Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
дать понятие государственному бюджету;
изучить структуру государственного бюджета;
показать значение государственного бюджета в современных условиях;
выявить, каким образом бюджетный дефицит влияет на развитие экономики страны;
описать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение ….………………………………………………………..……….……..
1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях …..……………………………………………..………

2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….


3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы ……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Величины  циклических дефицитов и излишков определяются степенью «крутизны» графиков налоговой и бюджетных функций. Угол наклона налоговой функции  Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G – величиной y, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.      

Даже  в том случае, когда все получаемые государственные расходы G представлены упрощенно, как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок  t и чем, соответственно круче линия T. В положении T* величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении T, поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное влияние на рост или снижение совокупного спроса.     

Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.      

Циклический дефицит нередко оценивается  как разность между фактической  величиной бюджетного дефицита  и структурным дефицитом.     

Сложности определения уровня полной занятости  ресурсов, естественного уровня безработицы  и потенциального объема выпуска  затрудняют расчеты структурных  дефицитов госбюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики (система мер государственного воздействия на экономические процессы, проводимых налогово-бюджетными (фискальными) рычагами) в долгосрочной перспективе.     

Оценки  структурного дефицита используются, в основном, в промышленно развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства [20, с. 142].      

Различают также активный и пассивный бюджетный  дефицит.      

Активный  бюджетный дефицит возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов в целях регулирования экономики.      

Пассивный дефицит возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате сокращения объема национального производства.      

В зависимости от продолжительности  существования бюджетного дефицита различают краткосрочный и долгосрочный дефицит.      

Краткосрочный дефицит имеет место в тех случаях, когда несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.      

Долгосрочный  дефицит бюджета (хронический дефицит) связан с наличием разрыва между расходами и доходами бюджета на протяжении ряда лет [9, с. 110].            

 Основными  причинами бюджетного  дефицита являются:

  • Низкий уровень доходов в стране. Поскольку налоги устанавливаются пропорционально доходам, то при относительно постоянной величине государственных расходов (государственных закупок и национальных выплат) и уменьшении налоговых поступлений, вследствие более низких доходов, бюджетный дефицит будет расти. Следовательно, спады деловой активности будут вызывать увеличение дефицита госбюджета          [20, с. 141].
  • Наличие чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда становится невозможным мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых размерах.
  • Кризисные явления в экономике (спад производства, рост убыточности, снижение рентабельности предприятий и др.), неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
  • Необходимость осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное состояние экономики, а стремление правительства страны обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства   [9, с. 111].
  • Рост теневого сектора экономики. Наличие данной причины приводит к уменьшению налоговой базы. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят   [18, с. 263].

 

               Мировая практика экономического  развития свидетельствует о том,  что сам по себе бюджетный  дефицит не страшен  для экономики страны.   В современном мире нет государства, которое в те или иные  периоды  своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой  рыночной  экономикой так же хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения  бюджетные  дефициты  не  рассматриваются  как катастрофически  отрицательные  экономические   показатели.   Известный английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946) в целях ''взбадривания'' экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал  проводить  политику дефицитного финансирования. И в  этом,  безусловно,  есть  рациональное звено [6, c. 238].      

Очень важно, чтобы весь бюджет, или по крайней мере большая его часть, приходилась на бюджет развития. Инвестиции государства в экономическое развитие страны не обязательно должны быть полностью обеспечены собственными доходами государства в текущем финансовом году, они вполне могут покрываться за счет заемных средств (кредитов ЦБ, облигационных займов, иностранных кредитов), ибо эти инвестиции предполагают дополнительную отдачу от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. Если причиной превышения темпов роста расходов над темпами роста доходов является инвестирование централизованных финансовых ресурсов в производственную сферу, то происходит одновременно их накопление и последующая капитализация. Таким образом, дефицит бюджета развития в целом не нарушает нормального хода экономических процессов, если существует реально действующий механизм выявления зависимости между планированием бюджетного дефицита и крупными капитальными вложениями в развитие экономики [1, с. 122].      

Отсюда  ясно, что в условиях динамично  развивающейся  экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный  дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Правда, при этом  количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е.  сумма,  полученных  государством в долг финансовых  ресурсов,  не  должна  ложиться  тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться  сокращением социальных программ [8, с. 127].      

Совершенно  иная картина складывается, если большая  часть дефицита государственного бюджета  приходится на бюджет текущих расходов, либо дефицит отражает кризисные явления в экономике, ее  развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Это означает рост необеспеченной государственной задолженности, и он чреват самыми серьезными социальными последствиями, а так же бюджетный дефицит  является чрезвычайно тревожным явлением, требующим принятие не только  срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики,  финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.),  но  и соответствующих политических решений [1, с. 123].     

По  установленным международным стандартам, положение считается контролируемым когда бюджетный дефицит не превышает 3 % от суммы валового внутреннего  продукта (ВВП), а внутренний государственный   долг – 60 % от ВВП, иначе, согласно критериям Маастрихтского пакта о стабильности, экономика страны считается неустойчивой [13, с.109].        

 Основными методами  покрытия бюджетных дефицитов  служат:

  1. кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
  2. увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
  3. выпуск займов;

 

     В случае монетизации дефицита нередко  возникает сеньораж - доход государства  от печатания денег. Сеньораж возникает  на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального  ВНП, что приводит к повышению  среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.      

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танци - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик, дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.      

Правительства особенно часто прибегают к этому  средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит [8, с. 102].      

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.      

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.      

Если  отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.      

Проблема  увеличения налоговых поступлений  в государственный бюджет выходит  за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается  в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.      

Если  дефицит госбюджета финансируется  с помощью выпуска государственных  займов, то увеличивается средняя  рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.      

Долговое  финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.     

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.      

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.      

Во-первых, в определенных ситуациях правительство  прибегает к принудительному  размещению государственных ценных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.      

Во-вторых, если правительство даже и создает  достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя  свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.      

Государственные займы на рынке ссудных капиталов  способствуют удорожанию кредита - росту учетной ставки.      

Ни  один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным [2, с.164].      

В мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая  форма, как привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений  (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.     

Понимая выгодность политики привлечения в  страну иностранного капитала, все  страны, включая и экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров.     

Основная  задача политики в области финансирования дефицитов бюджетов – продолжение курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема заимствований.     

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы