Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

Цель данной работы в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:
1. Проанализировать основные инструменты государственного регулирования экономики;
2. Исследовать особенности регулирования экономики в современных условиях.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Необходимость регулирования экономики …….……………………………… 5
2. Объекты государственного регулирования экономики ……………………… 10
3. Цели государственного вмешательства в экономику …………………….….. 14
4. Инструменты государственного регулирования экономики ………………... 16
Заключение ………………………………………………………………………... 19
Список литературы ……………………………………………………………….. 21

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечение государством экономики нужным количеством  денег. Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем представление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два его ведущих звена - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходится даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве. Из этой же проблемы вытекает еще ряд нескольких: перераспределение доходов, безработица, инвестирование в области науки и технологии.

Любая экономика (как  рыночная, так и не рыночная) подвержена инфляции и монополизму. Поэтому  рыночное хозяйство нуждается в  проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.

 

 

2. Объекты государственного  регулирования экономики

 

 

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

· экономический цикл - суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции;

· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства - осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные  условия отдельным отраслям и  регионам.

· в одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности;

· условия накопления капитала;

· занятость - это поддержание  нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между  спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду;

· денежное обращение - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики;

· платежный баланс - государство  постоянно осуществляет оперативное  и стратегическое регулирование  платежного баланса путем воздействия  на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции;

· цены - динамика и структура  цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия  капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу;

· НИОКР (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

· условия конкуренции;

· социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда;

· внешнеэкономические  связи.

Объекты государственного регулирования экономики различаются  в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Государственное регулирование экономики может быть: правовое регулирование, финансовое регулирование, социальное регулирование и государственное предпринимательство.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д.

Финансовое  регулирование, всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в обществе, т.к. организатором денежного обращения может выступать только государство. Размеры банкнотной (наличной) и депозитной - чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).

Социальное  регулирование. Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

Государственное регулирование экономики можно разделить на два типа

в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции  или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для  достижения других специфических целей.

Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства.

Второй тип регулирования  отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением  к рынку и предназначен для  достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Цели государственного  вмешательства в экономику.

 

 

Государственное регулирование  в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня  цен и устойчивость национальной  валюты;

- внешнеэкономическое  равновесие.

В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая  цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально  возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных  целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или  иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и  внешнего порядка. Применительно к  условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Инструменты государственного регулирования экономики.

 

Государство, осуществляя  регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время. Общепринято деление способов государственного регулирования на: правовые, административные, экономические.

Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное  регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.

С помощью системы  административных мер (в виде мер  закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Административные средства государственного регулирования:

1. Фискальная политика, то есть политика в области  правовых расходов и налогов. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства.

2. Денежная политика - способ воздействия государства  на национальную экономику с использованием учетной ставки процента и размеров денежной массы. Цель этой политики обычно заключается в стабилизации цен путем принятия антициклических мер в сфере денежного обращения, которые в будущем должны способствовать экономическому росту.

3. Политика регулирования  доходов или перераспределение  доходов. Это изъятие части  доходов у одних лиц с целью  их передачи другим лицам или  добровольная передача доходов  одними лицами другим, более в  них нуждающимся. Перераспределение  доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов.

4. Социальная политика. Она включает в себя систему  практических мероприятий, проводимых  правительством через местные  и региональные органы власти, направленных на улучшение качества  и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

5. Государственное регулирование ценообразования. Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Государство может вмешиваться в механизм ценообразования, как правило, путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне выше или ниже которой она не может меняться.

Информация о работе Государственное регулирование экономики