Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 14:18, реферат

Описание работы

Теоретически понятие государственной экономической политики шире , чем понятие государственного регулирования экономики , так как первая может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire – laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо . Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования , а о его масштабах , формах и интенсивности . Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

Содержание работы

Введение
1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
1.2)Цели государственного регулирования экономики
2.Государственное регулирование экономики в США и России
2.1)Государственное регулирование экономики в США
2.2)Государственное регулирование экономики в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эк. Теория.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Таким образом , характерным в США является сосредоточение гражданский закупок и заказов в руках не федерального , а местного уровня власти . Основу федеральных закупок составляют закупки военно - промышленного комплекса .

Наиболее общая группировка тех направлений , по которым происходит воздействие финансово - бюджетного механизма буржуазного американского государства на процесс расширенного воспроизводства совокупного общественного денежного капитала позволяет выделить и четыре основных канала поступления бюджетных средств в хозяйственный оборот . Это :

1) прямое субсидирование  предприятий

2) государственные инвестиции  в экономику

3) опосредование реализации значительной массы неинвестиционных товаров и услуг через систему государственных закупок .

Государство выступает на рынке в качестве крупнейшего потребителя продукции целого ряда отраслей , эта его роль превращает государственный спрос в органический элемент общественного воспроизводства .

4) своеобразной формой  передачи средств из государственного  бюджета в распоряжение экономических  агентов являются “налоговые  расходы” администрации – льготы  и скидки в системе налогообложения . Освобождение предприятий от фискальных изъятий – один из рычагов целенаправленного регулирования объема и структуры валового накопления и совокупного спроса в США .

В США трудно провести грань между государственным потреблением и инвестированием . В основной своей массе государственные инвестиции в США вкладываются в административные здания , принадлежащие федеральному правительству или местным властям дороги , а в последние годы в средства связи и компьютерную технику . Относительно низкая доля бюджетных инвестиций в США , составляющая около 1,2% ВНП , непосредственно связана с ограниченностью государственного предпринимательства в этой стране .

В практике США прямое субсидирование промышленных и торговых компаний за счет бюджетных средств представляет собой довольно ограниченное явление . Основные получатели субсидий в США – сельское хозяйство , морской транспорт . Однако в последнее время правительство встало на путь резкого сокращения всех видов гражданских расходов (на сельское хозяйство – с 2,6% всех бюджетных средств в 1970 финансовом году до 1,9% -- в 1989 фин. г. , на транспорт – с 3,6% до 2,5% соответственно) [4] .

Абсолютно преобладают в общем объеме государственных бюджетных расходов текущие расходы . В настоящее время они составляют 97% всех расходов по бюджету администрации .

Из-за увеличения бюджетных расходов и отсутствия привлечения новых источников для поступления дополнительных средств в бюджет в США за последние годы значительно вырос дефицит бюджета (с 68 млрд.$ в 1980 году до 204 млрд.$ в 1986 году) . После 1980 года в бюджетной политике были сделаны шаги , превратившие дефицит в структурное явление американской экономики . В силу замедления циклического подъема и сохранения неполного использования экономических ресурсов страны действительная величина дефицита федерального бюджета США в 1986 году оказалась на 30 млрд. $ больше , чем это вытекало из действия структурных факторов . Таким образом , структурный компонент составлял 86,4% всего дефицита [5] .

Политика в области НИОКР.

Государственная стратегия в области развития науки и техники и стимулирования научно - технического прогресса (НТП) предусматривает совершенствование научно - технического , образовательного и информационного потенциалов , расширение масштабов государственного финансирования НИОКР на главных направлениях НТП , совершенствование патентно - лицензионной политики , государственно - правового регулирования НТП , расширение межотраслевой передачи технологии , “ноу-хау” , широкое привлечение мелкого и среднего бизнеса , передача патентных прав фирмам и вузам - подрядчикам государства в сфере НИОКР и расширение всех форм конкуренции на государственном рынке в процессе создания новой техники и технологии .

Регулирование цен .

Первой , и , пожалуй , наиболее естественной реакцией государства на заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах , трансформацию умеренной инфляции в галопирующую стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен . Это оказало пагубное воздействие на американскую экономику в целом и на внутриамериккнский рынок в первую очередь .

Нынешняя американская администрация , ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам , делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования . Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие :

1) регулирование учетной  ставки федеральных резервных  банков ;

2) уменьшение дефицита  государственного бюджета ;

3) система федеральных  закупок товаров и услуг ;

4) налоговая политика .

В конечном счете все эти направления государственной макроэкономической политики влияют на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровень цен .

Внешнеэкономическая политика США .

Важнейшим институтом регулирования межстранового обмена в послевоенный период стали многосторонние переговоры под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле (General Agreement of Tarifs & Trade – ГАТТ) . Ключевым направлением его деятельности является существенное ограничение , а в долгосрочной перспективе и полная ликвидация тарифных ограничений , искажающих взаимосвязь национальных и мировых цен . Это дало положительных результат в виде снижения среднего уровня тарифов в международной торговле с 40% -- в начале 60-х до менее , чем 5% -- в 80-е годы [6] .

США настойчиво пытаются использовать ГАТТ в качестве рычага , при помощи которого им удастся открыть региональные рынки стран - членов Европейского экономического сообщества (ЕС) и внутренний рынок Японии . Вашингтон добивается от своих торговых партнеров серьезных и вполне конкретных уступок : открытия для американских корпораций рынков “высоких технологий” , облегчения доступа американских банков на мировой рынок и международные рынки капиталов , отмены субсидирования аграрного экспорта . Применение отдельных ограничений импорта не означает , что американская администрация стремится вернуться к протекционизму XIX века для того , чтобы облегчить жизнь национальным аутсайдерам . Современная американская администрация допускает использование протекционистских ограничений в следующих обстоятельствах :

1) в случае государственного  субсидирования экспорта на американский  рынок ;

2) при отказе торговых  партнеров (прежде всего Японии) от встречной либерализации американского  экспорта с целью выравнивания  торговых балансов ;

3) при отказе от торговли  услугами .

2.2) Государственное  регулирование экономики в России .

К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецендентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному , существующему по своим экономическим законам . Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации . К середине 1995 года закончился первый этап приватизации : ваучерная приватизация . Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная , то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами . Вполне логично , что механизм государственного регулирования еще не сложился . Здесь существуют лишь некоторые крайности , которых надо опасаться . Это , с одной стороны , полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии , и , с другой стороны , преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы . Пока государственное регулирование экономики осуществляется лишь процессом устранения деформаций . Однако механизм государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту можно выделить приоритетные направления в государственной экономической политике .

Государственная экономическая политика нынешнего российского руководства до 2000 года пройдёт три основных этапа:

1) остановка развала экономики , прохождение поворотной точки от обвального спада производства к оживлению ;

2) экономический рост . Приоритеты государственной экономической политики на этом этапе – структурная перестройка экономики в пользу потребительского сектора и ресурсосбережения , проводимая преимущественно на основе использования наличных , недостаточно прогрессивных технологий инвестиционной сферы ;

3) на третьем этапе  экономика России переходит к  широкомасштабному освоению высокотехнологических  производств .

В кредитно - денежной политике своей основной задачей правительство поставило борьбу с инфляцией . Для этого правительство с января 1995 года прекратило использовать прямын кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета , за исключением некоторых пунктов . Использование прямых кредитов ЦБР планируется только в виде краткосрочных займов с последующим сокращением их количества и сведением в конечном итоге к нулю . Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой ЦБР по предоставлению кредитов коммерческим банкам , операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на открытом рынке , а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках . Для контроля за ростом денежной массы предполагается установить предельные размеры чистых внутренних активов кредитно - денежных органов , а также предельные размеры чистых требований денежно - кредитных органов к федеральному и расширенному правительству (т.е. объединенному федеральному правительству и органам местного управления , а также государственным внебюджетным фондам) Кроме того , намечается установить целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов . С 1 января 1995 года правительство и ЦБР положили конец практике предоставления новых централизованных кредитов . Рефинансирование коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие рыночные механизмы . В первой половине 1995 года ЦБР проводит операции по переучету векселей и предоставлению ломбардных кредитов . Начиная с 1994 года ЦБР проводит операции на открытом рынке для контроля за ростом чистых внутренних активов денежно - кредитных органов в соответствии с целевыми показателями кредитно - денежной программы . В 1995 году правительство перестало предоставлять бюджетные ссуда по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки , а также предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты , предоставляемые из других источников , сверх объемов , предусмотренных в принятом бюджете . В 1996 году бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже рыночных предоставляться не будут , за исключением выделения средств авансом для федеральных трансфертов регионам . Запрещаются отсрочки уплаты процентов и списания сумм основного долга внутренним заемщикам по кредитам , предоставленным по решениям Комиссии по финансовой и кредитно - денежной политике (КФДКП) , за исключением льгот для сельского хозяйства и районам Севера . Разработан в тесном сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство , регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков . Намечается расширение совета директоров ЦБР и создание Национального банковского совета . Это все позволит обеспечить всесторонний анализ экономической политики и более четко определить стратегические цели и задачи ЦБР .

Большую роль в России государство играет и в регулировании цен на некоторые группы товаров . На федеральном уровне регулируются цены на газ , отчасти на нефть и нефтепродукты , электроэнергию , тарифы железнодорожного транспорта и некоторые другие товары . Значительно регулирование цен местной администрацией (от 3 до 50 групп товаров в зависимости от региона подвергаются ценовому регулированию)[7]

Большое значение имеют государственные заказы и закупки . Государство закупает около 30% ВВП [8] . Цены при закупках у сельского хозяйства устанавливаются в контрактах . Системой Росконтракт , Комитетом по торговле осуществляется согласование закупок по определенному перечню товаров для обеспечения выполнения государственных обязательств . Велики размеры государственного заказа на нефть и нефтепродукты для экспортных целей . Так велики размеры государственных закупок из-за боязни закупки крупных партий сельскохозяйственной продукции или других товаров местными предпринимателями , поэтому государство само осуществляет перераспределение продукции между регионами .

Отношения между ЦБР и Министерством финансов очень разнообразны . ЦБР и Министерство финансов совместно разрабатывают организационные структуры , необходимые для обеспечения адекватной координации кредитно - денежной политики , управления государственным долгом и валютной политики , в т. ч. :

1)проводятся регулярные  консультации на уровне руководителей  департаментов по важнейшим вопросам  макроэкономической политики ;

2)Обмен информацией об  исполнении бюджета , потребностях финансирования федерального правительства , ситуации в кредитно - денежной сфере , на финансовых и валютных рынках ;

3)ЦБР управляет объемом  и струтурой чистых международных резервов на основе консультаций с Министерством финансов .

В налогово - бюджетной политике также уже определены основные направления . Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды , формирующиеся за счет обязательных отчислений предприятий , кроме пенсионного фонда , Федерального фонда обязательного медицинского страхования , Фонда социального страхования и Фонда занятости . Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного правительства . В 1995 году доходы государственного бюджета составили 134,3 трлн. руб. (это 14,5% ВВП) , расходы составили 206,3 трлн. руб. (22,3% ВВП) , а дефицит составил 72 трлн. руб. (7,8% ВВП)[9] . В экономическую программу правительства на 1996 год заложено снижение уровня бюджетного дефицита до 4% ВВП .

Для обеспечения достижения улучшения показателей в налогово - бюджетной сфере федеральное правительство осуществляет меры по увеличению доходов федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита . С этой целью правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных доходов и заранее заложенным объемом дефицита . Также предпринимаются усилия по повышению собираемости налогов . Проводится политика уменьшения количества категорий , подвергаемых льготному налогообложению .

Информация о работе Государственное регулирование экономики