Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:41, курсовая работа
Переход к рынку России в 1990-х гг. заострил проблемы занятости и добавил к ним новые. Рыночные реформы означали отмену большей части административных ограничений, действовавших в сфере занятости при прежнем экономическом режиме. Были законодательно определены права и обязанности работников, работодателей и государства применительно к новым условиям. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным возник и начал бурно развиваться новый частный сектор. Трудовая деятельность утратила обязательный характер, который она имела в плановой экономике, исключительное право распоряжаться своими способностями к труду было признано за самими работниками.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы рынка труда………………………………………….5
1.1 Сущность и теории рынка труда …………………………………………...5
1.2 Виды безработицы……………………………………………………………6
1.3 Механизм функционирования рынка труда……………………………….7
1.4 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……8
1.5 Специфика рынка труда…………………………………………………….10
1.6 Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы……..11
2. Государственное регулирования рынка труда……………………………15
2.1 Способы регулирования рынка труда……………………………………...15
2.2 Инструменты государственного регулирования…………………….……16
2.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………………16
2.4 Занятость и безработица в РФ по июнь 2011 года………………………..19
2.5 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ……. .21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………
Безработица оказывает негативное влияние на все стороны общественной жизни, поскольку трудовая деятельность формирует человека как такового и является источником социально-экономического прогресса.
Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда, социально-экономических, финансовых, политических, семейных, эмоциональных и медицинских последствий безработицы. Рассмотрим основные последствия безработицы:
Ухудшение качества трудовых ресурсов. Во-первых, длительная безработица приводит к потере специалистами своей квалификации. Во-вторых, стрессовые ситуации, связанные с увольнением и безуспешными поисками работы, отрицательно сказываются на здоровье населения.
В-третьих, профессиональная и территориальная миграция трудовых ресурсов, которая приводит к более эффективному их использованию, сковывается опасениями людей потерять работу в период высокой безработицы.
Сокращение доходов и уровня жизни населения. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.
Безработица порождает бедность и нищету, разрушает средний класс общества, который составляет социальный базис экономики развитых стран. В результате имущественное расслоение в обществе усиливается, что нередко приводит к социально-политической нестабильности.
Увеличение преступности. Число преступлений не находится в прямой связи с уровнем безработицы, однако удельный вес неработающих в общей численности правонарушителей чрезвычайно высок. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы.
Усиление стимулов к добросовестному труду. Угроза безработицы стимулирует работников к более эффективного и добросовестному труду. Высокий уровень безработицы среди лиц с низким уровнем образования является для них сигналом о необходимости повышения квалификации, он способствует увеличению спроса на образование в обществе и улучшению качества трудовых ресурсов.
Сокращение объёма национального производства. Его по праву считают важнейшим следствием безработицы. Поскольку, полная занятость-состояние экономики, при котором отсутствует циклическая безработица, т.е. имеются наиболее благоприятные условия занятости. Уровень безработицы при полной занятости называют естественным уровнем безработицы, а соответствующий реальный валовой внутренний продукт – потенциальным ВВП. Исключением является период войны, когда фрикционная и структурная безработица искусственно ограничены и фактический уровень может опуститься ниже естественного значения, а фактический объём производства превысить потенциальный ВВП.
Отставанием ВВП называют относительное отклонение фактического ВВП от его потенциального значения:
Отставание ВВП= , где
ВВПф и ВВПп – фактическое и потенциальное значения валового внутреннего продукта, соответственно.
Законом Оукена называют формулу, связывающую величину отставания ВВП и уровень безработицы. Эта формула получена американским экономистом А. Оукеном (1928–1980) эмпирическим путём в результате обработки и анализа статистических данных. Согласно этому закону, увеличение уровня безработицы на 1% приводит к увеличению отставания ВВП на 2–3%, т.е. выполняется приближённое равенство:
Отставание ВВП=2,5 (УБф – УБе), где
УБф и УБе – фактический и естественный уровень безработицы, соответственно.
Пример. Естественный уровень безработицы равен 5%, а её фактический уровень равен 7%.Потенциальный ВВП равен 8000 млрд. руб. Тогда согласно закону Оукена, отставание ВВП составит приблизительно 2,5 2%=5%.Это значит, что из-за безработицы теряется 1\20 часть максимально возможного объёма производства, т.е. 400 млрд. руб.
Составной частью структуры рыночной экономики является рынок труда, который функционирует в ней наряду с другими рынками материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и так далее.
На рынке труда одна сторона представлена лицами, ищущими работу, другая – работодателями.
Рынок труда отличается от рынков обычных товаров. В нем действуют присущие человеческому фактору регуляторы и социальные силы.
Труд, как целенаправленная деятельность и предприимчивость, как свойство труда, изначально присущи человеку. Их становление и совершенствование происходило на протяжении многих тысячелетий вместе с развитием человека и общества.
Для устранения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям.
Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ, которая включает в себя совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, регулирующих основные социально-экономические отношения в стране.
Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, принятие законов, контроль над их исполнением, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы
Федеральные законы трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он так же, правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ.
Судебные органы осуществляют
правосудие: наказание нарушителей,
разрешение проблем, конфликтов, связанных
с применением трудового
В решение социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные организации, которые отвечают за заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и так далее.
В теории и практики государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддержать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирования условий эксплуатации окружающей среды.
Материальной базой
и важным инструментом государственного
регулирования являются государственная
собственность и
Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Социальная политика
и внешнеэкономическое
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В программе содействия
занятости населения
Политика на рынке
труда в ближайшем периоде
будет направлена на: обеспечение
прогрессивных сдвигов в
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится: преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени; сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макро уровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции – разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда