государственная служба занятости населения и ее функции 8
1.3.Оценки деятельности Федеральной службы занятости и её территориальных органов 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

                                                                            Кафедра: экономической теории

 

 

 

Контрольная работа  на тему:

Государственная служба занятости и ее функции

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила: ст.гр. ЗСР-41

                                                                               Киселева В.В.

                                                                               № зач. кн. 1090124204

                                                                               Проверил: к. э. н. ,доцент,

                                                                               Кудрявцев В. А.

 

                                                      

 

 

 

 

 

                                        

 

                                                    Йошкар-Ола,

                                                           2013г.

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Государственная служба занятости и ее функции

1.1. Предпосылки создания службы занятости населения                                 5       

1.2. Государственная служба занятости населения и ее функции                     8                    

1.3.Оценки деятельности Федеральной службы занятости и её территориальных органов                                                                                     13                                

Заключение                                                                                                             16

Список использованной литературы                                                                   18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Одной из важных проблем в  рамках регулирования труда людей  является проблема их занятости. Работа для многих — это не просто источник для пропитания, но и сфера реализации их творческих способностей, интересов.

Закон разрешает приступать к трудовой деятельности по общему правилу с 16 лет и обеспечивает возможность прекратить ее в 55 (для женщин) и 60 лет — для мужчин. Среди этих людей есть те, кто работает по найму, открыл свое дело или просто учится. Остальная часть, несмотря на стремление найти себе работу, оказывается выключенной из трудовых правоотношений.   

Именно в условиях рыночной экономики становится актуальным вопрос о занятости людей. Пренебрежение им создает угрозу массовой безработицы.

Государство обязано решать подобные проблемы, а потому создает  специальный механизм помощи людям, оказавшимся без работы и желающим ее найти. В настоящее время в России создана целая сеть служб занятости, система банков данных о рабочих местах. Разработаны государственные программы помощи людям в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве. Вопросами трудоустройства и занятости на селения занимается система органов занятости, возглавляемая Федеральной государственной службой занятости населения РФ.

Основная задача, провозглашенная высшими органами власти России, в области социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни

населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся

без работы. Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена ситуация на рынке труда, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы, деятельности которой мы рассмотрим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственная  служба занятости и ее функции.

1.1. Предпосылки создания службы занятости населения.

         В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда.

Возникновение современной  службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов.

Основными ее видами являлись:

— распределение выпускников  средних специальных и высших учебных заведений;

— организованный набор  рабочих;

— сельскохозяйственное переселение семей;

— общественные призывы;

— самостоятельный прием  предприятием работника;

— деятельность органов  трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения  и перераспределения рабочей  силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.

         Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин:

1.) такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания;

2.) возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров;

          Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства. Сначала подразделения службы назывались «Бюро по трудоустройству населения» и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда [Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право. Конспект лекций. М., 2004 г.. ].

          Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название «Государственное бюро по трудоустройству и информации населения» (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным [Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Трудовое право России. Учебник. М., 2004 г..].

            Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями.

            Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников.

            При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства.

            Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

            Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

 

1.2. Государственная служба занятости и ее функции

         Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

          В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности.

          С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

          Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости.

          Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

          Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости  многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

3. Для эффективного осуществления этих задач необходимо создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

4. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.

5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

6. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.

Основным принципом  обучения, в том числе и через  систему служб занятости, должно стать «непрерывное образование». На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения.

Служба занятости и  соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Информация о работе Государственная служба занятости и ее функции