Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Переход к рынку России в 1990-х гг. заострил проблемы занятости и добавил к ним новые. Рыночные реформы означали отмену большей части административных ограничений, действовавших в сфере занятости при прежнем экономическом режиме. Были законодательно определены права и обязанности работников, работодателей и государства применительно к новым условиям. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным возник и начал бурно развиваться новый частный сектор. Трудовая деятельность утратила обязательный характер, который она имела в плановой экономике, исключительное право распоряжаться своими способностями к труду было признано за самими работниками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы рынка труда………………………………………….5
1.1 Сущность и теории рынка труда …………………………………………...5
1.2 Виды безработицы……………………………………………………………6
1.3 Механизм функционирования рынка труда……………………………….7
1.4 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……8
1.5 Специфика рынка труда…………………………………………………….10
1.6 Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы……..11
2. Государственное регулирования рынка труда……………………………15
2.1 Способы регулирования рынка труда……………………………………...15
2.2 Инструменты государственного регулирования…………………….……16
2.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………………16
2.4 Занятость и безработица в РФ по июнь 2011 года………………………..19
2.5 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ……. .21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки  фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

          На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

          Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

 

    1. Занятость и безработица в РФ по июнь 2011 года

 

          Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июня 2011 года.

          Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июне 2011г. Составила 76,0 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

          В численности экономически активного населения 71,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн.человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) (Приложение 4).

          Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июне 2011г. Составил 6,1% (Приложение 5).

          Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июне 2011г. Составил 64,4% (Приложение 6).

          По сравнению с июнем 2010г. Численность занятого населения практически не изменилась, численность безработных сократилась на 528 тыс. человек, или на 10,2% (в сопоставимой методологии).

          Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,2 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июня 2011г. В государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1425 тыс. человек.         

          Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,9% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июне 2011г. Составила 31,4%, среди безработных женщин – 39,4%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его используют более половины безработных (Приложение 7).

          Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в июне 2011г. Составила 46,0%, доля городских жителей – 64,5%.

          Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В июне 2011г. Это превышение составляло 1,6 раза (Приложение 8).

          Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в июне 2011г. Составил 34,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 6,4%, 20-24 лет – 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (30,6%) и 20-24 лет (12,9%). По сравнению с маем 2011г. Уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 0,5 процентного пункта (Приложение 9).

          В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в июне 2011г. Составил 15,0%, в том числе среди городского населения – 13,5%, среди сельского населения – 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения – 3,4 раза, сельского населения – 2,4 раза.

          Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,3% безработных (застойная безработица).

          Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,2%, среди городских – 32,6%.

          Наличие опыта работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В июне 2011г. Их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,3% составляет молодежь до 20 лет, 44,6% - от 20 до 24 лет, 19,8% - 25-29 лет.

          В июне 2011г. Среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 20,5%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию – 22,4%.

          Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий – в Северокавказском федеральном округе (Приложение 10).

 

    1. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ

 

В России прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда. Это  означает формирование такой системы  экономических отношений между  работодателями и работниками, при которой занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.

Происходящие экономические  реформы закономерно порождают  спад производства и безработицу. Однако, такой взгляд на рынок труда был бы слишком упрощенным. На самом деле на него воздействует более сложный комплекс факторов, среди которых можно выделить 3 блока: природно-ресурсные; демографические; социально-экономические.

          Не вызывает сомнений тот факт, что между обеспеченностью природными ресурсами и занятостью существует прямая связь. Россия имеет возможность полностью удовлетворять серьезные потребности своих предприятий и тем самым положительно воздействовать на занятость. Однако, сложившаяся к настоящему времени экономическая ситуация, пронизанная сложными и разнообразными противоречиями и проблемами, не позволяет реализовывать имеющиеся возможности экономики.

          Действие второго фактора в настоящее время проявляется довольно слабо, поскольку заметных изменений численности трудоспособного населения за последние годы (1992-97г.г.) не произошло. Однако структурные подвижки в составе населения  обещает во второй половине 90-х годов некоторое увеличение численности трудоспособного населения. В России существуют собственные локальные зоны “демографического взрыва”; где темпы прироста населения десятилетиями превышают темпы создания рабочих мест - Это, главным образом, национальные республики Северного Кавказа. Кроме того, в ближайшие годы Россия будет страной относительно массовой иммиграции, причем проблемы социальной и трудовой адаптации мигрантов, в первую очередь, зарегистрированных беженцев, будет стоять достаточно остро.

          Основное влияние на рынок труда в России оказывают социально-экономические факторы, среди которых можно выделить: спад производства, структурные сдвиги в экономике; динамика форм собственности; инвестиционный климат в стране; ситуация в сфере доходов.

          Суть новой политики в социально-трудовой сфере должна заключаться в переходе от политики “полной занятости” к рыночной системе, которая предполагает рациональное использование труда.

Важная роль в этом процессе принадлежит государству, основным рычагом усиления влияния  которого в регулировании рынка  труда становится активная социальная политика. В ее центре - два тесно взаимосвязанных аспекта: доходы и занятость. Рассматриваемая только как часть социальных программ, политика занятости пробуксовывает. На самом деле это важнейшая экономическая проблема, неразрывно связанная с инвестиционной политикой и структурными изменениями.

          В то же время реформирование социальной сферы невозможно осуществить без параллельной реформы системы доходов. Низкий уровень цены рабочей силы и заработной платы не способен выполнять присущие им воспроизводственные функции. Такая заработная плата превратилась в форму социального пособия, разрушающую экономику.

Поэтому назрела необходимость  повышения цены труда.

          Изучение институциональных факторов рынка труда традиционно сопутствовало сменявшим друг друга макроэкономическим доктринам. Впрочем, всегда находились специалисты, которые считали институциональные факторы - несовершенство законодательства, структур собственности, соотношений между крупными, средними и малыми предприятиями, организацию самого рынка труда главными причинами возникающих проблем и диспропорций, в том числе безработицы. В России крупнейшей институциональной перестройкой последних лет стала приватизация. Доля занятых в частном секторе, согласно Госкомстату РФ, в 1992-1997гг. увеличилась с 15,3% до 54,4% от общей численности занятых в экономике. Обсуждение большинства политических, социальных, экономических, юридических аспектов приватизации не входит в задачи настоящей работы - кроме одного. Насколько правомерно предположение о том, что приватизация должна вызвать массовую безработицу?

         Теоретическая модель гипотезы о существенном и негативном влиянии приватизации на занятость достаточно проста: в результате приватизации предприятий должны повышаться организованность их работы, эффективность труда и вследствие этих причин должен снижаться спрос на труд. Данная модель была бы приемлема для жестко структурированного насыщенного рынка с ограниченным уровнем спроса на все виды товаров в России, несмотря на ограничения спроса, возникшие в результате инфляции и других кризисных факторов, рынки многих товаров не полностью насыщены. Поэтому потенциально меньше приватизированные предприятия могут расширять сбыт продукции и спрос на труд. Не реализуются указанные возможности в результате общего кризиса, в равной степени препятствующего нормальной деятельности как частных, так и государственных предприятий. Кроме того, на многих приватизированных предприятиях после формальной смены титула собственности не происходит позитивных изменений в технологии, организации и эффективности труда.

          В последнее время в российской экономике все отчетливее проявляется такая тенденция, как незаинтересованность предприятий в улучшении качественного состава работающих. Такое улучшение считается задачей будущего и поэтому уходит на второй план. На первом же месте стоит проблема выживаемости, самосохранения.

          Серьезное влияние на рынок труда на всех уровнях оказывает подготовка и переподготовка кадров. Требует своего разрешения обострившееся в последнее время противоречие между формальным и реальным образованием. Рынок труда и подготовка учебными заведениями специалистов не имеют почти никакой взаимосвязи. В то же время современное предприятие ставит перед выпускником учебного заведения, нанимаемым на работу, вопрос: что конкретно он умеет делать?

          Это предполагает наличие у него определенного опыта работы. Опыт работы по специальности до получения диплома накопить трудно. Студент еще с младших курсов вынужден устраиваться на работу, очень редко соответствующую его будущей специальности, лишь ради заработка. Причем работать приходится зачастую в дневное время, когда идут занятия, т.е., он работает за счет учебы. Компенсировать упущенное он пытается уже после получения диплома, ценой немалых затрат времени и денег, на многочисленных курсах, порой сомнительной репутации.

          Проведенный анализ показал, что сохранение нынешних тенденций в экономике в целом и на рынке труда, в частности, может привести к перспективе увеличения масштабов, как явной, так и скрытой безработицы, не говоря о других негативных факторах.

          Поэтому необходима дальнейшая дифференциация политики занятости. В частности, на республиканском уровне могут быть приняты специальные программы (конверсия, беженцы и др.). Для большинства территориальных единиц, входящих в состав республики  могут быть использованы типовые решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          В России всегда недостаточно внимания уделялось и уделяется рационализации соотношения между экономически активным и неактивным населением, повышению общественной производительности труда, территориальной особенности формирования трудовых ресурсов, поощрению развития финансово-промышленных групп, борьбе с организованной экономической преступностью в сфере предпринимательства, регулированию трудовой миграции из страны, приближению минимальных доходов населения к стоимости прожиточного минимума, росту числа населения, живущих за чертой бедности.

Решение проблемы снижения уровня безработицы до минимального и обеспечения высокого уровня занятости трудоспособного населения страны, необходимо искать на путях роста заработной платы и повышения жизненного уровня населения.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда