Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Содержание работы

Введение.
Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях.
Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт.
Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней  являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются  соответствующие государственные  органы.

Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет[12;c.77].

Итак, для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная  сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и  финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют  свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегией их дальнейшего развития в каждой стране на определенном историческом этапе. Вместе с тем можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития.

Разнообразием отличается расходная часть бюджета, в которой  планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и  общегосударственные мероприятия. Поскольку в условиях рынка предприятия, малые фирмы функционируют за счет собственных ресурсов, а в случае их недостатка используют заемные средства, сфера бюджетных ресурсов ограничена. Бюджет финансирует, в основном,  важные государственные программы (экологические, инвестиционные, конверсии и т. п.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку агропромышленному комплексу, малому бизнесу и др. Существенное место занимают военные расходы и ассигнования на содержание правоохранительных органов, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, защиту их собственности, юридических и имущественных прав[8;c.20].

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1. налоговые доходы;

2. взносы на государственное  социальное страхование;

3. неналоговые доходы;

4. безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

- республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

- пени, начисленные за  несвоевременную уплату налогов,  сборов (пошлин);

- проценты за пользование  отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов (пошлин), таможенных платежей и пени за пользование налоговым кредитом.

Формирование расходов бюджета основывается на принципах  минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь прав граждан.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей  административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям в соответствии со статьями 44–47 Кодекса в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств.

В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются  соответственно резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

Текущие расходы бюджета  являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных  организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а так же включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы  бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и  инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные  для инвестиций в действующие  или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности[9;c.25].

Предоставление средств  из бюджета осуществляется в следующих  формах:

- расходы на функционирование  бюджетных организаций; 

- бюджетные трансферты  населению; 

- субсидии организациям  и физическим лицам; 

- бюджетные трансферты за границу; межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение  стоимости основных средств, нематериальных  активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды,  бюджетные займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание  долговых обязательств;

- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

Функциональная классификация  расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Она представлена двумя уровнями классификационной структуры: разделами и подразделами. Первым уровнем являются разделы, состоящие из подразделов, конкретизирующих направление финансов на осуществление деятельности в определенной области и образующих второй ее уровень.

Ведомственная классификация  группирует расходы по отраслевому (ведомственному) признаку.

Экономическая классификация  отражает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. В ней приняты следующие четыре уровня.

1. Категория расходов (текущие расходы, капитальные

расходы и кредитование минус погашение).

2. Предметная статья (например, закупки товаров и предоставление услуг).

3. Подстатья (например, оплата труда рабочих и служащих).

4. Элемент расходов (например, основной оклад служащих).

Таким образом, доходная часть их бюджета формируется, как  правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений  в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития. Разнообразием отличается расходная часть бюджета, в которой планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия.

 

 

 

Динамика основных показателей  республиканского бюджета (2009 – 2011 гг.)

Наименование показателей

Единица измерения

2009 г. (отчёт)

2010 г. (ожидаемое исполнение)

2011 г. (утверждённое Законом)

1

Объёмы доходов

млрд руб.

30571

28752

33611

2

Темпы роста доходов

%

100

0,94

0,9

3

Удельный вес доходов  в ВВП

%

22,3

17,2

16,8

4

Объём расходов

млрд руб.

31580

32130

39611

5

Темпы роста расходов

%

100

1,2

1,2

6

Удельный вес расходов в ВВП

%

23,1

19,2

19,8

7

Дефицит(-), профицит(+)

млрд руб.

-1009

-3377

-60000

8

Дефицит, профицит ВВП

%

-0,7

-2

-3

9

Инфляция, в среднем  за год

%

113

109

108

10

ВВП

млрд руб.

136790

167020

200000


Рис. 3.1

 

В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2009 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).

Экспорт товаров и  услуг в 2010 году увеличился по сравнению  с 2009 годом на 20%, импорт товаров и  услуг – на 22,6%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2010 года возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.

Индекс потребительских  цен за 2010 год составил 109,9%, или  в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском  рынке составила 107,8%.

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.

 

Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Рис. 3.2

 

Основными доходными  источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении, приложение 1.

 

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

 
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %

 

Показатели

2009 год

2010 год

1. Налоговые доходы - всего

88,4

92

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

в т.ч. - подоходный налог

9,2

11,0

  • Налоги на собственность

3,5

3,8

  • Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

в т.ч. - НДС

25,6

33,3

- акцизы

7,8

8,9

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

17,1

11,8

2. Неналоговые доходы

11,4

7,8

3. Безвозмездные поступления

0,2

0,2

Итого доходов

100,0

100,0


Рис. 3.3

 

Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета в 2006-2007 гг., %

Показатели

2006

2007

Налоговые доходы - всего

70,1

71,3

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

16,0

15,5

в т.ч. - подоходный налог

6,5

6,4

  • Налоги на фонд заработной платы

1,8

0

  • Налоги на собственность

3,3

3,2

  • Налоги на товары и услуги

38,4

35,0

в т.ч. - НДС

19,2

18,0

- акцизы

7,4

6,3

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,4

13,1

Взносы на государственное  социальное страхование

24,2

23,4

Неналоговые доходы

5,7

5,3

Итого доходов

100,0

100,0


Рис. 3.4

 

Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета в 2008-2009 гг., %

 

Показатели

2008 год

2009 год

1. Налоговые доходы - всего

71,3

65,7

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

17,0

15,3

в т.ч. - подоходный налог

6,4

6,9

  • Налоги на собственность

3,1

2,6

  • Налоги на товары и услуги

31,2

31,7

в т.ч. - НДС

17,4

19,2

- акцизы

5,9

5,8

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

16,2

12,7

2. Взносы на государственное социальное страхование

22,1

25,2

3. Неналоговые доходы

6,6

9,1

Итого доходов

100,0

100,0

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы