Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:53, курсовая работа
Цель написания курсовой работы — сформировать целостное представление о теоретических основах государственного регулирования экономики: ее целях и методах.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- дать понятие государственного регулирования экономики;
- раскрыть механизм государственного регулирования экономики, для чего обратиться к характеристике субъектов, объектов, механизма и целей государственного регулирования экономики;
- рассмотреть понятие и классификации методов государственного регулирования экономики;
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая — с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, социальная сфера, решение экологических проблем и т.д.
Фискальная политика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.
Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.
Любое государство проводит
определенную социальную политику. Функцию
перераспределения доходов
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.
По мнению ВЛ. Орешина, к функциям, выполняемым государством, относятся прежде всего следующие [9; с. 48]:
— создание правовой основы функционирования экономики, ее регулирование;
— антимонопольное регулирование;
— проведение политики макроэкономической стабилизации;
— воздействие на размещение ресурсов;
— деятельность в сфере распределения доходов;
— деятельность государства как субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Следует рассмотреть эти функции государства.
Прежде всего на государстве лежит ответственность за суть законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением: «Современное государство - это регуляционное государство. Практика показала, что общество нуждается в его регулирующем воздействии, прежде всего путем принятия законодательства, устанавливающего порядок поведения в обществе, а также путем организационных мер. Без этого может наступить хаос» [14; с. 14].
Законодательная база — это свод правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которые обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты — производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их отношения между собой и с государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г.
Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.
Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение; конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса [5; с. 16 - 17].
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Другое, не менее важное
направление деятельности государства
в условиях рыночной экономики —
это макроэкономическая стабилизация.
Ее можно определить как деятельность правительства, направленная
на обеспечение экономического роста,
занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи — фискальная и денежная политика. Многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе сбалансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.
Для проведения политики
стабилизации необходимо увеличивать
государственные расходы и
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких, как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг (например, льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования). Оно может брать на себя полностью или частично производство общественных благ.
В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями этих товаров, т.е. в цене такой продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты, например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но у государства находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, необходимые для развития рыночной экономики.
Значительный вес в
государственной собственности
составляют смешанные корпорации, где
государственное участие в
Источником формирования
государственной собственности
выступают национализация и собственно
государственное
Национализация крупных предприятий, железных дорог, некоторых банков имела место в Великобритании, Франции, других развитых странах, во многих развивающихся странах. Национализировались целые отрасли (например, электроэнергетическая промышленность в Италии). Проводилась земельная реформа, отчуждались земельные угодья некоторых крупных и не только крупных собственников (в Японии, например, как правило, более 3 га). Однако государство устанавливает правила законности национализации. Она должна осуществляться после принятия надлежащего закона парламентом, а не по актам главы государства или исполнительной власти (лишение отдельных лиц их собственности в определенных ситуациях возможно только по решению суда, но это не является национализацией в точном смысле слова).
В настоящее время национализация проводится только возмездно, причем, как правило, компенсация должна быть предварительной (до отчуждения имущества). Все споры о размерах компенсации решаются только судом. Вместе с тем объекты собственности могут быть дифференцированы законами государства. Некоторые объекты могут находиться только в государственной собственности. Это полезные ископаемые (Йемен); в Кувейте, Иране, ОАЭ - нефтяные месторождения и нефтедобывающие компании (это не относится к компаниям по обслуживанию), в Эфиопии, а также в странах авторитарного социализма государственной собственностью является вся земля; точно так же нет частной собственности на землю в Израиле, Нидерландах [8; с. 66].
Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги), является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяют организовывать работу сфер инфраструктуры и на уровне частных хозяйств.