Государственное регулирование цен на товарном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Проблемы, связанные с экономической ролью государства в регулировании цен особенно актуальны в современной рыночной экономике.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования ценообразования на товарном рынке в условиях современной экономики. В ходе работы рассматриваются следующие вопросы: цели государственного регулирования цен и тарифов, формы и методы государственного регулирования цен, государственное регулирование ценообразования в России.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и функции цены, задачи ценообразования 6
2. Роль государства в ценообразовании 12
3. Формы государственного регулирования цен и тарифов 17
3.1 Методы регулирования цен государством 20
3.2 Методы государственного регулирования цен в России 24
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

1120706(8)кур.р.Гос.регулирование цен - копия.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное 

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный  университет»

 

 

 

 

Факультет экономики  и управления

 

 

Кафедра «Экономическая теория и национальная экономика»

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» 

Тема №25 : Государственное регулирование цен на товарном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Выполнил:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011 г.

 

 

 

         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

 

Факультет экономики и управления

Кафедра «Экономическая теория и национальная экономика»

План курсовой работы

 

Введение 4

1. Понятие и функции цены, задачи ценообразования 6

2. Роль государства в ценообразовании 12

3. Формы государственного регулирования цен и тарифов 17

3.1 Методы регулирования цен государством 20

3.2 Методы государственного регулирования цен в России 24

Заключение 29

Список используемой литературы 31

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В любых условиях фирма не может позволить себе одного - устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования. Существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, невыгодно, прежде всего, производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Тем не менее, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Саморегулирование –  не стихийный процесс: это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты.

Государственное регулирование  цен – попытка с помощью  законодательных, административных и  бюджетно-финансовых мер воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и/или антиинфляционный характер.

Проблемы, связанные с экономической ролью государства в регулировании цен особенно актуальны в современной рыночной экономике.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических  аспектов государственного регулирования  ценообразования на товарном рынке в условиях современной экономики. В ходе работы рассматриваются следующие вопросы: цели государственного регулирования цен и тарифов, формы и методы государственного регулирования цен, государственное регулирование ценообразования в России.

В курсовой работе использованы материалы учебной литературы и интернет ресурсы.

 

1. Понятие и функции  цены, задачи ценообразования

Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется  формулировка: цена есть денежное выражение  стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

В силу того, что теоретическое  толкование цены в настоящее время  остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. [2]

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических понятий и взаимосвязь с этими категориями. В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:

    • учетно-измерительная;
    • регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);
    • стимулирующая;
    • перераспределительная.

Учетно-измерительная  функция – отражает возможность  использования цены для измерения  результатов и стоимостного учета  различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как  денежное выражение признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Цена является носителем  важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт (ВНП), валовый региональный продукт (ВРП), объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.п.). Цена также участвует в расчете таких показателей финансового анализа как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.[1]

Цена может существенно  отклоняться от себестоимости. Особенностью рыночной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, топовым товарам, учет в имиджа в  ценах на товары, услуги компаний.

Согласно части 1 ст. 40 НК РФ налоговым органам дано право  контролировать правильность цен при  товарообменных операциях.

Регулирующая функция  или функция сбалансирования  спроса и предложения – через  цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

В условиях рыночной экономики  не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится максимально сократить затраты на производство товаров, работ и услуг (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов и т.п.) [4]

Стимулирующая функция  цены проявляется через ее воздействие  на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника  стремятся к достижению наилучших  результатов. Для продавца – это  получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов. На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают влияние следующие факторы:

  • уровень цены (различные цены на ликероводочную продукцию, производимую на территории РФ и на ввозимую; цена труда – заработная плата в сельском хозяйстве составляла в 2005 г. 18% от заработной платы в топливной промышленности);
  • уровень рентабельности (переток капитала – капитал стремится в отрасли с повышенной рентабельностью, высокий уровень рентабельности обеспечивает инвестиционную привлекательность и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики);
  • таможенные пошлины – высокие пошлины как мера защиты отечественного производителя. [6]

На потребителя стимулирующее  или сдерживающее воздействие цен  может проявляться через:

      • уровень цены;
      • надбавки и скидки к цене;
      • акцизы;
      • дифференцированное ценообразование;
      • продажа товаров в кредит и т.п.

Перераспределительная функция цен означает, что с  помощью цены осуществляется перераспределение  вновь созданной стоимости между  отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными  группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Способы перераспределения  доходов с помощью цены:

Соотношение цен на различные  виды продукции. К примеру цены на ГСМ и энергию повышаются намного  быстрее, чем цены в целом по экономике, а закупочные цены в сельском хозяйстве – более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей ГСМ и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольном перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.

Включение и (или) невключение  в цену налогов (НДС – пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз – на отдельные товары –  ювелирные изделия, табачные, виноводочные). [11]

Установление различных  цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике для промышленных потребителей и населения, подписка – физические и юридические лица, газ для бытовых нужд – городское и сельское население).

Особенно наглядно эта  функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен доходность в отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение доходов через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.

Государство может использовать перераспределительную функцию  цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.

Между различными функциями  цены имеется взаимосвязь, которая  бывает как взаимодополняющей, так  и противоречивой.

Учетная функция вступает в противоречие со всеми прочими  функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований. [9]

Следует отметить, что, во-первых, цена экономическая категория, существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.

В условиях становления  рыночных отношений в России вопрос ценообразования очень актуален. С одной стороны, предприятие  в цену товара должно включать затраты  на производство и реализацию продукции, с другой определенную прибыль.

Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного  воспроизводства теми темпами и  пропорциями, которые соответствуют  требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Эта проблема решается в единстве макро- и микроуровней экономики, ибо предполагает реализацию экономических интересов всех участников воспроизводства.

Рассматривая методологию  ценообразования, необходимо обратить внимание на сочетание элементов рыночной и регулируемой государством экономики. Хотя окончательная цена определяется рынком, на каждом предприятии проводятся тщательные расчеты предполагаемой или первоначальной цены, которая может совпасть или не сравняться с рыночной.

В понятие "ценообразование" входит совокупность организационных  и методологических мер по определению  цен на товары, вступающие после  их производства в сферу обращения. Следует обратить внимание на сложность  процесса ценообразования, поскольку в нем участвует большое количество торговых и торгово-посреднических организаций на всем пути товара от производителя к потребителю.

Процесс ценообразования  прежде всего характеризуется конкретизацией задач: [8]

- Получение максимальной прибыли. Многие предприниматели хотели бы установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. В реализации данной цели ориентируются на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех других элементов маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей деятельностью государства;

- Максимальное расширение оборота. Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт производится корпоративно и сложно определить всю структуру и функции издержек. Здесь же важно оценить спрос. Реализовать данную цель можно посредством установления процента комиссионных от объема сбыта.

Информация о работе Государственное регулирование цен на товарном рынке