Государственное регулирование рынка труда и преодоление безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 12:27, реферат

Описание работы

В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью разумной политики занятости населения . Политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.
Определяющую роль в политике играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной экономики.

Содержание работы

1. Специфика рынка труда
1.1 Особенности рынка труда в переходной экономике;……….4
1.2 Безработица и пути ее преодоления………………………….8
2. Государственное регулирование рынка труда и преодоление безработицы
2.1 Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период
……………………………………………………………………….12
2.2 Программа занятости как механизм реализации политики на рынке труда
……………………………………………………………………….14
2.3 Рынок труда в Тюменской области……………………………16
Заключение …………………………………………………………22
Список источников…………………

Файлы: 1 файл

реферат (1).docx

— 36.75 Кб (Скачать файл)

1. Специфика  рынка труда

1.1 Особенности рынка  труда в переходной экономике;……….4

1.2 Безработица и  пути ее преодоления………………………….8

2. Государственное  регулирование рынка труда и  преодоление безработицы

2.1 Цели и задачи  федеральной политики занятости  в переходный период

……………………………………………………………………….12

2.2 Программа занятости  как механизм реализации политики  на рынке труда

……………………………………………………………………….14

2.3 Рынок труда  в Тюменской области……………………………16

Заключение …………………………………………………………22

Список источников…………………………………………………24

 

ВВЕДЕНИЕ

В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью разумной политики занятости населения . Политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.

Определяющую роль в политике играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной экономики.

Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к несомненному улучшению рынка труда и его благосостояния.

В данной работе преследуется цель - рассмотреть проблемы безработицы в России.

Данная весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость- своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.-М.: Наука, 1998. С. 9

 

1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО  РЫНКА ТРУДА

1 .1 Особенности  рынка труда в переходной экономике

Важнейшее место в процессе трансформации плановой экономики в рыночную занимает проблема занятости, поскольку здесь имеют место не просто новые явления, а ломка прежних отношений, основанных на устойчивом трудодефиците, полной занятости, плановом распределении рабочей силы.

Проблема занятости - это одна из самых злободневных социально-экономических проблем переходной экономики. Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 1998. С.9 Большинство социальных, демографических, экономических явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.

Занятость - это, прежде всего, отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения заработка (трудового дохода), личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Поэтому практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены с необходимостью приспосабливаться и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, которые складывались порой не одно десятилетие.

До недавнего времени в целях обеспечения полной занятости населения и удовлетворения потребностей отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные органы ориентировались в основном на все большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и такой подход распространялся на все социально-демографические группы населения. В стране сложился чрезвычайно высокий уровень занятости. В 1950г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960г.- 73% и в 1970г.- 85%. В дальнейшем показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически стал одинаковым уровень занятости женщин и мужчин, тогда, как например, в конце 50-х годов значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные мною цифры говорят о потребности населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики и низких трудовых доходов.

Иными словами можно заключить, что к началу 70-х годов уровень занятости населения в целом по стране характеризовался как сверхзанятость.

Занятость населения переходного периода находится под влиянием формирующегося рынка труда и отражает многие противоречия этого периода.

Излишняя численность занятых на предприятиях и в организациях при спаде производства, работа без оплаты, снижение эффективности труда, деформированная связь между трудовым вкладом человека и его доходами, отсутствие на производстве реальных условий для людей эффективным трудом улучшать свое материальное положение, размытость фактического положения человека по статусу занятости и незанятости, когда многие занятые являются по существу безработными,- все это проявление нерыночных элементов развития занятости в 90-х годах.

Еще одна особенность российского рынка труда состоит в том, что формируется он в определенной мере стихийно и ярким примером тому служит наличие в больших масштабах неформальной занятости либо как самостоятельного вида деятельности, либо как возможности иметь дополнительный доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении рабочей силы по видам деятельности, вызванное переходом к рынку и меняющимся спросом на товары и услуги.

Характерная черта периода до 2000 года- сохранение тенденции уменьшения численности занятых, но затухающими темпами. Если перейти далее к цифрам и фактам, то численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу, в России на середину 2002 г. составила 5,9 млн. человек, или свыше 8,2% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации труда, из них 1,2 млн.- официально зарегистрированы как безработные.

Качественные изменения в структуре рынка труда, например, Ростовской области, характеризуются исчезновением государственного принуждения к труду и практически существовавшей государственной монополии на рабочие места. Безработица в переходной экономике- не результат высвобождения работников в ходе совершенствования производства, а в основном следствие экономического кризиса.

Современный этап развития рынка труда в России характеризуется следующими особенностями:

1. Рост безработицы.

2. Изменение распределения  рабочей силы по секторам экономики- значительным потребителем рабочей  силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение  получила вторичная занятость, возникло  немало рабочих мест, не требующих  особой квалификации. Но при этом  крупные промышленные предприятия  сталкиваются с большими трудностями  на пути поиска оптимальной  численности работников, повышения  эффективности их использования.

3. Появление 2 млн. беженцев  и вынужденных переселенцев, нуждающихся  в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал  общества используется все менее  эффективно: объем производства  сократился в гораздо большей  степени, чем численность занятых, а существовавший и ранее на  многих предприятиях избыток  рабочей силы стал еще более  очевиден.

5. Неполная занятость, обусловленная не гибкостью, а  простоями предприятий: 3,7 млн. человек (*,6% неработающих) имеют неполный  рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%)-находились  в вынужденных отпусках. Российская  экономика: прогнозы и тенденции.1999.№72-74 С.12

6. Глубокая территориальная  дифференциация занятости- до 10 раз  различается уровень безработицы  в экономически активных и  депрессивных регионах. Такая дифференциация  в уровнях безработицы по регионам  обусловлена степенью деловой  активности в регионах, сохранившимися  у населения навыками самостоятельного  хозяйствования, в частности на  земле.

7. Особенностью занятости  в постсоциалистических странах  является формирование так называемого  придерживаемого типа (модели) занятости  Капелюшников Р.И., Аукуционек С. Придерживание рабочей силы: свидетельства  « Российского экономического  барометра»// К вопросу теории  и практики экономики переходного  периода. М., 1996-рабочая сила не  используется в производстве, но  и не высвобождается в другие  сферы.

8. Низкий уровень  пособий по безработице также  выступает отличительной чертой  российского рынка труда.

9. Размывание границ  между официальной и теневой  занятостью, расширение теневой  занятости.

10. Существенные  различия между общей численностью  и официально регистрируемой  численностью безработных.

В развитии рынка труда переходной экономики прослеживаются следующие явные особенности:

1. Для переходной  экономики характерен рост естественной  нормы безработицы. Экономический  спад обостряет проблему безработицы.

2. Сохранение перегруженности  рабочей силой большинства крупных  и средних предприятий является  важной особенностью российской  модели реформ в отличие от  восточноевропейской, где уже в  первой фазе реформ безработица  достигла уровня, количественно  соответствовавшего примерно половине  от общего падения производства. В России эта пропорция была  в 3-4 раза ниже. « Придерживание»  избыточной рабочей силы в  первый период реформ, хотя и  препятствовало росту производительности  труда, но, с другой стороны, способствовало  снижению социальной напряженности  в условиях низкого уровня  дохода.

3. Такое удерживание  занятости проявилось в скрытой  безработице, что затрудняет реализацию  системы регулирования отношений  на рынке труда.

4. Усуглубляется  несоответствие между быстро  изменяющейся структурой спроса  на рынке труда и сложившейся  ранее профессионально-квалификационной  рабочей силы. В переходный период  рынок труда характеризуется  высоким уровнем структурной  безработицы.

5. По числу занятых  в России лидировал в первый  период реформ государственный  сектор (1996г.) на него приходилась  половина всех работающих в  народном хозяйстве, 17% на предприятиях  смешанных форм собственности, 33%- в частном секторе. Кроме того, в производственных отраслях  удельный вес частных предприятий  и занятых на них ниже, чем  в торговле и сфере обслуживания.

6. Рынок определяет  рациональную структуру занятости  с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть  неэффективна с социальной точки  зрения, с позиции удовлетворения  потребностей общества в материальных  благ8ах, создания условия расширенного  воспроизводства.

В условиях рыночной экономики не существует автоматического механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость, поэтому она нуждается в целенаправленном государственном регулировании.

1. 2 Безработица  и пути ее преодоления

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица, под которой понимается временная незанятость части экономически активного (т.е. трудоспособного) населения. Экономическая теория (конспект лекций).-М.: « Приор-издат», 2003. С. 85

Кроме того, безработица- это состояние неравновесия на рынке труда, вызванное превышением величины предложения над величиной спроса. Белокрылова Л.С., Михалкина Е.В.

Экономика труда: Конспект лекций.-Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 33

По форме проявления безработица может быть:

- фрикционной, то есть связанной с добровольным оставлением одного рабочего места и поисками другого. На время этого поиска человек остается безработным;

- структурный, вызванной переменами в технологии, вследствие чего старые производства отмирают и часть рабочей силы увольняется;

-сезонной, которая определяется колебанием спроса на рабочую силу в различные промежутки времени в некоторых отраслях (сельском хозяйстве, строительстве);

-циклической, порождаемой циклическим развитием рыночной экономики, т.е. чередованием периодов подъема и спада производства;

- скрытой (латентной), когда рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется. Последняя форма особенно характерна для отечественной экономики, где широко практикуются вынужденные неоплачиваемые отпуска и неполные рабочие дни (недели).

Фрикционная и структурная безработица входят в группу естественной безработицы.

Циклическая безработица считается еще и вынужденной безработицей.

Безработными считается трудоспособное население, которое не работает, но ищет работу. Введение в макроэкономику: Учебное пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С.133

Решением проблем безработицы в рыночной экономике занимается государство, регулирующее отношения на рынке труда с помощью законодательных, организационных и экономических мер.

Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.

Прямой путь- это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный- это административное или законодательное регулирование занятости, что значит:

1. Обеспечение правовой  защищенности наемных работников.

2. Использование  альтернативных форм занятости.

3. Развитие системы  страхования от безработицы:

-повышение доли  отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную  перестройку предприятий;

-использование страховых  принципов, когда наряду с работодателем  в формировании участвует и  сам работник;

-финансирование  государством специальных программ  помощи конкретным социальным  группам на рынке труда - попавшим  под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

-адаптация безработных  к изменившимся требованиям рынка  через систему профессиональной  подготовки при максимальном  учете имеющейся базовой квалификации;

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и преодоление безработицы