Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 07:30, контрольная работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение 3
1. Понятие государственного бюджета 5
1.1 Роль и функции государственного бюджета в финансовой системе 7
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета. Сбалансированность бюджета 11
2. Дефицит бюджета. Источники финансирования бюджетного дефицита 18
3. Профицит бюджета 23
4. Государственный бюджет Российской Федерации
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно “размывали” эти два понятия - собственные и регулирующие доходы. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы — законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год.
Расходы бюджета,
являясь важной составной частью государственных
расходов в целом, выражают экономические
отношения, возникающие в связи с использованием
средств общегосударственного денежного
фонда [1, стр.29]. Формой проявления этих
отношений выступают конкретные виды
бюджетных расходов, причем их многообразие
обусловлено действием целого ряда факторов:
природой, функциями государства, уровнем
социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с национальной
экономикой, административно-
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
- трансферты населению;
- ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
- бюджетные кредиты юридическим лицам;
- субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации.
Целевой характер использования бюджетных ресурсов означает, что предоставление бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюджетом [7]. Если в ходе составления этого основного финансового плана страны государство устанавливает приоритетность и объемы удовлетворения тех или иных общественных потребностей, исходя из реальной социально-экономической ситуации, то принцип целевого использования бюджетных ресурсов также способствует повышению эффективности бюджетных расходов.
Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. В Российской Федерации это предполагает бюджетное финансирование затрат на:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебную власть;
- международную деятельность;
- национальную оборону;
- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- промышленность, энергетику и строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрану окружающей природной среды и природных ресурсы, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- образование;
- культуру, искусство и кинематографию;
- средства массовой информации;
- здравоохранение и физическую культуру;
- социальную политику;
- обслуживание государственного долга;
- пополнение государственных запасов и резервов;
- финансовую помощь бюджетам других уровней;
- утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров;
- мобилизационную подготовку экономики;
- формирование целевых бюджетных фондов;
- прочие расходы.
Сбалансированный бюджет — состояние государственного бюджета, при котором объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита [1, стр. 27]. При составлении, рассмотрении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а так же в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Однако достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Как правило доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.
2. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что финансовое положение в стране далеко от сбалансированного и бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.
Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.
Мировая экономическая литература и опыт развитых стран доказали, что в развитой экономике предел дефицита составляет 2–3% от валового общественного продукта или 8–10% к расходной части бюджета. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов[6, стр.18] .
Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для экономики любого государства. Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.) [8].
Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.
Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.
При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 БК РФ не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.
Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 БК РФ не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Возникновение дефицита связано с расширением политических и социальных функций государства, с возрастанием его роли в жизни общества. Прежде всего, это означает, что требуются дополнительные ресурсы, не компенсируемые ростом платежей в бюджет. Причинами этого может являться:
В современных условиях основная задача государственной финансовой политики – контроль над уровнем дефицита, предотвращение его неконтролируемого роста и постепенная ликвидация. Основными направлениями сокращения дефицита бюджета являются методы:
Методы по увеличению доходов бюджета. Можно осуществить за счет либо выявления новых источников поступлений, либо расширения уже существующей базы доходов. Для реализации этого направления принципиально важно создать условия для роста деловой активности и доходов предприятий и населения.
Существует несколько методов увеличения доходной части бюджета.
1. Увеличение налоговых
ставок (отмена льгот) по существующим
налогам или введение новых
обязательных платежей. Данный метод
рассчитан на достаточно
В современной литературе и экономической практике принято считать, что использование налоговой политики в плане роста налогов не является эффективным. Это связано с тем, что рост налогов приводит в средне- и долгосрочном периодах к увеличению цен на продукцию, снижению спроса, сокращению деловой активности и, следовательно, к уменьшению налоговых