Государственное регулирование рынка труда и преодоление безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 12:27, реферат

Описание работы

В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью разумной политики занятости населения . Политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.
Определяющую роль в политике играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной экономики.

Содержание работы

1. Специфика рынка труда
1.1 Особенности рынка труда в переходной экономике;……….4
1.2 Безработица и пути ее преодоления………………………….8
2. Государственное регулирование рынка труда и преодоление безработицы
2.1 Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период
……………………………………………………………………….12
2.2 Программа занятости как механизм реализации политики на рынке труда
……………………………………………………………………….14
2.3 Рынок труда в Тюменской области……………………………16
Заключение …………………………………………………………22
Список источников…………………

Файлы: 1 файл

реферат (1).docx

— 36.75 Кб (Скачать файл)

С чем же это связано и кто они, сельские безработные нашего региона?

Ответ на этот вопрос в интервью газете « Тюменская область сегодня» помогла найти Татьяна Михайловна Скоморохова, начальник отдела программ занятости и рынка труда департамента федеральной государственной службы населения по Тюменской области. Она, в частности, заметила, что среди безработных , состоящих на учете в службе занятости на конец декабря 2003 года, женщины составили 63%, молодежь в возрасте от 16 до 29 лет- 20%, немногим более 16%- лица предпенсионного возраста.

Низкая заработная плата в сельском хозяйстве, задолженность по ее выплате, наличие неполной занятости вынуждают работников увольняться по собственному желанию и обращаться в органы службы занятости. Велика доля граждан, уволившихся в связи с ликвидацией предприятий, сокращением численности или штата работников -36,3%.

Наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают граждане с низким уровнем образования. Так, 30% безработных на селе имеют начальное профессиональное образование, 23% безработных- среднее.

Одной из причин роста численности безработных является недостаток рабочих мест. Анализ данных, подготовленных центрами занятости населения совместно с сельскими или районными администрациями, показал, что в 146 населенных пунктах нет рабочих мест. Хотя здесь в основном проживает трудоспособное население от нескольких человек до нескольких десятков. Больше всего таких населенных пунктов в Тобольском районе -57, т.е. почти в каждом втором отсутствуют какие-либо рабочие места, а в них проживает полторы тысячи трудоспособного населения. Официально в районе зарегистрировано 32 безработных.

В 206 населенных пунктах юга области нет никакого производства , население занято в бюджетной сфере и других организациях, то работодателями являются сельские администрации, школы, детсады, больницы, магазины, почты и т.д.

Органы службы занятости населения в рамках реализации мероприятий областной целевой программы содействия занятости населения Тюменской области, а также территориальных программ, которые были приняты во всех районах нашего региона, не допустили критической ситуации на рынке труда, хотя в ряде территорий она и была очень напряженной.

Благодаря службе занятости в 2003 году трудоустроено 9,5 тыс. безработных граждан, из них в сельской местности- 5,9 тыс. человек, или 62%; организовано временное трудоустройство 2,3 тыс. безработных, особо нуждающихся в социальной защите, из них около 1,5 тыс. -на селе; в общественных работах приняли участие 1,8 тыс. человек, из них почти 1,2 тыс. - в сельской местности; организовано содействие в самозанятости 53 гражданам, 33 из которых являются жителями села.

Наивысший процент трудоустройства граждан отмечался в Ярковском (80,1%) , Викуловском (79,4%), Голышмановском (76,5%) и Аббатском (75%) районах, чего нельзя сказать об Армизонском и Ялуторовском районах (50,8%).

В течение года более трех тысяч человек были направлены на профессиональное обучение, из них 1325- жители села. Среди закончивших обучение 675 человек получили профподготовку, 278 прошли переподготовку, 261 получили вторую профессию, 80 повысили квалификацию. Из этого числа обучающихся только 17 человек (1,3%) не смогли трудоустроиться и вновь обратились в службу занятости. В результате армия безработных уменьшилась на 72,2%.

Процесс трудоустройства на селе затрудняется еще и отсутствием вакансий. По состоянию на 1 января в банке вакансий насчитывалось более шести тысяч свободных мест, из них около 400 приходится на сельскую местность, т.е. на одну вакансию в среднем на юге области претендует 1,4 безработных, а в сельской местности- 13. В таких районах, как Аромашевский, Бердюжский, Казанский, Сорокинский, Тобольский, вакансии вообще отсутствуют. По одной заявленной вакансии- в Армизонском, Вагайском, Ярковском, Уватском районах.

Такова ситуация на рынке труда в нашем регионе.

В завершение скажу, что наряду с территориальными программами занятости населения весомый вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда вносят и другие областные программы, действующие на территории области: « Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий», «Государственная поддержка социально- экономического развития отдаленных труднодоступных территорий», « Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса « и другие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Исследовав вопрос  рынка труда как в России, так  и в непосредственно в регионе, я могу заключить, что особенностью  формирования рынка труда в  России является гипертрофированное  развитие скрытой безработицы, в  состав которой включаются лица, формально занятые в народном  хозяйстве, но которые в связи  с сокращением объемов производства  могут быть высвобождены.

2. Из классических  форм безработицы в экономике  России отмечается рост фрикционной  и структурной форм. Уровень циклической  безработицы вырос после финансового  кризиса в августе 1998 года, но  снизился с началом промышленного  подъема 1999 года. Вместе с тем  растет застойная (хроническая) безработица, связанная с низкой мобильностью  и слабой конкурентоспособностью  безработных на рынке труда.

3. В последние  годы наметилась тенденция к  сокращению уровня безработицы. Общий потенциал безработных  в России в 1997г. оценивался в 15% экономически активного населения, а к середине 2001 года он снизился  до 8,5%.

4. Безработица в  России носит ярко выраженный  региональный характер. Это социальное  явление в наибольшей мере  затронуло менее развитые, аграрные  регионы и регионы с наиболее  высокой долей ВПК.

5. Государственными  мерами борьбы с безработицей  в России являются:

-создание Федеральной  государственной службы занятости, основой которой являются региональные  центры занятости населения;

-поощрение государственными  субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную  плату на начальных этапах  переходного периода в России;

-долгосрочный выход  на пенсию широко использовался  для предотвращения безработицы  среди госслужащих в начале  переходного периода;

-расширение программ  переподготовки;

- социальная помощь  безработным через пособия по  безработице.

В нашем регионе наряду с территориальными программами занятости населения весомый вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда вносят такие областные программы, действующие на территории области, как «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий», «Государственная поддержка социально-экономического развития отдаленных труднодоступных территорий», « Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса» и другие.

Однако, в целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и молодежной безработицы во многих регионах становятся факторами нарастающих социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие структурно- регрессивных спадов производства, кризисно- депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и т.д.)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Федеральный закон  от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 22.08.2004) « О  занятости населения РФ».

2. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект  лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.-224с.

3. Введение в макроэкономику: Учебное пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под  ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-175с.

4.Занятость и  рынок труда: новые реалии, национальные  приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 1998г.

5.Капелюшников Р.И., Аукционер С. Придерживание рабочей  силы: свидетельства « Российского  экономического барометра»// К вопросу  теории и практики экономики  переходного периода. М., 1996г.

6. А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко. Экономическая теория (конспект  лекций)-М.: « Приор- издат», 2003.- 144с.

7. Налоги. Инвестиции. Капитал.- июль- декабрь. 2001г./ издание  Администрации Тюменской области

8. Носова С.С. Экономическая  теория: Краткий курс: Учеб. пособие  для студ. выс. уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-288с.

9. « Наши доходы  опережают рост цен» // Газета  « Тюменские известия» №-6, 2004г.

10. Послание губернатора  Тюменской области областной  Думе// Газета «Тюменская область  сегодня» №197-24 октября. 2003г.

11. « Почему растет  безработица на селе?»// Газета  « Тюменская область сегодня»  №58, 31 марта 2004г.

12.Российская экономика: прогнозы и тенденции. 1999 №72-74

13. Эренберг Р., Смит  Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Из-во МГУ, 1996

 


Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и преодоление безработицы