Важнейшим объектом
государственного регулирования
экономики является накопление
капитала. Производство, присвоение
и капитализации прибыли всегда
служат главной целью хозяйственной
деятельности в рыночной экономике.
Создавая дополнительные стимулы
и возможности в разное время всем инвесторам
или отдельным их группам по отраслям
и территориям, регулирующие органы воздействуют
на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости-это
поддержание нормального с точки
зрения рыночной экономики соотношения
между спросом и предложением рабочей
силы. Соотношение это должно удовлетворять
потребность экономики в квалифицированных
и дисциплинированных работниках, заработная
плата которых служит для них достаточной
мотивацией к труду. Однако соотношение
между спросом и предложением не должно
вести к чрезмерному росту заработной
платы, которая может негативно отразиться
на национальной конкурентоспособности.
Нежелательное и резкое снижение занятости
ведет к увеличению армии безработных,
снижению потребительского спроса, налоговых
поступлений, росту налогов на пособия
и опасно социальным последствиям.
Особое внимание ГРЭ
уделяет денежному обращению.Основное
направление регулирования денежного
обращения-это борьба с инфляцией,
представляющей серьезную опасность
для экономики.
Состояние платежного
баланса является объективным
показателем экономического здоровья
страны. Во всех странах с рыночным
хозяйством государство постоянно
осуществляет оперативное и стратегическое
регулирование платежного баланса
путем воздействия на экспорт и импорт,
движение капиталов, повышение и понижение
курсов национальных валют, участие в
международной экономической интеграции.
Одним из главных
объектов регулирования являются
ЦЕНЫ. Динамика и структура цен
отражают состояние экономики. В то же
время сами цены сильно влияют на структуру
хозяйства, условия капиталовложений,
устойчивость национальных валют.
Государственные регулирующие
инстанции стремятся влиять и
на другие объекты ГРЭ, например,
заинтересовать частные фирмы в развитие
научных исследований. Изучаются и совершенствуются
законы по конкуренции, социальной защите,
охране окружающей среды.
Объекты ГРЭ различаются
в зависимости от уровня решаемых
ими задач. Это следующие иерархические
уровни: уровень фирмы; региона; отрасли;
сектора экономики ( промышленность,
сельское хозяйство, услуги ); хозяйства
в целом; глобальный ( социальные отношения,
экология ); наднациональный ( экономико-политическое
отношение с зарубежными странами, интеграционные
процессы ).
ЦЕЛИ ГРЭ.
Самой главной
целью ГРЭ является экономическая
и социальная стабильность и
укрепление существующего строя
внутри страны и за рубежом.
От этой главной цели возникают
множество конкретных целей, без осуществления которых не может
быть достигнута главная цель. Эти конкретные
цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ.
Цель, т. е. выравнивание экономического
цикла, направлена на объект. Совершенствование
отраслевой и региональной структуры
хозяйства направлена на секторальную
и отраслевую, региональную структуры.
Улучшение окружающей среды направлена
на окружающую среду. Чаще всего одна цель
не может быть достигнута вне зависимости
от других. Например, обеспечение дополнительных
капиталовложений на модернизацию угольных
шахт может быть целью-посредником для:
стабилизация и снижение издержек в отечественной
угледобывающей промышленности; снижение
импорта твердого топлива и улучшение
топливно-энергетического баланса; поддержания
занятости в отрасли; снятия в этих районах
социальной напряженности; оказания давления
на цены нефтяных и газовых компаний. Из
этого следует , что конкретные цели подчиняются
главной цели и взаимодействуют между
собой.
Средства ГРЭ.
Средства
государственного регулирования
подразделяются на административные
и экономические.
Административные
средства не связаны с созданием дополнительного материального
стимулирования или опасностью финансового
ущерба. Они базируются на силе государственной
власти и включают в себя меры запрета,
разрешения и принуждения. Например, правительство
запретило строить предприятия в пределах
Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы,
а просто прекратило выдачу лицензий.
Меры принуждения можно показать тем,
что государство обязывает промышленные
предприятия организовывать на местах
производственное обучение, создавать
бытовые условия для рабочих, занятых
на производстве.
Административные
средства регулирования в развитых
странах с рыночной экономикой
используются в незначительных
масштабах. Их сфера деятельности
ограничивается в основном на
охране окружающей среды, создание
условий для социально слабо защищенных слоев
населения.
Основные инструменты государственного
регулирования:
-фискальная политика,
то есть политика в области
правовых расходов и налогов;
-денежная
политика;
-политика регулирования доходов;
-социальная
политика;
-государственное
регулирование ценообразования;
- внешнеэкономическое
регулирование.
Экономические
средства государственного регулирования
подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным
комплексным инструментом ГРЭ является
государственный сектор в экономике. Основные
экономические средства-это:
- регулирование
учетной ставки ( дисконтная политика,
осуществляемая центральным банком )
- установление
и изменение размеров минимальных
резер-
вов, которые финансовые институты
страны обязаны хра-
нить в центральном банке
-операции
государственных учреждений на
рынке ценных
бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств,
торговля ими и погашение.
При помощи этих
инструментов государство стремится
изменить соотношение спроса
и предложения на финансовом
рынке в нужном направлении.
Прямое государственное хозяйственное
регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
Главным
инструментом мобилизации финансовых
средств для покрытия государственных
расходов являются налоги. Они
также широко используются для
воздействия на деятельность
субъектов хозяйства. Государственное
регулирование при помощи налогов зависит
в решающей степени от выбора налоговой
системы, высоты налоговых ставок, а также
от видов и размеров налоговых льгот. Налоги
в ГРЭ играют две роли: а) это главный источник
финансирования государственных расходов
б) это инструмент регулирования. Так как
в задачу государственных бюджетных органов
входит не просто обложить налогами источники
поступления, но и создать тонкий механизм
воздействия на хозяйственное поведение.
Особое
место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное
амортизационное списание основного капитала
и связанные с ним образование и реализация
скрытых резервов, осуществляемые в рамках
разрешения Министерства финансов. Ускоренное
амортизационное списание основного капитала
в современных условиях является главным
средством стимулирования накопления,
структурных изменений в экономике и важным
инструментом воздействия на хозяйственный
цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок
амортизационного списания, государственные
регулирующие органы определяют ту часть
чистой прибыли, которая может быть освобождена
от уплаты налогов путем включения в издержки
производства и затем перечислена в амортизационный
фонд для финансирования в дальнейшем
новых капиталовложений. Нормы амортизации
регулярно публикуются. Перед нами сильный
рычаг государственного регулирования
инвестиций-освобождение прибылей от
налогов, укрытие их в амортизационном
фонде и принудительного использования
для новых капиталовложений. Эффект ускоренного
списания основного капитала имеет еще
ряд последствий. Дополнительное сокращение
доли налогов в прибыли за счет того, что
по мере уменьшения балансовой прибыли
ее налогообложение из-за прогрессивного
характера налоговых ставок сокращается.
Ускоренное списание приводит к отрыву
балансовой стоимости основных средств
от их реальной цены.
Варьирование
норм ускоренного амортизационного
списания основного капитала
широко используется во всех
развитых странах как средство
государственной конъюнктуры и
структурной политики, а также для стимулирования научных исследований
и внедрения их результатов в производство.
Эффект амортизационных отчислений хорошо
заметен в годы благоприятной конъюнктуры,
когда период спада и кризисов ослабевает.
Льготы по ускоренному амортизационному
списанию равнозначны сокращению поступлений
от налогов с прибылей в государственный
бюджет. Результатом может быть повышение
других налогов или рост государственной
задолженности. В качестве инструментов
государственного регулирования используются
и расходы бюджета на хозяйственные цели.
Это могут быть государственные кредиты,
субсидии, а также затраты на закупку товаров
и услуг в частном секторе.
Государственные
капиталовложения осуществляются
в значительной мере в государственном
секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Государственный
сектор включает в себя комплекс хозяйственных
объектов, целиком или полностью принадлежащих
государству, функционирование которых
всегда выгодно для экономики страны,
но не выгодно с точки зрения частного
капитала. В целом государственный сектор-это
объекты инфраструктуры, которые в основном
не рентабельны, а также предприятия в
сырьевых и энергетических отраслях, где
требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость
капитала медленная. Часть государственного
сектора-это пакеты акций смешанных частно-государственных
компаний. Существование в условиях рыночного
хозяйства секторов, которые в своей деятельности
руководствуются принципами, отличающимися
от принципов частных фирм, позволяет
использовать ГС для решения общегосударственных
задач. Активно используется ГС как средство
ГРЭ. В условиях ухудшения конъюнктуры,
когда частные капиталовложения сокращаются,
инвестиции в ГС растут. Таким образом
государство стремится противодействовать
спаду производства и росту безработицы.
ГС играет заметную роль в государственной
структурной политике. Государство создает
новые объекты или расширяет старые в
тех отраслях, куда частный капитал перетекает
недостаточно. Государственные фирмы
занимаются и внешней торговлей, вывозом
капитала за рубеж. ГС служит повышением
эффективности народного хозяйства в
целом и является одним из инструментов
перераспределения ВВП.
Также осуществляется
и внешнеэкономическое регулирование.
Это меры стимулирования экспорта
товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта,
гарантирование экспортных кредитов и
инвестиций за рубежом, введение или отмена
пошлин во внешней торговле; меры по привлечению
или ограничению доступа иностранного
капитала в экономику страны, привлечение
в страну иностранной рабочей силы, участие
в международных экономических организациях,
интеграционных межгосударственных объединениях.
Отдельные инструменты государственной
экономической политики могут употреблятся
в различных целях, в разных сочетаниях
и с разной интенсивностью. В зависимости
от характера целей будет меняться место
того или иного инструмента в арсенале
средств ГРЭ в конкретный период.
Государственное
экономическое программирование.
Высшей формой ГРЭ
является государственное экономическое программирование. Его задача-комплексное
использование в глобальных целях всех
элементов ГРЭ. По мере усложнения задач
стали формулировать краткосрочные, среднесрочные
и долгосрочные задачи, определять порядок
их решения и органы, ответственные за
исполнение этих решения, выделять необходимые
средства и определять порядок финансирования.
Объектами таких целевых программ обычно
являются отрасли; регионы; социальная
сфера; различные направления научных
исследований. Программы бывают обычные
и чрезвычайные. Обычные среднесрочные
общеэкокномические программы составляются,
как правило, на пять лет с ежегодным продлением
на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются
в критических ситуациях, в условиях кризиса,
массовой безработицы, большой инфляции.
Осуществляются они, как правило, средствами
административного регулирования. Практически
во всех странах с рыночной экономикой
осуществляются целевые программы. Это,
к примеру, приватизация новых земель
Восточной Германии после присоединения
к ФРГ. Субъектами экономического программирования
являются государственные учреждения,
ответственные за составление программ,
их осуществления и контроль над ними.
Программы разрабатываются специальным
государственным органом или министерствами
экономики и финансов. Министерство финансов
также разрабатывает план финансирования
программы. К разработке программ также
широко привлекаются представители центрального
банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные
палаты, профсоюзы. Программа и финансовый
план ежегодно утверждаются парламентом.
Государственное экономическое программирование
является достаточно эффективным при
решение ряда хозяйственных задач.
В условиях рыночной экономики программирование
может быть только индикативным, то есть
носить целевой рекомендательно-стимулирующий
характер, тем не менее оно является эффективным
средством решения хозяйственных задач
разного уровня. Как правило программы
обеспечивают социально-экономическое
развитие в желательном направлении. Программирование
позволяет использовать все средства
ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности
регулирующих мероприятий отдельных государственных
органов. Государственное финансовое
стимулирование, заказы и закупки в рамках
экономических программ оказывают заметное
и неравномерное влияние на конкурентоспособность
отдельных предприятий, положение отраслей,
регионов, социальных групп и вызывают
сопротивления тех, чьи интересы были
ущемлены. Поэтому на государственные
программирующие органы оказывается всевозможное
влияние, отражающее противоречивые интересы
отдельных групп.