Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 07:30, контрольная работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение 3
1. Понятие государственного бюджета 5
1.1 Роль и функции государственного бюджета в финансовой системе 7
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета. Сбалансированность бюджета 11
2. Дефицит бюджета. Источники финансирования бюджетного дефицита 18
3. Профицит бюджета 23
4. Государственный бюджет Российской Федерации
Заключение 26
Список использованной литературы 29
поступлений в бюджеты.
2. Снижение налоговых ставок и отмена неэффективных налогов.
При этом правительство рассчитывает на получение новых доходов за счет расширения налогооблагаемой базы и выхода экономики «из тени».
3. Дополнительная денежная
эмиссия денег (только для государственного
бюджета). Метод эмиссии денег
практически всеми учеными-
4. Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. Наиболее широко в экономике большинства развитых стран для увеличения доходов бюджета в условиях дефицита практикуется выпуск государственных займов, размещаемых среди населения, юридических лиц, иностранных инвесторов путем выпуска ценных бумаг (т.е. выхода государства на финансовый рынок). Средневзвешенная доходность размещения государственных ценных бумаг РФ в 2013 году составила 6,92% годовых (в 2012 году – 7,82% годовых).
5. Привлечение заемных средств, в том числе, бюджетных кредитов от бюджетов других уровней. Данный метод аналогичен предыдущему, так как связан с привлечением заемных средств не в форме ценных бумаг, а в виде кредитных договоров и соглашений. При этом также увеличивается государственный долг страны. Например, целях финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 году осуществлены государственные внутренние заимствования Российской Федерации на общую сумму 821,7 млрд рублей, что на 90,2 млрд рублей меньше, чем в 2012 году.
6. Перераспределение налоговых
доходов в пользу вышестоящего
бюджета посредством внесения
изменений в налоговое законода
7. Увеличение поступлений
от использования
8. Продажа государственного и муниципального имущества. Данный метод апробирован практически всеми развитыми странами мира, а также широко применялся и применяется в нашей стране. В первую очередь, разгосударствле-
ние экономики обеспечивает сокращение сферы государственного хозяйства и уменьшение бюджетных расходов по этим направлениям. Кроме того, за счет проведения аукционов можно привлечь в бюджет значительные средства.
9. Изменение статуса
внебюджетных фондов –
10. Увеличение процента
отчислений в бюджет от
Вторая группа методов ликвидации дефицита связана с сокращением расходов бюджета.
Данная группа методов включает направления, которые позволяют уменьшить общие издержки на функционирование государственного хозяйства. Сокращение расходов осуществляется одним или несколькими из нижеследующих методов.
1. Секвестр бюджета – пропорциональное сокращение всех расходных статей, следует считать скорее теоретическим методом, нежели широко используемым на практике. Процент сокращения определяется финансовыми органами соответствующего уровня власти и утверждается законодательными институтами.
2. Секвестр расходов, за исключением «защищенных» статей, т.е. части расходов бюджета, которая подлежит полному финансированию и не может быть уменьшена даже в случае сокращения доходов, а также не подвергается секвестру в условиях дефицита. К ним, в частности, относятся такие расходы, как: заработная плата; стипендии; пособия; питание; медикаменты и др.
3. Выборочное снижение расходов на величину, определяемую для каждого направления. Данный метод получил наиболее широкое применение во многих развитых странах и в Российской Федерации. Его результативность обеспечивается грамотным выбором бюджетных приоритетов, четким обоснованием причин сокращения расходов и пропорций этого сокращения. В зависимости от бюджетной ситуации расходы могут сокращаться от минимальной величины (1–5%) до полной ликвидации (100%).
4. Передача расходов
бюджетной системы с
5. Проведение инвентаризации
всех обязательств бюджета и
полная ликвидация излишних
6. Перенесение на более поздние периоды тех затрат, которые не являются необходимыми в данное время.
Федеральный бюджет РФ за 2013 год исполнен с дефицитом 323,0 млрд рублей, который составил 0,5% к объему ВВП. Основные источники покрытия дефицита федерального бюджета в 2013 году приведены на Рис. 3 .
***-**-*
Рис.3 Основные источники финансирования дефицита ФБ РФ в 2013 г.
3. ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА
Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.
Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.
Следует обратить особое внимание на понятие «первичный профицит». Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.
Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).
Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).
Реально это означает следующее:
ДБ — К > РБ — ОГД [9] ,
где:
ДБ — доходы госбюджета;
К — кредиты и займы;
РБ — расходы госбюджета;
ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).
В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:
Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.
На практике бюджетный профицит чаще всего встречается у стран - экспортеров сырья. Так, по результатам 2010 года наибольший профицит - 39,8% ВВП - у Брунея, 22,7% - у Кувейта, 15,4% - у Макау, 12,1% - у Катара, 10,5% - у Норвегии. Как правило, развитые страны имеют дефицитные бюджеты, а развивающиеся самыми быстрыми темпами находятся где-то посередине (например, этот показатель для Китая равен минус 2,1 %, т. е. у него бюджет с умеренным дефицитом [7] .
Хотя профицит далеко не всегда показатель экономического развития страны. Так, к примеру, профицит бюджета некоторое время имеля Белоруссия. За первую половину 2006 г. он составил 764,2 млрд. белорусских рублей (9 млрд. 528 млн. 198,4 тыс. российских рублей), или 2,2% к ВВП. За аналогичный период предыдущего года профицит консолидированного бюджета был еще больше, 950,3 млрд. белорусских рублей (11 млрд. 848 млн. 530,5 рублей), или 3,4% к ВВП [6, стр.16]
Интересен тот факт, что в условиях нестабильной экономики в 2014 году, а так же сложившейся политической ситуации в мире - Федеральный бюджет России в январе — октябре 2014 г. исполнен с профицитом в размере 1 трлн 126,6 млрд руб., или 1,9% ВВП, сообщила прессе первый замминистра финансов России Татьяна Нестеренко со ссылкой на предварительные данные об исполнении бюджета [9].
Доходы бюджета составили 11 трлн 890,87 млрд руб. (83,5% общего объема доходов, утвержденных законом о бюджете на год), кассовые расходы — 10 трлн 764,25 млрд руб. (77,1% общего объема расходов за год и 76,6% к уточненной росписи) [9].
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВ
В 2013 году темпы роста российской экономики резко замедлились: ВВП вырос на 1,3% против 3,4%
в 2012 году (рис.4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций.
Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.
Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета.
В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
«Реализация основных идей, заложенных в проекте бюджета на следующий год, позволит существенно укрепить всю государственную вертикаль власти, которая очень пострадала за годы хронического недофинансирования. Если государство начнет выполнять свои обязательства, станет платить по долгам, это будет убедительным примером для всего общества» [6, стр.20]
Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей российской экономики.