Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 17:42, реферат
Цель данной работы в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:
1. Проанализировать основные инструменты государственного регулирования экономики;
2. Исследовать особенности регулирования экономики в современных условиях.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Необходимость регулирования экономики …….……………………………… 5
2. Объекты государственного регулирования экономики ……………………… 10
3. Цели государственного вмешательства в экономику …………………….….. 14
4. Инструменты государственного регулирования экономики ………………... 16
Заключение ………………………………………………………………………... 19
Список литературы ……………………………………………………………….. 21
П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О С В Е Р Д Л О В С К О Й О Б Л А С Т И
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Государственное регулирование экономики.
Проверил
г. Екатеринбург
2011г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Необходимость регулирования экономики …….……………………………… 5
2. Объекты государственного регулирования экономики ……………………… 10
3. Цели государственного вмешательства в экономику …………………….….. 14
4. Инструменты государственного регулирования экономики ………………... 16
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………….. 21
Введение
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства.
Вторая точка зрения появилась значительно позже в конце 19 века. Аналитики пришли к выводу, что рынок - это институт имеющий ряд слабых мест, негативные последствия которых может и должно сглаживать государство.
Первым прецедентом вмешательства государства в экономику стало принятие в 1890 году в США антимонопольного закона Шермана. Принятие, которого было вызвано созданием Джоном Рокфеллером нефтяной компании «Стандарт оил», которое монополизировало рынок нефтепродуктов.
Теория государственного регулирования рыночной экономики была, как известно, построена Дж. М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал вывод про то, что выход из глубокого кризиса, увеличение объёмов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства, которое должно не только стимулировать снижение дисконтной нормы коммерческих банков (процента), но и осуществлять масштабные государственные закупки с целью увеличения платежеспособного совокупного спроса. Кроме того, государство должно выплачивать социальные пособия безработным, людям преклонного возраста и другим неработоспособным членам общества с целью не допустить социального взрыва.
Государственное регулирование, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться. Хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть множество промежуточных, которые и используются во многих странах.
Цель данной работы в
анализе основных инструментов государственного
регулирования экономики и
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:
1. Проанализировать основные
инструменты государственного
2. Исследовать особенности
регулирования экономики в
Основываясь на этой информации можно предполагать, что эта тема актуальна и важна будет до тех пор пока есть государство и рынок.
1. Необходимость регулирования экономики.
Причины государственного вмешательства в экономику.
Экономика страны - это
сотни миллионов различных
Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, - недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Во многих странах фундаментальные исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета, а также нельзя забывать об инициируемых государствами исследованиях.
Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Очень грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике, служит тот факт, что в настоящее время примерно около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности.
Экономическая роль правительства,
несомненно, велика. В отличии от
модели чистого капитализма, нашу экономику
лучше характеризовать как
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет о следующих проявлениях:
1. Несостоятельность
конкуренции, выражающаяся в
2. Макроэкономическая
нестабильность. Функционирование
рыночного механизма приводит
к равновесию между спросом
и предложением. Но такое равновесие
может установиться при
3. Безработица, инфляция,
экономическое неравновесие, особенно
резко проявляющееся в периоды
кризисов (рецессии) и депрессий.
Мировой опыт показал, что
4. Излишне неравномерное
распределение доходов,
5. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.
6. Отрицательные внешние
эффекты (издержки перелива) обычно
иллюстрируются примерами,
Государственное регулирование издержек перелива может быть разным: законодательное ограничение и даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов государственного регулирования).
7. Положительные внешние эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом при производстве и потреблении определённых товаров, услуг. Эти выгоды перелива не оплачиваются и не компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения и образования. Если проводится вакцинация и лечение больных туберкулёзом или либо другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и всё население. Образование приносит пользу не только самим учащимся. Предприниматели получают более квалифицированных работников, с высокой производительностью труда. Общество получает активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются, то объём производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и услуг. Государство само может заняться производством продукции с большим положительным внешним эффектом, так как среди них имеется много товаров жизненно необходимых обществу.
Из указанных и других
проявлений несовершенства рынка вытекает
не только сама по себе необходимость
государственного регулирования, но и
экономические функции
Возможности свободного
рынка отнюдь не безграничны. Он не
в состоянии гарантировать
Государственное
регулирование потребления