При всех особенностях рынка
труда в каждой из стран его
обязательным условием являются личная
и экономическая свобода человека,
возможность выбора не только рабочего
места, но и образа жизни, наличие
товара – рабочей силы, возникающего
в обществе из-за отсутствия у работника
средств производства, существование
в экономической системе работодателя,
являющегося фактическим собственником
средств производства и создаваемых
рабочих мест.
Сегодня на рынке труда
реализуется возможность:
- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале[3].
Таким образом, конечной целью
рынка труда является, во-первых,
удовлетворение профессионально - трудовых
и жизненных интересов экономически
активного населения, включая социальную
защиту, и обеспечение народного
хозяйства нужными ему кадрами;
во-вторых, достижение максимально
полной и минимально прерывной занятости,
с учетом потребности в частичной
рабочей неделе, скользящем графике
рабочего дня.
2 Зарубежный опыт
государственного регулирования рынка
труда
2.1 Особенности
государственного регулирования
рынка труда Германии
Одной из наиболее развитых
стран европейского континента является
Германия. Она является одной из
ведущих индустриальных государств.
Экономическая система современной
Германии носит наименование "социального
рыночного хозяйства". Она характеризуется
достаточно существенной ролью государства
в экономике.
На рынке труда Германии
действует особое образование — тарифная автономия.
Она гарантируется конституцией и означает,
что работодатели и работники в лице профсоюзов
могут без вмешательства государства
регулировать условия и оплату труда на
базе тех нормативов, которые установлены
в законодательном порядке. Если государство
само выступает собственником предприятия,
то оно приобретает права и обязанности
частного предпринимателя, т.е. подпадает
под тарифную автономию. Для урегулирования
проблем оплаты труда и его условий конституция
гарантирует работникам право на забастовку.
Германия характеризуется
достаточно развитым трудовым и гражданским
правом, а также закреплением в
этих отраслях основополагающих прав
и обязанностей граждан, в частности,
в данном государстве гарантируется
право на защиту от увольнений (работодатель
может уволить работника в
случае нарушения им обязанностей или
по экономическим причинам); право
на получение пособий по безработице
и финансирование переобучения (закон
о содействии занятости); определена
максимальная продолжительность рабочего
дня и недели (закон о регулировании рабочего
времени); гарантирован отпуск (Федеральный
закон об отпусках и Закон об миримо материнства);
поддерживаются безопасные условия труда
(закон о безопасности труда) и т.д.
Тарифные переговоры затрагивают
вопросы определения размеров заработной
платы. Для отдельного работника
параметры тарифного соглашения
представляют минимальный параметр,
который может быть повышен нанимателем
за счет поощрительных выплат и надбавок.
Возможности превышения установленных
нормативов определяются прибылями
предпринимателей, динамикой конъюнктуры,
условиями функционирования рынка
труда.
Система социальных гарантий
в Германии охватывает практически
все категории населения. Основная
роль все же принадлежит выплатам
в случае потери работы. Пособие
по безработице получают ограниченное
время. Затем люди, не имеющие работы
и не обладающие сбережениями, имеют
право на помощь по безработице.
Социальная помощь включает
пособие на жизнеобеспечение, помощь
в случае болезни, помощь по уходу за
инвалидами, помощь будущим и кормящим
матерям, пособия на приобретение одежды,
доплаты за квартиру, помощь в особых жизненных
ситуациях.
Получатели социальной помощи,
которые соответствуют возрастным
критериям и являются здоровыми,
привлекаются к общественным работам:
уборке территории, ремонту и строительству
дорог, уходу за престарелыми и больными.
Пенсия по старости выплачивается
через систему пенсионного обеспечения.
Для ее получения необходим, по крайней
мере, семилетний трудовой стаж. Возможно
участие работников в частной
системе пенсионного обеспечения.
Конкретный размер пенсии определяется
в соответствии с установленной
методикой.
В Германии существуют такие
системы как "Союзы интересов"-
объединения работодателей и наемных
работников, созданные для организованной
защиты своих членов [4].
В Германии главным источником
неэффективности системы регулирования
является отсутствие гибкости рынка
труда.
Отсутствие гибкости рынка
труда в Германии вызвано действием
ряда факторов:
- основная причина носит институциональный характер. Объединения работодателей и наемных работников, часто именуемые “союзами интересов”, создавались для организованной защиты своих членов, но со временем стали руководствоваться собственными корпоративными интересами. Возможность давления на партнера в социальном диалоге и на политические органы призвана доказывать значимость этих союзов, которые все меньше заботятся об обеспечении занятости и явно не заинтересованы в реформах, опасаясь снижения степени своего влияния. В результате на рынке труда поддерживается порядок, отвечающий интересам членов союзов (а это далеко не все работники и предприниматели) и особенно их функционеров, но не содействующий эффективной занятости.
- поведение “союзов интересов” на рынке труда носит картельный характер, следовательно, там не действует механизм конкуренции. Как и любые монополии, такие картели заключают соглашения, которые учитывают интересы инсайдеров (членов профсоюзов и крупных фирм, занимающих господствующее положение в союзах работодателей), но часто в ущерб третьим лицам (безработным, мелким предприятиям, налогоплательщикам и плательщикам социальных взносов). Правительство активно поддерживает производственных гигантов (считая, что на них держится экономика страны), в то время как содействие малому бизнесу, где трудится около 80% занятых, недостаточно, хотя, как показали исследования, оно обеспечило бы создание большего числа рабочих мест при значительно меньших затратах.
- “Союзы интересов” сыграли положительную роль в эпоху стандартного массового производства, когда обеспечение стандартных условий и оплаты труда имело большее значение, чем достижение гибкости рынка труда. Без мощных профсоюзов вряд ли был бы возможен социальный мир в промышленно развитых странах. Однако сегодня стандартные условия (в сохранении которых заинтересованы и профсоюзы, и союзы работодателей) не только препятствуют развитию и быстрой адаптации экономики к новым требованиям, но порождают более высокую безработицу. Это связано с тем, что картели (в том числе и действующие на рынке труда) всегда договариваются о ценах выше равновесных. Иными словами, труд становится несоразмерно дорогим, а дорогой ресурс требует экономного использования.
- ответственность же за такие действия и их результаты картели не несут, она возлагается на правительство, которое, в свою очередь, стремясь привлечь голоса избирателей, усугубляет положение, создавая корпоративистские конструкции, например “Союз за труд”, вместо проведения непопулярных, но эффективных реформ. Нацеленность такого переговорного механизма на достижение консенсуса работодателей, профсоюзов и политиков потенциально опасна, поскольку совпадение их интересов чревато разрушительными для экономики последствиями.
- система соучастия в управлении не столько способствует демократизации экономики, сколько позволяет профсоюзам укреплять свои властные позиции, расширяя влияние за пределы своей компетенции, в том числе распространяя его на предпринимательские решения. В условиях глобализации это становится конкурентным недостатком страны, которая в результате теряет привлекательность для инвесторов и соответственно возможность создавать новые рабочие места.
- активная политика на рынке труда далеко не всегда содействует росту занятости (если не считать увеличение числа чиновников и служащих министерства труда и бюро по трудоустройству). Эффективность осуществляемых в ее рамках мер часто невысока. Так, много денег тратится на организацию общественных работ для безработных, однако, как показывает практика, после их завершения шансы участников на получение нормального рабочего места не только не повышаются, но скорее снижаются. Вместе с тем статистика безработицы выглядит более благополучной именно благодаря государственным мерам по предоставлению временной работы.
- социальная политика, которая оказывает непосредственное воздействие на рынок труда, нуждается в реформировании не меньше, чем регулирование трудовых отношений. Проблема в том, что лица, осуществляющие социальную политику, часто озабочены справедливым распределением общественного продукта, произведенного сегодня, не заботясь о том, как повлияет такое распределение на будущее производство. Во многом это является следствием нехватки среди политических функционеров специалистов, способных обеспечить устойчивое долгосрочное экономическое развитие.
- система социальных гарантий в Германии при всех ее достоинствах имеет существенный недостаток – она слишком дорога, и ее финансирование создает большие трудности даже для одной из сильнейших экономик мира. Кроме того, она воздействует на рост безработицы двояким образом: во-первых, крайне удорожает труд из-за необходимости платежей в социальные фонды, во-вторых, способствует тому, что незанятость становится для многих людей более привлекательной, чем работа
- защита от необоснованного увольнения, казалось бы, является абсолютно необходимым правом работника, которое должно быть гарантировано государством. Однако при высокой и устойчивой безработице “барьеры выхода”, выгодные для имеющих работу, превращаются в “барьеры входа” для не имеющих ее. Предпринимателям легче ограничить прием работников во время благоприятной конъюнктуры, чем доказывать обоснованность увольнений при ухудшении положения их фирм.
В целом же можно сказать,
что рынок труда в Германии
“не вполне рыночный”. Не спрос
и предложение труда определяют
его цену, а наоборот, цена в значительной
мере влияет на объем и характер
спроса и предложения этого ресурса [5].
В условиях замедления темпов
прироста населения, старения общества,
ограничения иммиграции характерной
тенденцией для Германии становится
переход от политики стимулирования спроса
к стимулированию предложения рабочей
силы. Смена концептуального подхода регулирования
занятости и рынка труда в государстве
от стимулирования спроса к преимущественному
стимулированию предложения рабочей силы
потребовала изменений в механизме государственного
воздействия на рынок труда.
Современная система стимулирования
экономической активности населения
в Германии опирается на следующие
стратегии:
- активизацию поиска работы незанятым трудоспособным населением, включающую экономические санкции к тем, кто занимается этим недостаточно активно (сокращение пособий по безработице);
- более широкое привлечение к труду женщин трудоспособного возраста, использование гибких форм занятости, надомной работы;
- вовлечение в производство лиц, вышедших за официальные границы трудоспособного возраста и не утративших способность к труду;
- совершенствование организации труда и более эффективное использование рабочего времени на предприятии.
На наднациональном уровне
мониторинг и регулирование европейского,
а, в частности, и Германского рынка труда
осуществляется Комитетом по занятости,
в который входит представитель Европейской
комиссии и по два представителя от каждой
страны – члена ЕС. Главный метод наднационального
воздействия на рынок труда – выработка
общей стратегии по вопросам политики
занятости и координация политики занятости
государств – членов ЕС.
Инструменты этой координации
включают:
- контроль состояния занятости в странах – членах ЕС (мониторинг);
- выявление удачных мер и сравнительный анализ достигнутых результатов;
- рекомендации отдельным государствам – членам ЕС в области занятости и рационального использования трудовых ресурсов;
- финансовую поддержку национал<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';