Государственный бюджет и его роль в финансовой системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:44, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3 стр.

Глава I. Понятие и структура финансовой системы……………………………...4 стр.
1.1 Финансовая система Российского государства…………….……………….4 стр.

1.2. Доходы как элемент финансовой системы Российского государства…...10 стр.

Глава II. Бюджетная система и её уровни

2.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации……………………………………………………………12 стр.

2.2. Принципы бюджетной системы……………………………….…………...17 стр.

2.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов…………………………………………………………………..........................22 стр.

Глава III. Структура государственного бюджета

3.1. Структура доходов.…………………………………………………………27 стр.

3.2. Структура расходов………………………………………………………..30 стр.

Заключение………………………………………………………………………...27 стр.

Список используемой литературы……………………………………………….29 стр.

Файлы: 1 файл

Министерство экономического развития и торговли РФ.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

    Расходы целевых бюджетных  фондов федерального бюджета.

    Подавляющая часть средств целевых бюджетных  фондов консолидируется в составе федерального бюджета. Данные табл. 5 отражают структуру и объем этих фондов в 1998 г.

Таблица 5

Расходы целевых бюджетных 
фондов федерального бюджета на 1998 г.
 

  Сумма млн.руб. В %,  
к итогу
Расходы целевых бюджетных фондов, всего 35 573 100,0
в том  числе:

Федеральный дорожный фонд РФ

Фонд  развития таможенной системы РФ

Федеральный фонд государственной  налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

Фонд  воспроизводства минерально-сырьевой базы;

Государственный фонд борьбы с преступностью;

Федеральный экологический фонд;

Фонд  развития Федеральной пограничной службы;

Фонд  Министерства РФ по атомной энергии.

 
21 328

3 007

3 494 

3 222

300

72

1 700

2 450

 
60,0

8,4

9,8 

9,1

0,8

0,2

4,8

6,9

 

    Таким образом, под целевыми бюджетными фондами  понимается фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством для финансирования отдельных государственных расходов и консолидируемые в составе бюджетной системы страны для обеспеченья полного государственного контроля за поступлением и целевым использованием их средств.

    В следующем году многие целевые бюджетные фонды перестанут существовать. Вот, что написано в проекте Федерального Закона “О Федеральном бюджете на 2001 год”: 
 
 
 
 
 

Заключение

 В настоящей  курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории.

 При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории, изложить его основные свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета; определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.

 В результате написания данной курсовой работы я  пришла к следующим выводам:

 1. Государственный  бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

 2. Государственный  бюджет является экономической  категорией и выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением  другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

 3. Сущность  бюджета, как и любой другой  экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи  распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

 4. Источники  формирования и направления использования  государственного бюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией, утверждаемой в форме федерального закона. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов  обеспечение сопоставимости¾бюджетов. Основная цель такой группировки  показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые поступления, неналоговые поступления и безвозмездные перечисления. Классификация расходов государственного бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (функциональная классификация); по их экономическому содержанию (экономическая классификация); по распределению бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.

 5. Роль  государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества заключается в следующем:

 - государственный  бюджет является инструментом  воздействия на развитие экономики.

 - государственный  бюджет играет важную роль  в решении социальных проблем.

 - государственный  бюджет играет важную роль  в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.

 - бюджета  ежегодно мобилизует и концентрирует  денежные накопления предприятий,  организаций и населения в централизованном государственном фонде.

 - государственный  бюджет и сконцентрированные  в нем денежные средства дают  возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ 
 
 
 
 
 

Литература: 

      
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с пос. изм. от 2 февраля 2006 г.)
  2. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год"
  3. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" ( с посл. изм. от 4 ноября 2005 г.)
  4. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (с посл. изм. от 10 ноября 2004 г.)
  5. Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ на 01.01.05 (предварительный)// Сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru.
  6. Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ на 01.01.06 (предварительный)// Сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru.
  7. Авдеенко М. В. Изменения бюджетного законодательства РФ в связи с разграничением полномочий между уровнями власти. // Экономика образования. - 2005. - № 3. -  С. 10-25.
  8. Баланс межбюджетных отношений: отрицательное сальдо. // Бюджет. – 2004г. - №6.
  9. Бюджетная система России: учеб. для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 540 с.
  10. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов / под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 2004. - 838 с.
  11. Вавилов А. Реформа местного самоуправления. // Бюджет. – 2004 г. - №4.
  12. Васильев Ю. Налоговая система должна работать на экономику. //Бюджет. - 2005г. - №7.
  13. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М. : Дашков и К, 2002. - 344с.
  14. Галкин А. Разграничение расходов между уровнями бюджетной системы РФ// Законность. - 2004. - № 2. -  С. 49-52.
  15. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М. : Дашков и К, 2004. - 752 с.
  16. Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы развития // Финансы. - 2003. - № 7. - С.7-10.
  17. Лавров А., Климанов В. Реформа региональных финансов продолжается.//Бюджет. – 2004г. - №5.
  18. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 г.г.: от управления затратами к управлению результатами. //Финансы. – 2005г. - № 9.
  19. Малинина Е. А. Об исполнении федерального бюджета в 2004 году. // БИНО: бюджетные учреждения. - 2004. - № 5. -  С. 57-68.
  20. Парыгина В.А. Тедеев А.А. Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 544 с.
  21. Пауль А. Г. Расходы бюджетов: понятие и особенности правового регулирования // Финансовое право. - 2005. - № 7. -  С. 25-27.
  22. Размышления о бюджете. // Бюджет. – 2004г. - №7.
  23. Синюрин А. Экономический портрет России.// Бюджет. – 2005г. - №7.
  24. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2006 год.// Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. – 2005 г. - № 27.
  25. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации М: ЮНИТИ – 2003г. – с. 457.
  26. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. /Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. -М.: Проспект, 2005 г. – 719 с.
  27. Шахова Г.Я., Боженко И.П. Государственные расходы и социально-экономическ
  28. Современный финансово-кредитный словарь, М.: Инфра-М, 2003.
  29. Налоги. Под ред. Черника Д. Г. М.: Финансы и статистика, 2000.
  30. Финансы. Под ред. Ковалевой А.М., М.: Финансы и статистика, 2002.
  31. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной А. А. и др. М: Финансы, ЮНИТИ, 2007
  32. Финансы. Под ред. Романовского М.В. и др., М: Перспектива, 2000 .
  33. Финансы. Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М., Сабанти М.: Перспектива Юрайт, 2001
  34. Абрамова М. А., Александрова А.С. Финансы, денежное обращение, кредит. М., 2005.
  35. Финансы. Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы ЮНИТИ, 1999, 2002.
  36. В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. Бюджетные отношения в Российской Федерации. М.: Формула права, 2001. 

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в финансовой системе России