Государственное регулирование рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач.

Файлы: 1 файл

Экономика. теория.docx

— 226.05 Кб (Скачать файл)

На рынках с несовершенной конкуренцией, в частности в условиях олигополии, производители будут иметь излишек, поскольку существует тенденция  рыночных цен к превышению издержек производства.

Термины «излишек потребителя» и «излишек производителя» применяются с целью  определить результаты добровольного  обмена. Сумма излишков потребителей и излишков производителей показывает общественную выгоду, образующуюся в  связи с существованием рынка. Все  названные категории могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной  налоговой и внешнеэкономической  политики, а также в других случаях.

 

  1. Максимизация прибыли фирмы на рынке совершенной конкуренции

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью  фирмы. Поэтому фирма должна выбрать  такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли  за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это  разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = TR - ТС.

Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем  продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход  она может повлиять лишь посредством  изменения объема продаж. Если валовой  доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки - это  издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль  достигается в двух случаях:

  • а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);
  • б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это  изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы  объема выпуска. Для конкурентной фирмы  предельный доход всегда равен цене продукта:

MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу  между предельным доходом от продажи  дополнительной единицы продукции  и предельными издержками:

предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой  переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем  выпуска продукции, при котором  цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при  котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному  доходу:

Р = МС = MR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции  иллюстрируется на рис. 26.1.

Рис. 2.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем  выпуска, который позволяет ей извлекать  максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции  извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно  использовать прибыль за единицу  продукта в качестве критерия общей  прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной  продукции; равны общим издержкам  производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной  продукции. Различают три вида средних  издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

  • цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 2.2);
  • цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 2.3);
  • цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 2.4);
  • цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 2.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 2.6).

Рис. 2.2. Максимизация прибыли  конкурентной фирмой

Рис. 2.3. Самоокупаемая конкурентная фирма

Рис. 2.4. Конкурентная фирма, несущая убытки

  1. Эластичность

Эласти́чность (англ. elasticity) — мера чувствительности одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цене, доходу) , показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Коэффициент эластичности

(Точечной) эластичностью (коэффициентом эластичности) переменной y к x называется величина:

Данное  значение определяет эластичность в  конкретной точке. Эластичность постоянна  только в рамках логарифмической (или  степенной) модели зависимости. Во многих случаях (в том числе и для  линейной модели зависимости) эластичность в разных точках отличается. Поэтому  рассчитывают также среднюю (дуговую) эластичность как отношение процентных изменений y и x.

Иногда  вместо   и   используют среднюю точку в интервале изменения их значений.

где 

Преимуществом последнего способа является симметричность относительно знака изменения фактора.

Качественная характеристика эластичности

Если  коэффициент эластичности по модулю меньше единицы, то говорят о неэластичности переменной y по x. Если коэффициент эластичности больше 1, то говорят, что y эластичен по x, так как каждый процент изменения фактора приводит к еще большему изменению y. Если коэффициент эластичности равен 1, то говорят оединичной эластичности. В предельном случае, когда коэффициент эластичности равен бесконечности, говорят о совершенной эластичности. Соответственно, при нулевом коэффициенте эластичности - о совершенной неэластичности.

Основные показатели эластичности

Эластичность спроса

Эластичность спроса по цене, ценовая  эластичность спроса (price elasticity of demand) — чувствительность спроса   к изменению цены   (процентное изменение спроса на 1% изменения цены).

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

E —  Elasticity (эластичность); Q — Quantity (количество); P — Price (цена); d — Delta (изменение показателя); I — Income (доход)

Если  увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).

Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем  эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар растёт быстрее дохода в  том случае, если E>1. Свойственно  предметам роскоши.

Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.

.

Если  , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если  , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если  , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если  , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

Эластичность предложения

Эластичность предложения по цене — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения показывает относительное изменение объема предложения при изменении цены на 1 %. Расчёт полностью аналогичен расчёту коэффициента эластичности спроса относительно цены, но Q будет обозначать размер предложения.

Неэластичное  предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.

 


Информация о работе Государственное регулирование рынка