Государственное регулирование экономик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы — сформировать целостное представление о теоретических основах государственного регулирования экономики: ее целях и методах.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- дать понятие государственного регулирования экономики;
- раскрыть механизм государственного регулирования экономики, для чего обратиться к характеристике субъектов, объектов, механизма и целей государственного регулирования экономики;
- рассмотреть понятие и классификации методов государственного регулирования экономики;

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Государственное предпринимательство  является сферой столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации.

В условиях глобализации, определяя содержание экономической функции национального государства, весьма важным представляется не допускать крайностей в отношениях государства с экономикой, определить разумные правовые пределы государственного вмешательства в экономику, обусловленные «балансом интересов государства и хозяйствующих субъектов», взять на вооружение такие методы и подходы к регулированию экономики, которые «не просто соответствуют меняющимся потребностям экономики и общества, но и отвечают реальным возможностям страны» [2; с. 97].

 Как показывает рыночный опыт высокоразвитых в этом отношении стран, где в условиях глобализации происходит, как отмечают исследователи, не свертывание экономической роли государства, вопреки предсказаниям сторонников неолиберальной концепции, а «смена акцентов экономической деятельности, изменение хозяйственных функций государства, активизация его участия в борьбе за обеспечение для страны более выгодной ниши в мирохозяйственной системе» [2; с. 98], - в этих условиях наиболее оптимальным и оправданным подходом к решению проблем взаимодействия государства и экономики был бы такой подход, который позволял бы государству органически сочетать административные методы руководства экономикой с «чисто» рыночными, экономическими методами.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе показано, что государственное регулирование экономики — это деятельность органов власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов. Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Роль государства по отношению к экономической системе проявляется прежде всего на макроуровне и состоит в обеспечении условий ее жизнедеятельности, стабильного и эффективного развития национального хозяйства. Государство обеспечивает в обществе упорядоченность политическую, правовую, экономическую и социальную путем управления сложным многообразием общественных связей.

Содержание государственного регулирования экономики охватывает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: перераспределение ресурсов, общественное производство и финансовая система.

Необходимость включения  государства в экономический  процесс определяется следующими факторами:

1) необходимостью обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе;

2) обеспечением долговременности интересов населения;

3) поддержанием баланса  социально-экономических интересов различных групп населения в стране;

4) обеспечением единства  и целостности территориального пространства страны.

Осуществление государством регулирующей функции связано с необходимостью решать такие экономические задачи, которые требуют коллективного усилия и не могут быть peaлизованы при помощи рыночного механизма. Таким образом, государство в современной экономике призвано не подменять рыночные механизмы, а участвовать в решении тех проблем, которые не удается успешно решать на основе добровольного обмена между независимыми друг от друга рыночными субъектами. Эти проблемы можно разделить на два типа. К первому относится достижение улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму — перераспределение ресурсов, доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости. Процесс перераспределения предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связан с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в такого рода конфликтах.

Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, наличия внешних эффектов, неполноты информации (информационная асимметрия).

Исходя из макроэкономической роли государства, можно определить следующие направления его экономической  деятельности.

1.  Производство общественных товаров для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

2.  Социальная поддержка  населения путем перераспределения доходов и материальных благ.

3.  Непрерывное совершенствование  экономической системы в целях  эффективного ее функционирования.

5. Регулирование и  стабилизация экономического роста.

Механизм государственного регулирования представляет собой систему форм, методов и инструментов, с помощью которых оно воздействует на поведение хозяйствующих субъектов.

Формы государственного регулирования — это совокупность экономических, правовых и административных мер, а также прогнозирование экономического развития и регулирование внешнеэкономической деятельности. Можно выделить следующие формы государственного регулирования:

— законодательная форма регулирования регламентирует деятельность производителей;

— налоговая и кредитная формы предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства: изменяя налоговые ставки и льготы, государство воздействует на сокращение и расширение производства (инвестиции), при изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства;

— субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям или предприятиям.

Названные формы отражают потенциальные возможности государства  по регулированию экономики. Реальностью  они становятся тогда, когда реализуются в конкретных методах и инструментах.

Методы государственного регулирования условно можно разделить на административные и экономические (прямые и косвенные).

Административное регулирование  экономики осуществляется с помощью таких мер, как контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетной ставкой процента, лицензирование, квотирование и т. д. Они опираются на экономические интересы и стимулы хозяйствующих субъектов, но носят принудительный характер (это прямой государственный контроль над ценами, заработной платой, инвестициями, посредством различных правовых и директивных актов).

Прямое экономическое  регулирование используется в управлении предприятиями государственной и муниципальной собственности в целях непосредственного воздействия на производство.   

Косвенное экономическое  регулирование применяется по отношению к частному сектору и выражается в налоговой, бюджетной, денежной, финансово-кредитной политике. Объектом косвенного воздействия являются непосредственно хозяйствующие субъекты, их интересы и стимулы, а через них — непосредственно производство.

Государство организует и упорядочивает рынок, как и  всю экономику в целом. Оно  устанавливает и обеспечивает соблюдение рыночного порядка. Государственный механизм регулирования действует по отношению к рынку как внешняя сила, как механизм организации.

Границы государственного вмешательства в систему рынка:

• минимальные границы — это необходимая степень регулирования рынка государством. На этом уровне оно решает первоочередные проблемы — организацию денежного обращения в стране или производство общественных товаров, устранение негативного воздействия внешних факторов;

• максимальные границы — это допустимая степень вмешательства государства в функционирование экономики. На этом уровне государством решаются проблемы, которые рынок решить не в состоянии — перераспределение доходов между различными слоями общества, обеспечение оптимального уровня занятости и снижение инфляции, ограничение монополизма, развитие фундаментальных исследований, охрана окружающей среды, образование, здравоохранение и т. д.

Применяемая в современной  России система государственного регулирования  носит переходный и незавершенный  характер. Ход реформ показал невозможность  эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам социально-экономической системы. Чем менее развита страна, тем больше пользы должно принести государственное вмешательство, регулирующее рынок и корректирующее его несовершенство. Но по мере экономического прогресса, когда повышается эффективность рыночных регуляторов, одновременно растет и способность органов государственного регулирования устранять несовершенства рынка и решать другие проблемы (например, регулировать вновь созданные рынки).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - М.: Издание Государственной Думы РФ, 2003. – 820 с.
  2. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В.П. Колесова. М.: Экономика, 2002. – 456 с.
  3. Голубцов В.Г. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации // Законодательство и экономика. 2005.  № 3. С. 26 – 44.
  4. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. – М.: Экзамен, 2006. – 398 с.
  5. Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства //  Законодательство и экономика. 2004. № 1. С. 16 – 17.
  6. Максимов В.А. Свобода экономической деятельности и государственное регулирование // Гражданин и право. 2007. № 5. С. 11 – 21.
  7. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 414 с.
  8. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. - М.: Юрид. лит., 1998. – 366 с.
  9. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономика, 2001. – 272 с.
  10. Осадчая И. Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 1. С. 138 – 142.
  11. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: НОРМА, 2009. – 654 с.
  12. Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономические отношения, 2008. – 432 с.
  13. Фомишин С.В., Мочерний С.В. Экономическая теория. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 514 с.
  14. Чиркин В.Е. Государство и общество // Гражданин и право. 2007. № 4. С. 10 – 19.
  15. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2007. – 678 с.
  16. Эльянов А. Место и роль государства в экономическом развитии. Опыт развивающихся стран и Россия  // Общество  и экономика. 2006. № 12. С. 14 – 22.
  17. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. 2002. № 7.  С. 12 – 15.

Информация о работе Государственное регулирование экономик