Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа
Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики в области труда, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения эффективности его регулирования.
Введение .…………………………………………………………………….. 3
1 Понятие и сущность рынка труда………………………………………….4
2 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……..9
2.1 Особенности государственного регулирования рынка труда Германии…………………………………………………………..…....9
2.2 Государственное регулирование рынка труда Японии ……......….13
2.3 Государственное регулирование рынка труда США……………….17
3. Рынок труда Республики Беларусь и пути совершенствования государственного регулирования………………………………………21
3.1 Анализ состояния и проблемы рынка труда Республики Беларусь.21
3.2 Система управления рынком труда в Республике Беларусь……….26
3.3 Адаптация зарубежного опыта регулирования и перспективы развития системы управления в Республике Беларусь…………….31
Заключение …………………………………………………………............41
Список использованных источников ………….………………………….43
Содержание
Введение .…………………………………………………………………….. 3
1 Понятие и сущность рынка труда………………………………………….4
2 Зарубежный опыт
2.1 Особенности государственного
регулирования рынка труда Германии…………………………………………………………
2.2 Государственное регулирование рынка труда Японии ……......….13
2.3 Государственное регулирование рынка труда США……………….17
3. Рынок труда Республики
Беларусь и пути
3.1 Анализ состояния и
проблемы рынка труда
3.2 Система управления рынком труда в Республике Беларусь……….26
3.3 Адаптация зарубежного
опыта регулирования и
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ………….………………………….43
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования,
обусловленные началом
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики в области труда, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения эффективности его регулирования.
Поставленная цель предопределяет
необходимость решение
– определить сущность понятия рынка труда;
– исследовать зарубежный опыт регулирования рынка труда развитых стран;
– проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь;
– исследовать роль государства на рынке труда, а также механизм его регулирования;
– изучить адаптацию зарубежного опыта регулирования рынка труда и перспективы развития системы управления в Республике Беларусь.
Методологической и
1 Понятие и сущность рынка труда
Рынок труда – это составная часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, ценных бумаг и т.д.
Рынок труда - это один из рынков факторов производства. Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
В общем виде под рынком труда понимают особую подсистему рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны – работодатели (собственники средств производства), с другой – наемные работники. В результате этих взаимоотношений формируются объем, структура и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Составными компонентами рынка труда являются:
Спрос на труд – отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда.
Предложение труда – общее количество рабочей силы, характеризуемое численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.).
Ценой рабочей силы является ее заработная плата.
Стоимость рабочей силы определяется общественными издержками на ее воспроизводство, т.е. объемом потребляемых материальных и нематериальных благ.
Основным механизмом функционирования рынка труда является конкуренция – как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда, а также между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда и т.д. [1].
Основными субъектами рынка труда являются:
Таким образом, среди основных
субъектов рынка труда
Рынок труда представляет собой динамическую систему. Чтобы разобраться в этой системе, необходимо иметь абстрактную модель рынка труда, воспроизводящую его основные характеристики:
В отличие от рынков других
ресурсов рынок труда обладает рядом особенностей. Во-
Во-вторых, существует предложение труда работников разных специальностей и в разных местностях. Соответственно на рынке труда действуют совершенно разные продавцы и покупатели, и поэтому складываются совершенно разные условия сделок.
В-третьих, специфичность самого товара, реализуемого на рынке труда. Носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду, но и целым рядом других качеств (мотивами трудового поведения, психофизиологическими особенностями). Это обстоятельство значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. С другой стороны, и работодатели подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивают коммуникабельность (способность к совместной работе, общительность работника), его способность к переобучению, трудовой мобильности.
В-четвертых, острота противоречий между продавцами и покупателями (наемными работниками и предпринимателями). Такие противоречия в рыночной экономике существуют всегда и везде: продавцы, чем бы они ни торговали, хотят продать подороже, а покупатели - купить подешевле. Однако при купле-продаже обычных товаров покупатели при слишком высокой цене на товар могут поискать других продавцов, где цены ниже, или вовсе отказаться от покупки данного товара, заменив его другим товаром-субститутом. Продавцы также могут при резком падении цен на товар отказаться от продажи своих товаров на данном рынке или придержать их для более поздней реализации, или сократить их производство и за счет этого расширить производство других (более выгодных в настоящее время) товаров. В совершенно ином положении находятся продавцы товара «труд». Как правило, это товар - единственный, которым они располагают для продажи. Если наниматели предложат рабочим слишком низкую заработную плату, то последние будут не в состоянии прокормить свои семьи. Ситуация окажется еще худшей, если работник вовсе не найдет работы. Не продав свой товар, работник не сможет купить жизненно необходимые ему потребительские товары и услуги.
В-пятых, последствия сделки о найме труда. При покупке труда (найме работника) покупатель взамен на заработную плату не просто требует от продавца (работника) исполнения определенных обязанностей, но и становится его начальником на все время найма, а продавец труда становится его подчиненным. При этом наниматель имеет реальную власть над нанятым им работником, чего не происходит при продаже любой другой услуги. Отношения власти порождают соответствующие противоречия.
Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только макроэкономические и микроэкономические факторы, но и социальные, социально-психологические, правовые, политические.
Так, предложение рабочей
силы определяется в первую очередь
демографическими факторами: уровнем
рождаемости, темпами роста численности
трудоспособного населения, его
половозрастной структурой. Важным фактором
динамики рынка труда является степень
экономической активности различных
демографических и этнических групп
трудоспособного населения, рассчитываемая
как отношение численности
Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; благосостояния (уровень дохода населения); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных).
Сущность рынка труда проявляется в его основных функциях. Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда:
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда