Неправовые
формы — оформление организационных
мероприятий и материально-технических
операций, совершаемых в процессе
государственного управления, которые
непосредственно юридических последствий
не влекут. Организационные формы -
решения совещаний, обсуждений, проверок,
распространение передового опыта, разработка
прогнозов, программ, методических рекомендаций,
бухгалтерская и статистическая отчетность
и т.п. Материально-технические формы -
решения, касающиеся ведения делопроизводства,
оформления документов, финансового учета
и отчетности, информационно-коммуникативной
и справочно-аналитической и им подобной
обеспечивающей деятельности. Неправовые
формы государственных решений не связаны
с изданием правовых актов и совершением
юридически значимых действий. Они не
порождают, не изменяют и не прекращают
правоотношения. Такие решения и действия
не могут рассматриваться в качестве форм
правового регулирования. Но они могут
иметь иное значение (например, выдача
какой-либо справки) или быть властными
физическими действиями органа (представителя)
власти (например, пресечение милиционером
правонарушения). Неправовые формы государственно-управленческих
решений могут предшествовать правовым
либо следовать за ними. При этом, в отличие
от правовых форм, они не требуют полного
и строго определенного законом юридического
закрепления; носят вспомогательный характер
в управленческой деятельности. Деление
всех форм управленческих решений по любым
основаниям условно, так как они тесно
взаимосвязаны, накладываются одна на
другую. Но все же они различны по своему
юридическому значению. Эффективность
управленческой деятельности в немалой
степени зависит от умелого их сочетания.
Работа по
унификации и стандартизации
управленческих решений государства
и их документарному оформлению
ведется во многих странах
мира. Такую работу в течение
длительного времени проводят
организации по стандартизации
в Англии, Бельгии, Германии, Норвегии,
Швеции и других странах. Роль
и значение унификации и стандартизации
документов особенно возросли в связи
с возможностями применения в управлении
компьютерных технологий. Все государственные
решения оформляются в соответствии с
имеющимися стандартами, в которых закреплены
основные требования к их составлению
и изданию (опубликованию). Так, судебное
решение обычно состоит из вводной (описательной),
мотивировочной и постановляющей частей.
Текстуальное содержание документа, принимаемого
органом исполнительной власти в виде
постановления, распоряжения или приказа,
чаще всего состоит из двух частей: констатирующей
и резолютивной (директивной, распорядительной).
В констатирующей части излагаются основания
(мотивы) для издания документа, а в директивной
указываются конкретные мероприятия (меры),
которые надлежит предпринять во исполнение
намеченных действий. Все меры расписываются
отдельно по каждому пункту с указанием
ответственных исполнителей, сроков исполнения,
а в конце указываются те, на кого возлагается
контроль за исполнением данного акта
в целом или его отдельных пунктов.
Государственно-управленческие
акты подчиняются общим правилам
подготовки служебных документов
в соответствии с требованиями
к их текстам, образцам бланков,
порядку составления и оформления,
их регистрации, учету, передаче, приему
и хранению. Составляется номенклатура
дел, проводится систематизация
и унификация служебных документов.
Все это определяется единой
государственной системой делопроизводства,
типовыми и отдельными инструкциями
по делопроизводству в государственных
органах. Для государственных решений,
содержащихся в нормативно-правовых
актах особенно важен процессуальный
порядок (процедурные правила), определяющий
весь цикл их разработки и
реализации: подготовку, принятие, регистрацию,
опубликование, применение и т.д.
При этом все нормативно-правовые
акты составляют единую систему,
построенную по принципу обязательного
соответствия актов нижестоящих
органов актам вышестоящих.
Наряду с
этим каждое подготавливаемое
решение должно быть выдержано
в определенном стиле с точки
зрения языка, логичности и формы
изложения, а также удобства восприятия
специальной терминологии и ее адекватного
понимания всеми, кому предназначено данное
решение. Оно должно ясно и точно передавать
смысл и существо необходимых к исполнению
действий, содержать обязательную для
этого информацию и указывать конкретные
способы исполнения. Директивные документы
(приказы, распоряжения, постановления
и пр.) не должны содержать неопределенных
фраз и безадресных формулировок, затрудняющих
однозначное понимание поставленных задач
и нарушающих порядок реализации намеченных
мероприятий либо допускающих противоречивые,
взаимоисключающие меры. Решение только
тогда будет надлежащим образом исполнено,
когда оно вполне понятно его исполнителям.
В государственном
управлении необходимо максимально
точно и правильно выражать
смысл целесообразных форм, в
которых содержатся властные
требования, т.е. самих решений. Поэтому
в юридической практике обычно
закрепляются требования к правовым
документам разного рода, их построению,
соотношению частей, разбитых на
статьи, пункты и подпункты, формулированию
положений, используемой терминологии
и т.д. Среди правил юридической
техники выделим: а) правильное формулирование
правовых норм и предписаний;
б) ясное определение смысловых
значений применяемых понятий
и терминов; в) четкий юридический
язык; г) емкие и точные заголовки
глав и статей; д) отсылки к
другим статьям; е) правильные обозначения
госорганов, должностных лиц и
других субъектов; ж) реквизиты. Реквизиты
государственных решений, как правило,
следующие: герб (государственный, субъекта
федерации, города), наименование государственного
органа, название акта (указ, приказ, постановление,
распоряжение и т.п.), заголовок (о чем),
номер, дата принятия (подписания), подпись
должностного лица, визы согласования,
исполнитель и др.
Стремясь упорядочить
процесс разработки управленческих
решений, государственные органы
стандартизируют общие требования
к ним в ведомственных инструкциях,
памятках, рекомендациях по служебному
делопроизводству. Правда, попытки
различных ведомств упростить
разработку решений путем их
унификации во внутрислужебном делопроизводстве
приводят в конечном счете лишь к излишнему
бумаготворчеству. В силу чего весьма
желателен общий регламентирующий акт
об унифицированных требованиях для разработки
однородных решений государственных органов.
Сам процесс
принятия управленческих решений
осуществляется с использованием
целого ряда специальных процедур.
Суть и целесообразность их
соблюдения в том, чтобы обеспечить
наиболее оптимальные условия
для принятия нужных решений
в надлежащем порядке. Обычно
совокупность процедур по принятию
управленческих решений называют
«регламентом» (от фр. reglement, regie - правило).
Например, из российской истории известны
Генеральный регламент государственных
коллегий 1720 г., регламенты Петра I; в настоящее
время действуют: Регламент Государственной
Думы, Регламент Совета Федерации, Регламент
Правительства РФ и др. Регламенты органов
государственной власти представляют
собой весьма объемные документы, подробно
детализирующие технологию принятия издаваемых
ими актов.
Управленческие
процедуры, связанные с принятием органами
государственной власти соответствующих
решений, служат обеспечению четкого функционирования
государственного аппарата, обеспечивают
Полноту, всесторонность и объективность
анализа проблем и обстоятельств конкретных
дел, правильное применение материальных
норм различных отраслей права, служат
достижению целей государственного управления,
способствуют его научной обоснованности
и законности, создают условия для реализации
прав, обязанностей и законных интересов
граждан и других участников государственно-управленческой
деятельности, помогают проводить в жизнь
принцип ответственности каждого органа,
должностного лица за порученное дело.
Принимая управленческие решения, орган
государственной власти реализует возложенные
на него полномочия для выполнения задач
и функций в рамках своей компетенции,
т.е. реализует государственный, иначе
- публичный, интерес. Реализация публичного
интереса, выражающего необходимость
эффективного и рационального использования
государственно-властных полномочий,
напрямую связана с обязательностью четких
процедурных правил для участников таких
отношений. Подобные отношения возникают
в связи или по поводу совершения органом
государственной власти своей юрисдикционной
деятельности в пределах предоставленной
правовой компетенции.
Разработка, принятие
и реализация государственных
решений — это сложный, многоступенчатый
процесс, в котором происходит
выработка и согласование позиций по самым
разнообразным общественно значимым вопросам
с целью практического осуществления
мер властного воздействия на социальную
действительность.
Многогранные
проявления общественной жизнедеятельности
и возникающих в ней ситуаций объясняют
большое разнообразие соответствующих
решений, принятие которых требуется со
стороны государства. Классификация государственных
решений позволяет систематизировать
их по различным основаниям, например,
по субъектам управления, времени и сфере
действия, содержанию и форме и т.д. Итак,
государственные решения можно классифицировать
следующим образом.
1. По субъектам
управления: а) общенародные (выборы, референдум);
б) федеральные, региональные (субъектов
федерации), местные; в) законодательной
власти, исполнительной власти, судебной
власти; г) единоличные, коллегиальные.
2. По целям
и времени действия - стратегические
(долгосрочные); тактические (среднесрочные);
оперативные (краткосрочные).3. По масштабу
действия - общегосударственные; локальные
(в пределах административно-территориальной
единицы); внутриведомственные; межведомственные.