Государственная служба занятости и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Государство обязано решать подобные проблемы, а потому создает специальный механизм помощи людям, оказавшимся без работы и желающим ее найти. В настоящее время в России создана целая сеть служб занятости, система банков данных о рабочих местах. Разработаны государственные программы помощи людям в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве. Вопросами трудоустройства и занятости на селения занимается система органов занятости, возглавляемая Федеральной государственной службой занятости населения РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственная служба занятости и ее функции
1.1. Предпосылки создания службы занятости населения 5
1.2. Государственная служба занятости населения и ее функции 8
1.3.Оценки деятельности Федеральной службы занятости и её территориальных органов 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

7. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения.

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.

Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

8. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

В законе определен статус безработного, которым является, вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия.

1.) гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке;

2.) необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе55 Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. – [М.: Издательство НОРМА, 2003 г..];

9. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.

10. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

11. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий.

12. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

        Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена.

       В 2000 г. на общественных работах было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану. Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно скажется на реализации программы и в этом году.

       Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

        Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 2000 г. по июнь 2002 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4 рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

 

 

 

1.3. Оценки деятельности Федеральной службы занятости и её территориальных органов

           Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана еще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численности незанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходный период оказалась ниже, чем до начала реформ.

           Критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.

         В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.

         Система показателей оценки деятельности службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:

— удельный вес численности  незанятых граждан, трудоустроенных  по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе;

— удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению  центра занятости и оформленных  на досрочную пенсию, в общей численности  снятых с учета безработных;

— удельный вес безработных, не работающих в течение более чем 8-ми месяцев;

— уровень предотвращенной  безработицы, рассчитываемый как отношение  количества сохраненных и созданных  рабочих мест к экономически активному  населению.

          Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб [Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Трудовое право России. Учебник. М., 2004 г..].

          Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования.

Целесообразно, чтобы  в разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ,     Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ.

          Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти.

         Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости [Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003 г.].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Одной из важных проблем в рамках регулирования  труда людей является проблема их занятости. В настоящее время в России создана целая сеть служб занятости, система банков данных о рабочих местах. Разработаны государственные программы помощи людям в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве. Вопросами трудоустройства и занятости на селения занимается система органов занятости, возглавляемая Федеральной государственной службой занятости населения РФ, созданная в 1991 году.

Предшественниками этой службы выступали «Бюро по трудоустройству населения», созданные в ряде городов СССР во второй половине 60-х годов 20 века, а позднее «Государственное бюро по трудоустройству и информации населения» (ГБТИН).

          Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Основными функциями  Государственной службы занятости  являются:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

3. Создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

4. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей.

5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.

6. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях.

7. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения.

8. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

9. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан.

10. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

11. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ.

12. Разработка республиканских и региональных программ занятости.

         Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. М., 2005 г.

2. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Трудовое право России. Учебник. М., 2004 г.

3. Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право. Конспект лекций. М., 2004 г.

4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Панина. - М., 2002 г.

5. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003 г.




Информация о работе Государственная служба занятости и ее функции