Государственное регулирование цен на товарном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Проблемы, связанные с экономической ролью государства в регулировании цен особенно актуальны в современной рыночной экономике.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования ценообразования на товарном рынке в условиях современной экономики. В ходе работы рассматриваются следующие вопросы: цели государственного регулирования цен и тарифов, формы и методы государственного регулирования цен, государственное регулирование ценообразования в России.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и функции цены, задачи ценообразования 6
2. Роль государства в ценообразовании 12
3. Формы государственного регулирования цен и тарифов 17
3.1 Методы регулирования цен государством 20
3.2 Методы государственного регулирования цен в России 24
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

1120706(8)кур.р.Гос.регулирование цен - копия.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

К нарушениям государственной  дисциплины цен, в частности, относятся:

завышение государственных  регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;

завышение установленных  надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также  непредставление установленных скидок;

применение свободных  оптовых цен, тарифов, наценок и  надбавок, не согласованных с потребителями  в установленном порядке; завышение  цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических  недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.

Контроль за соблюдением  государственной дисциплины цен  во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке. [4]

Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной  дисциплины цен и получившее в  результате этого излишние суммы, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей без уплаты штрафа независимо от финансового состояния предприятия. При этом обязательным является одновременное снижение цены на продукцию, товары, услуги данного предприятия.

Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в  доход бюджета, определяются как  разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и  услуг по завышенным ценам и тарифам  и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством. Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности, изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам продукции, товаров и услуг. Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность. [16]

Государство в своей  регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.

Взаимодействие между  частномонополистическим и государственным  регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, необходимых для дальнейшего экономического развития.

В последние годы государственное  регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах: [15]

1. Выплата отдельным  производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок».

2. Установление для  производителей, оптовых и розничных  организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.

3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.

4. Установление твердых  фиксированных цен.

5. Установление для  предприятий-монополистов предельных  цен.

6. Ограничение уровня  рентабельности предприятий-немонополистов.

7. Установление сельскохозяйственным  предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет.

8. Установление предельного  уровня торговых надбавок к  отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.

9. Установление коэффициентов  повышения цен с целью сдерживания их роста.

10. Рекомендации по  применению единой номенклатуры  издержек производства и обращения,  а также единого порядка формирования  финансовых результатов, имеющих юридическую силу.

11. Декларирование повышения  свободных цен.

Применение свободных  цен находится под контролем  со стороны государства. Речь, в первую очередь, идет об антимонопольном контроле за хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Налоговые органы осуществляют контроль за применением свободных цен в целях налогообложения. При этом, пока не доказано обратное, предполагается, что цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен.

 

 

Заключение

Государственное регулирование  в области ценообразования относится к экономическим формам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Вместе с тем в данной сфере регулирования имеют место и некоторые организационные элементы, несмотря на то, что государственная ценовая политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования.

Исследовав теорию государственного регулирования цен и тарифов, можно сделать следующие выводы:

  • система цен и тарифов в современной экономике очень сложна. И классифицируются цены по разным признакам. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением);
  • воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы.

Из опыта государственного регулирования цен в России за последние годы можно сделать следующие выводы.

1. С самого начала  либерализации цен отсутствовало  четкое представление о целях и методах регулирования рыночного ценообразования.

2. Государственное воздействие  на цены носило противоречивый  характер: с одной стороны, оно  было направлено на сдерживание инфляции, с другой – налоговая политика активно использовала перераспределительную функцию цены в интересах госбюджета. Не исключено, что второй метод использовался более активно.

3. Учитывая невозможность  создания в ближайшие годы  конкурентного рынка, отказ государства от усиления регулирования цен означает развитие стихийного ценообразования, заключающего в себе возможность роста инфляции по сравнению с регулируемым рынком, предполагающим сочетание прямых административных методов регулирования цен с косвенными, т.е. экономическими.  

Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к увеличению затрат и росту издержек, понижению качества товаров, в результате чего объемы производства и инвестиционная активность снижались, а налоговые поступления сокращались. 

Применение административного  регулирования цен и тарифов  возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, железнодорожный транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно. 

Именно поэтому в  названных отраслях имеются многочисленные нарушения установленного порядка ценообразования, завышения затрат, включение в цены и тарифы необоснованных издержек. Темпы роста цен и тарифов этих отраслей значительно превышают темпы роста цен на промышленную продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. Н.А. Волчика и В.И. Кушлина – М.: «ЭКОНОМИКА», 2000г, 125 c.
  2. Салимжанова И.К. Цены и ценообразование под ред. И.К. Салимжанова - М.: Проспект, 2001г, 354с.
  3. Ценообразование и налогообложение / под ред. И.К. Салимжанова – М.: Проспект, 2003г.
  4. Микроэкономика: Учебник для вузов, (под ред. Яковлевой Е.Б.) Изд. 4-е/ 5-е/ 6-е СПб: Поиск, 2003 г.
  5. Сажина, М.А. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – 456 с.
  6. Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я, Иохин. – М.: Юристъ, 2005. – 861 с.
  7. Сидорович, А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие / А.В. Сидорович. – М.: Дело и сервис, 2005. – 832 с.
  8. Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов. 2-е изд. – М., 2007. – 544 с.
  9. Бункина М.К,.Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие.. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 2008.
  10. Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2008
  11. Николаева, Т.Е. Проблемы использования регулируемых цен в практике российских предприятий / Т.Е. Николаева // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. - №4
  12. Об основах ценовой политики Российской Федерации. Цапелик В.Е. [электронный ресурс] режим доступа http://www.fdp.ru
  13. Государственное регулирование ценообразования в естественных монополиях: проблемы и пути их решения [электронный ресурс] режим доступа   http://www.mibif.ru
  14. Основы государственного регулирования цен [электронный ресурс] режим доступа http://pricinginfo.ru/publ/gosregulirovanie
  15. Ценовая стратегия в условиях рынка [электронный ресурс] режим доступа http://www.managment.aaanet.ru/management/strategia-cenoobrazovania.php
  16. Формы прямого государственного вмешательства в процесс ценообразования рынка [электронный ресурс] режим доступа http://www.be5.biz/ekonomika/c001

Информация о работе Государственное регулирование цен на товарном рынке