Государственное регулирование экономики и его место в различных экономических школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Тема моей работы актуальна на сегодняшний день и интересна с исторической точки зрения. Проблема государственного вмешательства в экономику, на мой взгляд, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же централизованная. В централизованной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….......................3
Глава I. Государственное регулирование экономики………………………….....4
Глава II. Место государственного регулирования в концепциях экономических учений. Школы экономической мысли………………………………………….....7
Заключение…………………….…………………………………………….……...23
Список использованной литературы………………………….………….……….25

Файлы: 1 файл

Курсовая защищенная.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

С переходом от частной  к общественной собственности достигается  в значительной степени равномерное  участие всех трудоспособных в создании общественного продукта. При распределении общественного продукта участники производства не вправе претендовать на получение «полного неурезанного продукта труда».[1,5]

Кейнсианская теория

Важный этап в теоретическом  осознании роли государства в  экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Современная экономическая теория так или иначе связана с теорией и методологией Кейнса. Она не может игнорировать широкую трактовку предмета экономической науки, влияние на процессы экономического развития многообразных условий и факторов.

 Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в работе "Общая теория занятости, процента и денег" — (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на государственное регулирование экономики — кейнсианства. Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. Экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что именно она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

В работе «Общая теория занятости, процента и денег» Джон Кейнс сосредоточивает внимание на недостаточной эффективности потребительского спроса. Именно спрос, по его мнению, играет определяющую роль в стимулировании и развитии производства. Кейнс показал несостоятельность закона Сэя, согласно которому производство само формирует доходы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Спрос, определяемый уровнем доходов, отстает от динамики доходов. И если спрос меньше производимого продукта (и предложения), то часть продукции не находит сбыта. Возникает общее перепроизводство. Основные компоненты совокупного спроса: потребление, инвестиции и государственные расходы. Основные факторы, воздействующие на совокупный спрос: склонность к потреблению, ожидаемая прибыльность капиталовложений, предпочтение ликвидности. Теорию Кейнса называют теорией эффективного спроса, выделяя тем самым главную идею. А она состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг, повысить уровень занятости. Задача государства состоит в том, чтобы, используя определенные рычаги, добиться увеличения платежеспособного спроса, что должно послужить основой экономического развития. [6]

Вопреки мнению неоклассиков Кейнс утверждал, что цены не являются гибкими регуляторами рыночного хозяйства. Цены относительно консервативны. О ситуации на рынке судят не по динамике цен, а прежде всего по наличию товарных запасов, по динамике потребительского спроса. Что касается рынка труда, то здесь цены (номинальная заработная плата) плохо выполняют роль регулятора спроса и предложения рабочей силы. При падении спроса на рабочую силу цены, как правило, не снижаются. В отличие от классиков, для которых стремление к сбережению есть позитивный фактор, Кейнс приходит к иному выводу: рост сбережений может препятствовать экономическому росту. Дело в том, что динамика сбережений и динамика инвестиций зависят от различных факторов: сбережения – от роста дохода, инвестиции – от уровня процентной ставки и ожидаемой прибыльности капиталовложений.  Кейнс показал, что рост сбережений не равнозначен росту инвестиций. Более того, при известных условиях рост сбережений может вести не к росту, а к уменьшению объема инвестиций. В результате рыночный «автоматизм» не срабатывает, равновесие не восстанавливается. Для достижения соответствия между основными параметрами рынка необходимо участие внешних факторов, вмешательство государства. [5,9]

Заслуга Кейнса в том, что он разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Кейнсианской теорией занятости отвергается положение о том, что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции. Субъекты сбережений и инвесторы - это разные группы населения. В условиях здоровой экономики население сберегает значительные суммы во время ее процветания. При этом по собственной инициативе. Корпорации и фирмы, располагая сбережениями в виде нераспределенных прибылей, принимают инвестиционные решения исходя из: а) ожидаемой нормы чистой прибыли и б) реальной ставки процента. Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен и заработной платы[8,11].

Достоинством кейнсианской школы является выработка основ теории макроэкономического регулирования и создание на этой основе социально-экономической системы государства “всеобщего благосостояния”, что выражалось в достаточно стабильном экономическом росте, отсутствии серьезных экономических кризисов, постоянном повышении уровня жизни основной части населения, создания системы всеобъемлющих социальных гарантий.

Современные кейнсианцы стоят на позициях активного использования стабилизационной политики государства для сокращения высоких издержек, порождаемых высокой безработицей или инфляцией.

Монетаризм 

Монетаризм (англ. money — деньги; monetari — денежный).  Во второй половине 70-х  и в начале 80-х гг. шел интенсивный поиск новых подходов к государственному регулированию экономики. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности.

Как школа в экономической  науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (чикагская школа) "Контрреволюция в монетарной теории" — 1970 г., "Деньги и экономический рост" — 1973 г.

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием.

Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на "стабильном спросе на деньги", т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен. Монетаристы отводят при этом важную роль Центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег. Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно-кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.

Рыночная система, если она  не подвергается государственному вмешательству, считают они, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным и даже вредным для индивидуальной инициативы; оно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше.

              Таковы различные взгляды на  экономическую роль государства.  При всей их противоречивости  и несовпадении можно определенно  отметить: различия касаются форм  и доли государственного вмешательства  в экономику. Современный рынок  невозможен без вмешательства  государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную  точку зрения, полагая, что рынок  сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных  экономических учений преобладает  убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного  механизма. По большей части экономические  школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства.

Общество устроено таким образом, что принуждение в известной  мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.

На формирование и развитие экономических теорий воздействуют : труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика; взаимовлияние национальных школ; развитие смежных разделов экономической науки – статистики, математики, демографии, социологии и др.; совершенствование методов научного исследования; расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической науки; взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.

Экономические школы и  теории так или иначе отражают сложность и противоречивость хозяйственной практики. Они, эти школы и теории, развиваются, переживают периоды популярности, эволюции, трансформации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Новиков М. В. Основы государственного регулирования экономики. Учебное пособие. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2001. – 212 с
  2. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 592 с.
  3. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства: Статья/ С.Р. Мартиросян, Академия управления «ТИСБИ»
  4. Расулев А. Государственное регулирование экономики и мировой финансовый кризис/ А. Расулев, С.Воронин // Общество и экономика. - 2009. - N 1
  5. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства: Статья/ С.Р. Мартиросян, Академия управления «ТИСБИ»
  6. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно – методическое пособие. – М, Юрист, 2001
  7. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думиной. – М.: КНОРУС, 2005. – 688 с.
  8. Экономическая теория: Учебник/ Под общ. ред.  Л.Н. Давыденко, - Минск: « Вышэйшая школа», 2002 
  9. П.Г. Ермишин. Основы экономической теории: Курс Лекций, 2008
  10. Вопросы экономики: ежемесячный журнал, 2000- №4
  11. Экономическая теория: Учебник/Под ред. И.П. Николаевой, - М.: Проспект, 2001
  12. Курс Экономической теории: Учебник/Под общ. ред. М.Н. Чепурина, - Киров; 2003

 

 

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики и его место в различных экономических школах