Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 18:45, курсовая работа
Цель данной работы: определение государственной роли в экономике РФ и партнерства государства и частного сектора.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль государства в экономике;
- выявить особенности ГЧП в России;
- определить факторы, обусловливающие эффективность развития государственно-частного партнерства в нашей стране.
Введение
Глава 1. Государственно-частное партнерство как система экономических отношений.
1.1. Сущность государственно-частного партнерства.
1.2. Модели ГЧП
1.3. Эффективность взаимодействия государства и бизнеса.
Глава 2. Государственно-частное партнерство в условиях российской экономики.
2.1. Необходимость государственно-частного партнерства в России.
2.2. Особенности государственно-частного партнерства в России.
2.3. Проблемы реализации государственно-частного партнерства в отечественной экономике.
2.4. Перспективы развития государственно-частного партнерства в России.
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление.
Введение
Глава 1. Государственно-частное
партнерство как система экономических
отношений.
1.1. Сущность государственно-
1.2. Модели ГЧП
1.3. Эффективность взаимодействия
государства и бизнеса.
Глава 2. Государственно-частное
партнерство в условиях российской экономики.
2.1. Необходимость государственно-частного
партнерства в России.
2.2. Особенности государственно-частного
партнерства в России.
2.3. Проблемы реализации государственно-частного
партнерства в отечественной экономике.
2.4. Перспективы развития государственно-частного
партнерства в России.
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Взаимодействие государства
и частного сектора для решения общественно
значимых задач имеет давнюю историю,
в том числе и в России. Однако наиболее
актуальным ГЧП стало в последние десятилетия.
С одной стороны, усложнение социально-экономической
жизни затрудняет выполнение государством
общественно значимых функций. С другой
стороны, бизнес заинтересован в новых
объектах для инвестирования. ГЧП представляет
собой альтернативу приватизации жизненно
важных, имеющих стратегическое значение
объектов государственной собственности.
Среди специалистов нет единого
мнения о том, какие формы взаимодействия
власти и бизнеса можно отнести к ГЧП.
Широкая трактовка подразумевает под
ГЧП конструктивное взаимодействие власти
и бизнеса не только в экономике, но и в
политике, культуре, науке и т.д.
В числе базовых признаков
государственно-частных партнёрств в
узкой (экономической) трактовке можно
назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной,
юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную
публичную, общественную
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые
результаты распределяются
Как правило, ГЧП предполагает,
что не государство подключается к проектам
бизнеса, а, наоборот, государство приглашает
бизнес принять участие в реализации общественно
значимых проектов.
Партнерство государства с
частным сектором является ключевым компонентом
новой инновационной политики России,
поскольку, при правильной организации,
оно обеспечивает получение более широких
преимуществ от капиталовложений в государственные
исследования, создавая благоприятные
предпосылки для устойчивого инновационного
развития, являющего стратегическим фактором
экономического роста.
Актуальность выбранной темы
работы обусловлена тем, что необходимое
условие развития эффективной рыночной
экономики должно иметь прочную основу
в виде государственно-частного партнерства
(ГЧП).
Цель данной работы: определение
государственной роли в экономике РФ и
партнерства государства и частного сектора.
Для достижения поставленной цели,
были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль государства
в экономике;
- выявить особенности ГЧП в России;
- определить факторы, обусловливающие
эффективность развития государственно-частного
партнерства в нашей стране;
Объектом исследования выступает Государственно-
Стоит отметить, что общетеоретические
моменты освещены в учебном пособии «Государственно-частное
партнерство. Теория и практика » под ред.
В.Г. Варнавского, А.В. Клименко, А.В. Королева,
а также в статьи М. Дерябиной «Государственно-частное
партнерство: теория и практика», Д.М. Амунц
«Государственно-частное партнерство».
Вопросам ГЧП посвящены информационные
порталы, такие как: «ГЧП-РОССИЯ.РУ», «Экономический
портал»; межрегиональное общественное
движение «За правовую поддержку отечественных
товаропроизводителей»; Сайт председателя
комитета по экономической политике и
предпринимательству Государственной
Думы ФС РФ Е.А. Федорова.
Глава 1. Государственно-частное
партнерство как система экономических
отношений.
Сущность государственно-
Международный
и отечественный опыт, накопленный
в течение последних 15-20 лет, свидетельствует,
что одним из основных
Развитие ГЧП определяется
несколькими основными факторами, влияющими
на расширение масштабов и форм взаимодействия
государства и бизнеса.
Во-первых, ГЧП является
одним из механизмов смешанной экономики,
позволяющим развивать отношения бизнеса
и государства.
Во-вторых, ГЧП позволяет
вовлекать ресурсы частного сектора в
процессы воспроизводства в отраслях
и сферах, находящихся в собственности
государства и местных органов власти,
а также использовать частную предпринимательскую
инициативу для повышения эффективности
расходования бюджетных средств.
В-третьих, объединение
усилий и ресурсов бизнеса и государства
в рамках конкретных проектов формирует
их дополнительные конкурентные преимущества.
Бизнес по сравнению с государственными
институтами обладает большей мобильностью,
быстротой принятия решений, способностью
к нововведениям, стремлением к поиску
технических и технологических улучшений
для обеспечения конкурентоспособности.
Правительство же, в свою очередь, может
обеспечить более успешную реализацию
проектов ГЧП путем создания стабильной
нормативной правовой базы, проведения
организационных мероприятий, в том числе
по взаимодействию с гражданским обществом,
а также использования финансово-экономических
рычагов: субсидий, гарантий, стимулирующего
налогообложения и других видов поддержки.
Государственно-частное
партнерство в мировой практике донимается
двояко. Во-первых, как система отношений
государства и бизнеса, которая широко
используется в качестве инструмента
национального, международного, регионального,
городского, муниципального экономического
и социального развития. Во-вторых, как
конкретные проекты, реализуемые совместно
государственными органами и частными
компаниями на объектах государственной
и муниципальной собственности.
Термин «государственно-частное
партнерство» является устоявшимся переводом
с английского языка «public-private partnership».
При этом слово «public» переводится как
«государство», что, казалось бы, значительно
сужает суть пришедшего к нам с Запада
понятия. Однако «государство» (public) здесь
трактуется .пире, чем простая совокупность
учреждений, осуществляющих властные
функции. Оно выступает обобщающим субъектом
общественной власти, включающим все уровни
управления — федеральный (национальный),
региональный и муниципальный. Под «public»
понимается совокупность общественных
институтов, которые реализуют свои властные
полномочия, а также играют подчас неофициальную,
неформальную, но важную роль в развитии
общественных процесса. Понятие «государство»
включает также культурные, образовательные,
академические и прочие учреждения общественного
сектора.
В определении ГЧП, принятой за рубежом,
Предмет ГЧП составляют
И в этом плане государство и
Существует много различных определений
ГЧП. Наиболее общее из них дает Всемирный банк:
«ГЧП – это соглашения между
В российской литературе
последних лет приводятся различные трактовки
ГЧП, например, такая: «Государственно–
частное партнерство – это правовой механизм
согласования интересов и обеспечения
равноправия государства и бизнеса в рамках
реализации экономических проектов, направленных
на достижение целей государственного
управления» Определение стало бы более
корректным, если бы не содержало указаний
на «равноправие» государства и бизнеса,
поскольку равноправие сторон в контрактах
ГЧП является не безусловным и неоднозначно
трактуется в законодательстве и судебной
практике различных стран.
Государственно - частное
партнерство собой совокупность общественных
отношений, которые находятся на стыке
публичного и частного права и регулируются
различными отраслями права.
В системе нормативных
правовых актов, определяющих принципы
и правила взаимодействия государства
и бизнеса, следует выделить:
Конституцию Российской
Федерации как акт прямого действия (например,
принципы равенства перед законом, не
допустимости дискриминации (ст. 19), недопущение
экономической деятельности, направленной
на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию (ст. 34),
возможность заключения соглашений между
органами исполнительной власти федерального
и регионального уровня в целях передачи
полномочий с одного уровней в целях передачи
полномочий с одного уровня на другой
(ст. 78)
и т.д.);
административное законодательство, регулирующее
деятельность органов власти по реализации
государственной политики в области государственно-частного
партнерства, определяющее статус и компетенции
федеральных органов исполнительной власти
субъектов РФ в отношениях с частным партнером;
гражданское законодательство, регулирующее
отношения между партнерами при выполнении
инвестиционных соглашений;
бюджетное законодательство, регулирующее
формы и порядок финансового участия бюджетов
в проектах ГЧП;
градостроительное законодательство,
устанавливающее требования к порядку
осуществления проектирования и строительства
(реконструкции) проектного объекта;
земельное и иное законодательство, регулирующее
порядок подготовки территории строительства,
включая изъятие земельных участков для
государственных и муниципальных нужд,
изменение категории земельных участков
и т.д.;
законодательство о государственных закупках,
регулирующее порядок размещения государственных
заказов на поставку товаров, выполнение
работ и оказание услуг для государственных
(муниципальных) нужд в случае непосредственного
финансового участия органов власти в
проектах;
законодательство о тарифах;
нормативные правовые акты, регулирующие
инвестиционную деятельность и порядок
деятельности инвестиционных институтов.
Федеральное
законодательство, предметом которого
являлось бы государственно-
Государственно – частное партнерство
Каждый такой совместный
проект государства с бизнесом является временным, поскольку
создается, как правило, на определенный срок и для
1.2. Модели ГЧП
В зависимости от характера
решаемых в рамках ГЧП конкретных задач
все множество существующих и вновь возникающих
форм партнерств можно подразделить на
отдельные типы (модели).
Для задач ГЧП различают
организационные модели, модели финансирования
и кооперации.
При реализации проектов ГЧП используются
Наиболее распространенный
тип в проектах ГЧП - это концессии. Модель
финансирования представляет собой коммерческий
наем, аренда, лизинг и различные формы
финансирования. Модель кооперации это
объединение усилий партнеров, представленное
в различных формах и методах для создания
новой потребительской стоимости как
публичного блага. Обычно такая кооперация
представляет собой сложную структуру,
особенно в сфере производства.
Формы ГЧП представляют
собой:
Государственные контракты
как административный договор, составленный
между государством и частной фирмой для
осуществления особо полезных и необходимых
видов деятельности: контракты на выполнение
работ по финансированию, проектированию,
строительству, на оказание общественных
услуг, на управление, на поставку государственных
нужд, для оказания технической помощи
и т.д. Особенностью такой формы является
то, что государство не предает права собственности
частному предпринимателю. Вся деятельность
по контракту (строительство, закупка
материалов) осуществляется на средства
государства, а частный сектор выступает
подрядчиком и не имеет права произвольно
распоряжаться полученными средствами.
Интерес же частного партнера состоит
в получаемой доле в доходе и прибыли.
Однако следует заметить, что это весьма
привлекательный бизнес, т. к. кроме устойчивых
доходов, предоставляются всевозможные
льготы и некий престиж.
Аренда государственной собственности
(здания, оборудования и т. д.) и в форме
лизинга. Смысл арендных отношений заключается
в передаче частному сектору государственное
и муниципальное имущество во временное
пользование и за определенную плату.
По традиции предполагается возврат арендованного
имущества арендатору, при этом право
на распоряжение остается за государством,
но возможны исключения в виде выкупа
арендованного объекта, в специально оговоренных
случаях. Главной особенностью является
получение государством прибыли в виде
арендных платежей. В случае лизинга лизингополучатель,
т.е. частный сектор в любом случае имеет
право выкупить арендованное государственное
или муниципальное имущество.
Совместные государственно-частные предприятия.
Они создаются в основном путем акционирования
или на основе долевого участия сторон
без выпуска акций. Степень свободы частного
сектора определяется доле сторон в капитале.
Также в зависимости от такой доли распределяются
риски между участниками.
Концессии (концессионное соглашение)
- форма отношений между государством
и частным бизнесом, получающее все большее
распространение. Особенность состоит
в том, что государство, оставаясь полноправным
собственником имущества, уполномочивает
частного партнера выполнять в течение
определенного срока определенные функции,
которые оговариваются в соглашении, наделяя
его при этом соответствующими правомочиями.
Одно из них заключается в том, что он получает
исключительное право не допускать аналогичной
деятельности других лиц и самого государства.
За пользование государственной или муниципальной
собственностью концессионер вносит плату,
оговариваемые в соглашении. На выработанную
продукцию концессионер получает право
собственности. По этому соглашению концессионер
(частный партнер) обязан подчиниться
требованиям публичных интересов, оказывать
соответствующие услуги, делать их общедоступными
и устанавливать одинаковый тариф на эти
услуги. В случае обстоятельств, приносящие
угрозу обществу, государство принимает
законные меры, не прописанные в соглашении.
Соглашения о разделе продукции. Эта форма
напоминает традиционную концессию, но
все же имеет некоторые отличия. В концессии
говорится о том, что выпущенная продукция
полностью принадлежит концессионеру,
в случае такой формы частный партнер
государства имеет право только на ее
часть, которые оговариваются в специальном
соглашении.
Различают
концессии нескольких типов, но мы остановим свое
внимание на некоторых из них:
СУП, (BOT) (строительство
- управление - передача (Build, Operate, Transfer)).
Здесь инфраструктурный объект создается
за счет концессионера, который после
завершения строительства получает право
эксплуатации сооруженного объекта в
течении срока, достаточного для окупаемости
вложенных средств. После этого объект
передается государству. Частный партнер
при этом имеет право пользования, но не
собственности.
СВУП, BOOT (строительство - владение - управление
- передача (Built, Own, Operate, Transfer)). В этом случае
частный партнер получает право пользования
и право владения объектом в течение срока
действия соглашения. После этого объект
передается публичной власти.
СВУ,BOO (строительство - владение - управление
(Built, Own, Operate)). При таком раскладе созданный
объект по истечении срока действия не
передается публичной власти, а остается
в распоряжении инвестора.
ПСВУП, DBOOT (проектирование - строительство
- владение - управление - передача (Design,
Build, Own, Operate, Transfer)). Особенностью соглашений
этого типа состоит в ответственности
частного партнера не только за строительство
инфраструктурного объекта, но и за его
проектирование.
Приводя
итог вышеизложенному, можно говорить
о существенном влиянии
1.3.Эффективность взаимодействия
государства и бизнеса.
Развитие эффективных
институтов взаимодействия государства
и бизнеса является одним из важных условий
формирования эффективной экономической
политики, повышения инновационной активности,
развития экономической и социальной
инфраструктуры (выступления на семинаре
ответственного сотрудника Минэкономразвития
РФ Артема Шадрина.)
ГЧП по своей экономической
природе является результатом развития
традиционных механизмов взаимодействия
хозяйственных взаимоотношений между
государственной властью и частным сектором
в целях разработки, планирования, финансирования,
строительства и эксплуатации объектов
инфраструктуры. Таким образом, партнерство
государства и частного сектора можно
охарактеризовать как долгосрочное взаимодействие
с целью привлечения дополнительных источников
финансирования, достижения успешного
выполнения обязанностей муниципалитета.
Государственно-частное
партнерство отражает сложившиеся в мире
тенденции целенаправленного вовлечения
финансовых ресурсов и достижений современного
менеджмента из частного сектора в сферу
ответственной деятельности публичного
сектора. При этом государственно-частное
партнерство представляет собой только
одну из форм возможных взаимодействий,
имеющую свою специфическую правовую,
экономическую, социальную и т.д. базу,
свои характерные особенности, сферы приложения
и мотивацию для каждой из участвующих
сторон. Следует подчеркнуть, что существуют
и другие, альтернативные партнерству
формы взаимодействий, позволяющие достичь
аналогичных целей, поставленным участниками,
как, например, контракты, заказы и иные
договорные формы гражданско-правовых
отношений между хозяйствующими субъектами.
Но при всем возможном разнообразии любые
формы взаимодействий в своей основе и
в конечном счете призваны обеспечить
вполне определенную выгоду, эффект для
каждого из участников, лучший именно
при реализации выбранной формы взаимодействий.
При этом упомянутые эффекты могут лежать
в разных для каждого из участников областях,
иметь различную и достаточно сложную
меру и далеко не только в пространстве
финансовых показателей .
Таким образом, решение
задачи оценки и обеспечения эффективных
взаимодействий в форме партнерства государственных
и частных участников предполагает понимание,
исследование и адресное представление
сущности и характеристик двух главных
компонентов: эффективности и партнерства,
собственно феномена государственно-частного
партнерства и особенностей оценки эффективности
для такой формы взаимодействий участников.
В общем случае понятие
эффективности отражает взаимосвязь полученных
результатов (управления, производства,
сделок, взаимодействий и т.д.) и затрат,
понесенных для их достижения. Категорию
эффективности относят к понятиям критериальности
– ключевым в определениях управления
для систем любого типа. Обеспечение эффективности
- одна из важнейших проблем в исследованиях
и разработках систем управления, в том
числе для предоставления предусмотренных
обязательствами государства услуг населению,
управления объектами государственной
собственности, развития инфраструктуры
и реализации соответствующих инвестиционных
проектов. Все названное необходимо делать
определенно лучшим образом и, в частности,
эффективно, в смысле возможно более лучшего
соотношения производимых затрат и достигаемых
результатов. Критериальность как требование
управлять именно лучшим образом может
проявляться в различных формах. Результаты
и затраты могут носить сложный, многомерный
характер, в самых разнообразных пространствах
количественных и качественных показателей.
И лишь в нечастых случаях, когда измерение
затрат и результатов удается проводить
в единообразном пространстве финансовых
показателей (к чему, однако, большинство
исследователей и практиков как раз настойчиво
стремится), проблема эффективности получает
ясное толкование типа рентабельности
и чистого приведенного дохода. В то же
время, в контексте выявления лучших управлений
в различных областях деятельности и применительно
к различным условиям и постановкам задач
используют более широкий круг толкований
критериальности. В их числе: результативность
и качество управления. А для отдельных
видов социально-экономических, производственно-
В целом же, к настоящему
времени, несмотря на определенное доминирование
критериев финансово-
Вместе с тем, конструктивным
из рассмотренного является понимание
того, что оценка эффективности партнерских
отношений и проектов государственно-частного
партнерства в социально-