Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики в области труда, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения эффективности его регулирования.

Содержание работы

Введение .…………………………………………………………………….. 3
1 Понятие и сущность рынка труда………………………………………….4
2 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……..9
2.1 Особенности государственного регулирования рынка труда Германии…………………………………………………………..…....9
2.2 Государственное регулирование рынка труда Японии ……......….13
2.3 Государственное регулирование рынка труда США……………….17
3. Рынок труда Республики Беларусь и пути совершенствования государственного регулирования………………………………………21
3.1 Анализ состояния и проблемы рынка труда Республики Беларусь.21
3.2 Система управления рынком труда в Республике Беларусь……….26
3.3 Адаптация зарубежного опыта регулирования и перспективы развития системы управления в Республике Беларусь…………….31
Заключение …………………………………………………………............41
Список использованных источников ………….………………………….43

Файлы: 1 файл

мой.docx

— 124.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

                                                                                                                                             

Введение .…………………………………………………………………….. 3

1 Понятие и сущность  рынка труда………………………………………….4

2  Зарубежный опыт государственного  регулирования рынка труда……..9

2.1 Особенности государственного  регулирования рынка труда Германии…………………………………………………………..…....9

2.2 Государственное регулирование рынка труда Японии ……......….13

2.3 Государственное регулирование рынка труда США……………….17

3. Рынок труда Республики  Беларусь и пути совершенствования  государственного регулирования………………………………………21

3.1 Анализ состояния и  проблемы рынка труда Республики  Беларусь.21

3.2 Система управления  рынком труда в Республике  Беларусь……….26

3.3 Адаптация зарубежного  опыта регулирования и перспективы  развития системы управления  в Республике Беларусь…………….31

Заключение …………………………………………………………............41

Список использованных источников ………….………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед  экономической наукой и практикой  много сложных и принципиально  новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу  таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой  является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой  для социальной стабильности в обществе.

Интенсивность высвобождения  и перераспределения рабочей  силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Исследование государственной  политики занятости актуально в  силу важности достижения наиболее полного  использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики в области труда, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения эффективности его регулирования.

Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих  задач:

– определить сущность понятия рынка труда;

– исследовать зарубежный опыт регулирования рынка труда развитых стран;

– проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь;

– исследовать роль государства на рынке труда, а также механизм его регулирования;

– изучить адаптацию зарубежного опыта регулирования рынка труда и перспективы развития системы управления в Республике Беларусь.

Методологической и теоретической  основой исследования послужили: работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистические сборники Республики Беларусь, Государственные программы занятости на 2010-2020 годы.

 

1 Понятие и сущность рынка труда

 

 

Рынок труда – это составная  часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, ценных бумаг и т.д.

Рынок труда - это один из рынков факторов производства. Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

В общем виде под рынком труда понимают особую подсистему рыночной экономики, в которой взаимодействуют  с одной стороны – работодатели (собственники средств производства), с другой – наемные работники. В результате этих взаимоотношений формируются объем, структура и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Составными компонентами рынка труда являются:

  • спрос на труд;
  • предложение труда;
  • цена рабочей силы;
  • стоимость рабочей силы;
  • конкуренция.

Спрос на труд – отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда.

Предложение труда – общее  количество рабочей силы, характеризуемое  численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.).

Ценой рабочей силы является ее заработная плата.

Стоимость рабочей силы определяется общественными издержками на ее воспроизводство, т.е. объемом потребляемых материальных и нематериальных благ.

Основным механизмом функционирования рынка труда является конкуренция  – как между нанимателями за привлечение  высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих  мест в системе общественного  разделения труда, а также между  работниками и нанимателями за условия  трудового соглашения и оплату труда и т.д. [1].

Основными субъектами рынка  труда являются:

  • собственники средств производства и органы, представляющие их интересы (ассоциации предпринимателей);
  • наемные работники и организации, отражающие их интересы (профсоюзы, советы работодателей);
  • государство (в лице различных его структур) как посредник между работодателями и наемными работниками.

Таким образом, среди основных субъектов рынка труда государству  отведена важная роль – как регулятора отношений найма, посредника между  работодателями и наемными работниками  и главного организатора функционирования рыночных отношений в этой сфере.

Рынок труда представляет собой динамическую систему. Чтобы  разобраться в этой системе, необходимо иметь абстрактную модель рынка  труда, воспроизводящую его основные характеристики:

  • деятельность каждого человека и каждой фирмы направлена на максимальное удовлетворение собственных интересов. У покупателя трудовых услуг в качестве обобщенного главного интереса выступает прибыль. Интерес продавца трудовых услуг в таком же обобщенном виде имеет более сложную структуру;
  • покупатели и продавцы трудовых услуг располагают определенной информацией в отношении имеющихся у них вариантов и способны выбрать для себя наиболее выгодный;
  • на рынке труда продаются и покупаются качественно однородные трудовые услуги. Работники как бы обладают рабочей силой одинакового качества, а рабочие не отличаются друг от друга;
  • производительность труда является постоянной величиной и не зависит от продолжительности рабочего времени и других факторов;
  • затраты на рабочую силу не имеют фиксированной, например, социальной, компоненты, а состоят исключительно из заработной платы, выплачиваемой в соответствии с количеством проработанных часов.[2].

В отличие от рынков других ресурсов рынок труда обладает рядом особенностей.            Во-первых, спрос на рынке труда является производным спросом (производным от тех готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данного труда). Труд как ресурс удовлетворяет потребности покупателя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. В связи с этим спрос на труд определяется производительностью конкретного вида труда и уровнем цен на продукты, в производстве которых он используется.

Во-вторых, существует предложение труда работников разных специальностей и в разных местностях. Соответственно на рынке труда действуют совершенно разные продавцы и покупатели, и поэтому складываются совершенно разные условия сделок.

В-третьих, специфичность  самого товара, реализуемого на рынке труда. Носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду, но и целым рядом других качеств (мотивами трудового поведения, психофизиологическими особенностями). Это обстоятельство значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. С другой стороны, и работодатели  подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивают коммуникабельность (способность к совместной работе, общительность работника), его способность к переобучению, трудовой мобильности.

В-четвертых, острота противоречий между продавцами и покупателями (наемными работниками и предпринимателями). Такие противоречия в рыночной экономике существуют всегда и везде: продавцы, чем бы они ни торговали, хотят продать подороже, а покупатели - купить подешевле. Однако при купле-продаже обычных товаров покупатели при слишком высокой цене на товар могут поискать других продавцов, где цены ниже, или вовсе отказаться от покупки данного товара, заменив его другим товаром-субститутом. Продавцы также могут при резком падении цен на товар отказаться от продажи своих товаров на данном рынке или придержать их для более поздней реализации, или сократить их производство и за счет этого расширить производство других (более выгодных в настоящее время) товаров. В совершенно ином положении находятся продавцы товара «труд». Как правило, это товар - единственный, которым они располагают для продажи. Если наниматели предложат рабочим слишком низкую заработную плату, то последние будут не в состоянии прокормить свои семьи. Ситуация окажется еще худшей, если работник вовсе не найдет работы. Не продав свой товар, работник не сможет купить жизненно необходимые ему потребительские товары и услуги.

В-пятых, последствия сделки о найме труда. При покупке труда (найме работника) покупатель взамен на заработную плату не просто требует от продавца (работника) исполнения определенных обязанностей, но и становится его начальником на все время найма, а продавец труда становится его подчиненным. При этом наниматель имеет реальную власть над нанятым им работником, чего не происходит при продаже любой другой услуги. Отношения власти порождают соответствующие противоречия.

Рынок труда, подчиняясь в  целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический  рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только макроэкономические и микроэкономические факторы, но и социальные, социально-психологические,  правовые, политические.

Так, предложение рабочей  силы определяется в первую очередь  демографическими факторами: уровнем  рождаемости, темпами роста численности  трудоспособного населения, его  половозрастной структурой. Важным фактором динамики рынка труда является степень  экономической активности различных  демографических и этнических групп  трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых  и безработных к общей численности  трудоспособного населения в  данной группе. Серьезное влияние  на динамику рабочей силы оказывают  процессы иммиграции. Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние  на динамику занятости, является состояние  экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьёзное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание  равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует  конъюнктуру рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; благосостояния (уровень дохода населения); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных).

Сущность рынка труда  проявляется в его основных функциях. Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда:

    • согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
    • обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда;
    • поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
    • формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;
    • стимулирование эффективной и рациональной занятости;
    • регуляция индивидуальных доходов работников;
    • содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда