Государственное регулирование экономики и его место в различных экономических школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Тема моей работы актуальна на сегодняшний день и интересна с исторической точки зрения. Проблема государственного вмешательства в экономику, на мой взгляд, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же централизованная. В централизованной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….......................3
Глава I. Государственное регулирование экономики………………………….....4
Глава II. Место государственного регулирования в концепциях экономических учений. Школы экономической мысли………………………………………….....7
Заключение…………………….…………………………………………….……...23
Список использованной литературы………………………….………….……….25

Файлы: 1 файл

Курсовая защищенная.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

российский государственный 
торгово-экономический университет

Факультет   
Курс  
Группа ____________

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория» на тему № 62:

Государственное регулирование экономики  и его место в различных  экономических школах

 

 

Работу  выполнила: 
студентка 

Научный руководитель: 

 

 

 

Москва 2010

Оглавление:

Введение……………………………………………………………….......................3

Глава I. Государственное регулирование экономики………………………….....4

Глава II. Место государственного регулирования в концепциях экономических учений. Школы экономической мысли………………………………………….....7

Заключение…………………….…………………………………………….……...23

Список использованной литературы………………………….………….……….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема моей работы актуальна на сегодняшний  день и интересна с исторической точки зрения. Проблема государственного вмешательства в экономику, на мой взгляд, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же централизованная. В централизованной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность.

Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве приходится постоянно корректировать оптимальную меру вмешательства государства в экономические процессы. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в централизованной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики – форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха “государственно-монополистического капитализма”. Её практика подтолкнула к идее “государственного социализма” – попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению “административно-командной экономики”.

Современная экономика, преодолев  крайности альтернативного социального состояния (или “капитализм”, или “социализм”), является “социально-рыночной” (смешанной). Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную эффективность. [1]

Государство в рыночной экономике  вынуждено выступать в качестве экономического агента, но оно имеет  некоторые особенности: государству  принадлежит регулирующая роль, оно отличается внерыночным происхождением дохода и обладает императивным статусом, то есть его требования являются обязательными для всех остальных экономических агентов.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов. История  экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись.[3]

Умелое государственное  регулирование позволяет ликвидировать  те “провалы”, которые невозможно восполнить, используя исключительно  рыночный механизм. Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, будто  все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и  фиаско государства (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования. [2]

Многие страны, формирующие  рыночную экономику, в большей или  меньшей степени стараются использовать различные методы регулирования  экономики.  Государству в целях  создания благоприятных условий  для устойчивого роста экономики и повышения ее конкурентоспособности, необходимо создавать специальные институты (структуры) и вводить эффективные механизмы регулирования экономических процессов. Их основная функция состоит в том, чтобы выравнивать условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, сглаживать диспропорции в распределении валового внутреннего продукта, стимулировать развитие эффективной общественно-полезной деятельности, заботиться о защите природы, ресурсосбережении, приоритете социального развития экономики.  В изучении экономической теории, динамическое рыночное равновесие неустойчиво, что создает необходимость прямого и косвенного вмешательства государства в экономические процессы.  Чрезмерное вмешательство государства в экономические процессы, использование малоэффективных механизмов экономического регулирования может привести к снижению деловой активности товаропроизводителей, распространению сферы "теневой" экономики, коррупции и других негативных явлений. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Место государственного регулирования в концепциях экономических учений. Школы экономической мысли

Государственное регулирование экономики  имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.

Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что  они нашли исчерпывающий ответ  на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.

 В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. признавалось государственное регулирование экономики. Однако оно распространялось только на такие отрасли экономики, как торговля и промышленность.

В 1615 г. француз А. Де Монкретьен опубликовал «Трактат о политической экономии». Таким образом А. Де Монкретьен ввел существенно новый термин – «политическая экономия». В своей работе автор давал советы королю Франции для проведения выгодной экономической политики, которая позволила бы нажить богатство для государства. Работа А. Де Монкретьена явилась предпосылкой к появлению в начале 17 века во Франции, в Англии и в Испании такого экономического течения, как «меркантилизм».

Меркантилизм.

Первые камни в фундамент  новой отрасли общественного  знания заложили меркантилисты. Меркантилисты –( от итальянского mercante) – купец, торговец – сторонники сильной власти.

Меркантилизм – это и экономическая концепция, и сфера экономической политики, возникшая в эпоху великих географических открытий, развития торгового капитала. Самыми яркими представителями меркантилистов стали Т. Ман в Англии и Ж.-Б. Кольбер во Франции. Меркантилисты, как и А. Де Монкретьен, искали ответ на вопрос о том, какой должна быть государственная политика, чтобы богатство страны увеличивалось.  Главным критерием богатства в то время считалось наличие золота и серебра, поэтому государство должно было запретить вывоз драгоценных металлов за границу, а также ввоз в страну товаров, которые нужно обменивать на драгоценные металлы. В то же время государство должно было поощрять производство и вывоз за границу для продажи как можно большего числа товаров, которые потом возвращались бы в страну в виде золота и серебра.

Условием роста богатства нации  считали не только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. Меркантилисты 17 века -  писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере.

Имеет место известное  различие во взглядах между представителями раннего (XV–XVI вв.) и позднего (XVII в.) меркантилизма.

Первая, ранняя форма меркантилизма  сосредоточивала усилия политики на привлечении в страну денег, золота, серебра (политика денежного баланса). В дальнейшем взгляды становятся более конструктивными. Поздний меркантилизм обосновывает более гибкую политику. Его представители выступают за развитие производства, особенно экспортных отраслей, обосновывают необходимость положительного торгового баланса.

Меркантилисты подчёркивали исключительную роль государства в  экономике, как основной институт, способный управлять всеми экономическими процессами. По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». [2,5]

 

 

Школа физиократов.

Физиократия (от греч. physis – природа, kratos – власть) означает власть природы. Так именовали школу французских экономистов, основная идея которых заключалась в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство. Только там происходит увеличение богатства, приращение материи.

Физиократы были не согласны с концепциями меркантилистов. Они  считали, что естественными законами управляет принцип естественного порядка. Эти законы имеют место в природе, действуют в живом организме, в мире животных. Основа естественного порядка – уважение права собственности и власти.

В условиях естественного  порядка особую роль играет земля. Земля  способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый  продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента».              

В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы делили все общество на производительный класс (земледельцы), непроизводительные классы (ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников. Доходы, получаемые собственниками земли, это вознаграждение за их прошлые затраты – освоение и улучшение земельных угодий.

К школе физиократов относят  Анн Роберта Тюрго, Пьера Буагильбера, Франсуа Кенэ – автора знаменитой «Экономической таблицы». Заслуга Ф. Кенэ в том, что он создал первую макроэкономическую картину взаимосвязи трех основных классов (отраслей). В «Экономической таблице» он представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабе всего общества. Идея Кенэ позже получила развитие в схемах воспроизводства, принципах исчисления общественного продукта, в моделях народнохозяйственного баланса.[5]

         Именно физиократы выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая  школа.

По мере развития рыночных отношений взгляды на государственное  регулирование экономики изменились. Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа.

 Классическая экономическая  теория зародилась в период  интенсивного развития рыночных  отношений в производственной  сфере. Начало  формирования классической школы положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать. Т.е. первые представители классической школы также как и меркантилисты выступали за активную протекционистскую роль государства, но в производственной сфере.

Информация о работе Государственное регулирование экономики и его место в различных экономических школах